Цели:
- отработка навыков коммуникативного поведения;
- закрепление знаний правил поведения в природе;
- коррекция логического мышления, памяти, воображения, речи.
ПЛАН
1. Организационный момент.
(под музыку)
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите какое у меня на руке красивое яблоко, какое оно большое. красненькое, спелое, сочное, душистое . Представьте, что вы его откусили. Покажите какое чувство вы при этом испытываете. Покажите как вам вкусно. А теперь повернитесь друг к другу и подарите это необыкновенное чувство.
- Садитесь.
2. Введение в тему.
а) Вводная беседа.
- Ребята, я сейчас прочитаю вам одно хорошее стихотворение, а вы внимательно его послушайте. (под музыку)
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок - воду морщит-рябит,
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.
:::::::::::::::.
А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло!
- О чём это стихотворение? (о том, как наступает утро, оживает природа, просыпается река, лес. Птицы.)
- Скажите мне, ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, нежность, хорошо на душе. Приятно, весело.)
Покажите картинку, которая показывает это настроение.
- Молодцы! Вы очень хорошо поняли содержание и смысл этого стихотворения; я рада, что вы слушали внимательно. А теперь я хочу посмотреть, кто из вас самый сообразительный.
б) На доске расположены в ряд семь цветков (ромашка, мак, роза, одуванчик, незабудка, тюльпан, хризантема). Под ними - слово ПРИРОДА.
- Ребята, давайте отгадаем эти загадки. Перевернём цветы, и вы узнаете тему нашего занятия.
- Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (ЁЖИК)(на картинке ромашка + буква "П".)
- Зимой и летом - одним цветом. (ЕЛЬ)
- Без рук, без топорёнка построена избёнка. (МУРАВЕЙНИК)
- Летом серый - зимой белый. (ЗАЯЦ)
- Стоит Антошка на одной ножке. (ГРИБ)
-Длинный хвостище, рыжий волосище,
Сама - хитрище. (ЛИСА)-Черен, а не ворон;
Рогат, да не бык.
Шесть ног - без копыт.
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (ЖУК)
- Какое же слово у нас получилось?
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг :
(природа)
3. Основная часть.
- А как вы думаете, ребята. Что такое природа? ( Лес, животные, цветы, деревья. Воздух - все, что нас окружает.)
- Молодцы! Правильно: всё, что окружает нас, - моря и горы, леса и реки, животные и птицы - всё это наша природа. О ней мы с вами сегодня и поговорим: о лесных жителях, о том, как нужно беречь окружающую нас красоту, почему нельзя наносить природе вред.
- Прочитайте вопрос и найдите на него правильный ответ. (Раздаются карточки.)
* Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или лося?
а) Буду громко звать на помощь;
б) Постараюсь отогнать это животное;
в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.
* Если встретишь в лесу зайчонка, то
а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь
б) возьмешь его на руки, чтобы лучше рассмотреть
в) заберешь его домой
* В лесу во время экскурсий следует ходить по тропинкам, чтобы
а) не вытоптать траву под деревьями;
б) не терять друг друга из вида;
в) не споткнуться о корни, коряги, камни.
Правильные ответы:
(* Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или лося?
в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.
* Если встретишь в лесу зайчонка, то
а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь
* В лесу во время экскурсий следует ходить по тропинкам, чтобы
а) не вытоптать траву под деревьями.)
Физминутка.
- Ребята, давайте немножко отдохнём и представим, что:
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
В природе всё взаимосвязано. Необдуманные поступки человека в природе могут обернуться страшными последствиями.
(показ презентации "Планета в опасности")
Ребята, а сейчас я попрошу выйти к доске двоих и прокомментировать эти экологические правила.
- Соотнесите картинку с правилом на карточке.
Когда мы посещаем лес и другие уголки природы нужно, выполнять экологические правила поведения на природе.
- Не разжигать костры.
- Можно фотографировать.
- Передвижение на велосипеде запрещено.
- Не рвать цветы.
- Выгул собак запрещён.
- место для отдыха.
- Не шуметь.
Давайте подумаем, а как мы ещё можем помочь окружающей среде? (выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей:)
4. Заключительная часть.
- Составьте из слогов слово и прочитайте фразу:
БЕ ПРИ ! РЕ РО ГИ ТЕ ДУ
У нас вами получилось самое главное экологическое правило, давайте прочитаем его вместе.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
- О чём мы сегодня беседовали на занятии?
- Что такое природа?
- Какие экологические правила вы знаете?
Давайте и мы с вами будем горячо любить нашу природу, помогать ей добрыми делами, заботиться о ней! Согласны? Ещё я хочу прочитать вам вот такой призыв:
- ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ!
- ХРАНИТЕ ПРИРОДУ!
- НЕ ЖГИТЕ ТРАВУ!
- НЕ ЛОМАЙТЕ КУСТЫ!
- НЕ СЫПЬТЕ НА ЗЕМЛЮ ВСЯКУЮ ГАДОСТЬ!
- И ДАСТ ВАМ ПРИРОДА ЗДОРОВЬЕ И РАДОСТЬ!