Цель: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.
Задачи:
- Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействия между организмами, показать зависимость одних видов от других.
- Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно в группе.
- Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результат своего труда, чувство коллективизма, сопереживания, совершенствовать навыки групповой работы.
Б.Коммонер.“Все связано со всем.”
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы, и соответственно, его собственная судьба. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения.. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: “ Все связано со всем”. В конце урока мы должны будем с вами подтвердить или опровергнуть это высказывание Барри Коммонера, который занимался вопросами социальной экологии.
Экологическая зарядка. (Фронтально.)
1. Найдите лишнее понятие и обоснуйте ответ:
* сосна, лягушка, повилика;
* дуб, ковыль, белка;
* дождевой червь, гусеница, плесневый гриб.
* тигр, медведь, лев, гепард, леопард.
2. Восстановите последовательность:
– медведь, зоопланктон, лосось, мелкая рыба, планктон.
– ястреб, муха, паук, синица, нектар цветов.
Что за последовательность здесь изображена? (Цепь питания.) Что такое цепь питания? (Это процесс, в котором каждое предыдущее звено служит пищей последующему.)
Решите письменно познавательные задачи (зеленый лист).
1. Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду – 34 раза. За 1 раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период вскармливания потомства.
(400 34 33 2 = 897600 насекомых)
2. Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г. насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожает в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек?
(400 0,5 = 200, 200 20= 4000г. 3 =12000г. или 12 кг..)
3. 10 колорадских жуков в течение 30 суток съедают 2.000 см2 листьев картофеля.
За свое развитие одна личинка съедает приблизительно 50 см.2 листьев картофеля. Подсчитайте, какую площадь листьев съедят 1.000 колорадских жуков? Сколько личинок колорадского жука могут уничтожить такую площадь листьев картофеля?
(10 кол. жук. – 2.000см.2
1000 кол.жук. – х см2, х = 200.000 см.2, 200.000: 50 см2 = 4.000 личинок.)
“Выскажи свое мнение” (красный лист)
1. Замечено, что в местах обитания тигра обычно не встречаются волки. На территории, где живут волки, как правило, не бывает тигров. Объясните этот факт.
2. Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые ели не растут. Дайте ответ.
“Объясни следующие утверждения” (красный лист).
– уровень организации крысы выше, чем ястреба;
– любая пищевая цепь начинается обычно с растений;
– в пищевых цепях количество звеньев – разное.
“Узнай пословицы, изложенные на языке биологических и экологических терминов”(голубой лист).
1. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно стремится в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.)
2. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства Волчьих, поэтому не может скрыться в растительном сообществе. (Работа не волк, в лес не убежит.)
П Изучение нового материала. Операционно-исполнительный этап.
В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти
животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? Посмотрите на
тему нашего урока..” Взаимоотношения организмов в экосистемах”. Проблемная
задача: Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе
могут существовать?. На эти вопросы мы с вами ответим после изучения
темы урока. Итак, тема нашего урока “Взаимоотношения организмов в
экосистеме”.Какую цель мы можем сформулировать? (Изучить ,выявить
взаимоотношения организмов в экосистемах.)
План изучения темы (на слайде.)
1.Симбиотические взаимосвязи.
2. Антисимбиотические взаимосвязи.
3. Нейтральные взаимосвязи.
Изучая определенную тему составляем цветной кластер (схему) типов биотических взаимосвязей. (Работают 3 группы.)
Работаем с вами 5 минут, можно использовать любую литературу, которая находится у вас на столе, при этом заполняем таблицу следующего содержания:
Тип взаимоотношений (название) |
определение | примеры |
После изучения типа взаимоотношений охарактеризуйте его.
Симбиотические взаимосвязи.
Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).
Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм. Если влияние одного организма требуется для роста и выживания другого, то такой симбиоз называют мутуализмом. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным для существования каждого из них. Мутуалистические отношения складываются между гифами гриба и зелеными одноклеточными водорослями, которые образуют новый организм – лишайник. Можно наблюдать еще один пример симбиоза: клевер, опыляемый шмелями. Устройство ротового аппарата шмелями приспособлено к опылению закрытых цветков бобовых растений.
Шляпочные грибы и деревья. Это тоже симбиотические отношения. Гифы шляпочных грибов прорастают в корни деревьев, заменяя утраченные корневые волоски, они всасывают воду, которая поступает затем в проводящие сосуды дерева. Взамен дерево снабжает гриб готовыми органическими веществами. Примеры: клубеньковые бактерии на корнях бобовых, лишайник, микориза – симбиоз гриба и корня, береза и подберезовик и другие.
