Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
- активизировать в речи детей слова-действия, связанные с производством хлеба;
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);
- развивать внимание, мышление, связную речь;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
Оборудование: Серия сюжетных картин “Колосок”, предметные картинки “хлебобулочные изделия”, пшеничный колос, костюмы “мышата”, муляжи хлебобулочных изделий, диск Л. Яртова “На зарядку становись”, магнитофон, корзинка, поднос, пирожки для каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят возле своих мест.
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь. Теперь слушайте задание. Назовите хлебобулочные изделия, кто назовет правильно, садится.
Дети берут картинки, лежащие на столах, и называют изображенные хлебобулочные изделия.
2. Введение в тему.
Логопед: Мы знаем, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку “Колосок”.
3. Основная часть.
- Рассказывание сказки логопедом с демонстрацией картин.
Выставляется 1 картина.
Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Петушок рано утром поднимался да за работу принимался, а мышата только и знали, что пели да плясали. Однажды нашел Петушок во дворе колосок.
Позвал Петушок мышат: “Я колосок нашел, нужно его обмолотить. Кто будет молотить?”
- Только не мы! – закричали мышата.
Выставляется 2 картина.
Принялся Петушок за работу. А мышата стали играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул: “Круть, Верть, смотрите, сколько я зерна намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку намолоть. Кто понесет?”
- Только не мы! – запищали мышата.
Выставляется 3 картина.
Взвалил Петушок себе на плечи мешок и пошел на мельницу. Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат.
- Я муку принес, теперь нужно тесто замесить и пироги печь. Кто будет месить?
А мышата опять свое:
- Только не мы!
Выставляется 4 картина.
Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в нее пироги, а мышата песни поют и пляшут.
Выставляется 5 картина.
Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А Петушок у них спрашивает:
- Кто нашел колосок?
- Ты нашел!
- А кто колосок обмолотил?
- Ты обмолотил!
- А кто муку молол, тесто месил, печь топил, пироги пек?
- Все ты.
- А вы что делали?
Стыдно стало мышатам, стали они из-за стола вылезать, а Петушок их не удерживает. Не за что лентяев пирогами угощать!
- Беседа по содержанию сказки и словарная работа.
Логопед: Вам понравилась сказка?
Как она называется?
Про кого эта сказка?
Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста:
Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок? (Ответы детей)
А что значит замесить тесто? (Ответы детей)
Чем занимались мышата, когда Петушок работал?
Какую работу выполнял Петушок?
Что сделали мышата, когда пироги были готовы?
Петушок угостил мышат? А почему?
Чему нас учит эта сказка?
Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.
- Фонопедическая гимнастика.
Петушок пшеницу серпом сжал,
(Дети произносят “ших, ших…”, резко скрещивая
перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.)
Снопов навязал,
(Произносят “ш-ш-ш…” на продолжительном
выдохе, вращая кулачками по коленям.)
На мельницу свозил.
(Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади,
руки “держат вожжи”.)
Ветер летит, крылья мельницы вертит.
(Делают glissando вверх и вниз на звук [у],
показывая его высоту рукой.)
Получилась мука хороша, легка.
(Произносят “п… п…”, делая короткие активные
выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.)
Петушок из муки напек пироги.
(Руками “пекут пирожки”, произнося слог ля в
высоком регистре.)
Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят.
(Произносят “пых… пых…”, стараясь не
поднимать плечи и активно работая диафрагмой,
руки на поясе.)
(М.Ю.Картушина)
Логопед. Я вам расскажу сказку еще раз, слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы смогли ее рассказать сами.
- Пересказ сказки детьми.
Входят “мыши” ( дети подготовительной группы) грустные, в руках колосок.
Логопед. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?
Мышата. Круть и Верть.
Логопед. Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?
Круть:
Наш дружок Петушок
Вкусных пирожков испёк
Ну, а нас не угостил,
Ведь на нас сердит он был.
Мы ему не помогали,
От работы убегали,
Стыдно очень нам теперь
За безделье и за лень.
Верть:
К Петушку мы приходили
И прощения попросили.
Обещали не лениться,
Вместе хорошо трудиться.
Снова в поле побежали,
Колосок там отыскали.
Вот пришли у вас спросить,
Что с ним делать, как нам быть?
Нам, ребята, помогите,
Пирожки печь научите!(И.Куличева)
Логопед. Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Сейчас мы будем рассказывать сказку по частям. Кто расскажет начало по первой картинке?
Дети пересказывают сказку по частям.
Логопед. Мышата, вам понравилось, как дети рассказывали, вы запомнили, что вам делать?
Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.
Логопед. А мы сейчас немного отдохнем. Давайте все будем Петушками.
4. Физминутка.
“Петушок” (автор Л.Яртова).
Дети выполняют движения по показу логопеда.
5. Игра “Назови ласково”.
Логопед. Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.
Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.
Булка – булочка.
Батон – батончик.
Пряник – пряничек.
Пирог – пирожок.
Хлеб – хлебушек.
Сушка – сушечка.
Баранка – бараночка.
Сухарь – сухарик.
Лепешка – лепешечка.
Пышка – пышечка.
7. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Логопед. Чему вы учились на занятии?
Что вам понравилось? (Ответы детей)
Входят мышата, вносят пирожки.
Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас и обещаем больше не лениться.
Логопед: Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.
Логопед хвалит детей за активную работу на занятии.