Комменсализм – полезно-нейтральные взаимоотношения, при которых один вид извлекает пользу, а другому это безразлично. Молодая елочка, растущая в тени березы, – яркий пример комменсализма. Существование елочки для взрослой березы незаметно, несущественно, но для теневыносливой ели крона березы служит защитой от солнца. Различают а) нахлебничество: львы и гиены, акулы и рыбы-прилипалы; б) квартиранство: орхидея и дерево, дерево и лишайник. Часто взаимоотношения сотрапезничества и нахлебничества можно продемонстрировать на одних и тех же примерах. У трупа зайца “трудится” лиса и мухи, разделяющие с ней трапезу, являются сотрапезниками и нахлебниками одновременно, а вороны вступают в другие взаимоотношения с лисой – конкурентные. Песец подъедает за белым медведем остатки его добычи – тюленей, рыбы-прилипалы подбирают куски пищи, выпадающие изо рта акулы.
Физкультминутка (2–3 упражнения).
Антисимбиотические отношения.
Паразитизм – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого. Различают Эктопаразитов и эндопаразитов. Эктопаразиты – это наружные паразиты. Они не живут на теле постоянно на теле хозяина, то есть являются временными паразитами. Примерами являются блохи, вши, кровососущие двукрылые. Эндопаразиты постоянно живут в теле хозяина, например, паразитические черви (круглые и плоские).
Паразитические отношения встречаются и у растений. Примеры: повилика не имеет листьев и получает питательные вещества за счет хозяина – другого растения; гриб фитофтора паразитирует на высших растениях, растение петров крест. (Собака и клещ.)
Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Вдоль пшеничного поля, прилегающего к опушке леса, растут сорные растения: васильки, пырей, льнянка. Взаимоотношения культурных и сорных растений тоже конкурентные. В смешанных лесах быстро растущие деревья будут затенять и угнетать медленно растущие деревья, а также травянистые растения, которые требуют больше света, и тем самым, вытеснять их, лишая света и питательных веществ. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. (Щука и окунь, волк и лисица.)
Хищничество – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения. Росянка и муха, комар и волк, частный случай – каннибализм у крыс, у бурых медведей. Хищничество встречается и у растений, например, растение венерина мухоловка. Листья мухоловки покрыты железистыми волосками, которые выделяют липкую слизь, содержащую ферменты. Если к листьям прилипают мелкие насекомые, края листьев смыкаются и происходит переваривание насекомого. Паук-крестовик, его ловчая сеть и муха –это хищничество. Слепни, комары, мошки, отравляющие нам жизнь во время путешествия,– паразиты-кровососы теплокровных животных и человека. (Лисица и заяц, тигр и олень.)
Нейтральные.
Это форма взаимоотношений, при которой организмы, обитающие на одной территории, не влияют друг на друга. Примером может служить лоси и белки, клопы и водомерки, синицы и ежи.
На доске изображаем модель-аппликацию по данным взаимоотношениям и составляем цветной кластер:
Симбиотические (зеленый лист) | Аллелопатия )желтый лист) | |
взаимоотношения организмов в экосистеме |
||
Нейтральные (голубой лист) | Антисимбиотические (красный) |
У вас на столах примеры взаимоотношений организмов в экосистеме, определите их характер, используя обозначения.
Экологические взаимоотношения организмов в природе. (Желтый лист.)
+ 0 – полезно-нейтральные
– 0 – вредно-нейтральные
+ + – взаимо-выгодные
+ – полезно-вредные
– – взаимо-вредные
0 0 нейтральные
Определите характер взаимоотношений организмов в природе, используя обозначения:
- олени и лоси, как разносчики семян растений;
- гриб и водоросль в составе лишайника;
- снегири, как потребители семян растений;
- шляпочный гриб и дерево;
- трутовик и дерево;
- муравьи и тли;
- клест и белка;
- корова и трава;
- лиса и блоха;
- сорняки и культурные растения.
Проверим характер взаимоотношений путем взаимопроверки и поставим друг другу оценки. Ключ написан на доске. (Без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”.)
“Узнай по описанию”. (Трутовик, вши, отряд Хищные, кролики, чесоточный клещ.)
Давайте с вами попробуем решить кроссворд. (Розовый лист.)
№ 1 (1 – горностай, 2 – лисица, 3 – рысь, 4 – косуля, 5 – ондатра, 6 0150 белка.)
№ 2 (1 – барсук, 2 – куница, 3 – хорек, 4 – лось, 5 – медведь, 6 – кабан.)
Рефлексия будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь к нашему эпиграфу, объясните, как вы понимаете эпиграф “Все связано совсем”? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке. А теремок?
Идеальное домашнее задание: (На слайде.)
– сделать рисунок к теме;
– придумать биологическую задачу по теме;
– придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
– творческое задание: представьте, что животные могут говорить. О каких
проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?
Ответ представьте в виде сочинения, придумайте заголовок.
Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.
“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых”.