Урок математики в 5-м классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить и закрепить изученный материал по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
  • развивать внимание, память и логическое мышление, умение проверять и оценивать выполненную работу;
  • воспитывать стремление к поиску нового , любовь к родному краю.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • карточки- задания;
  • пропуски на путешествие;
  • карта Амурской области;
  • презентация (приложение 1).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по территории Амурской области, которая входит в состав Дальнего Востока. Мы не только закрепим знания по сложению и вычитанию десятичных дробей, но и углубим знания о флоре и фауне, узнаем очень многое из истории нашего родного края. Мы побываем в городах, познакомимся с животным миром, затем продолжим путешествие по глубоководным рекам и познакомимся с их обитателями. А помогут нам наши знания и умения. (Слайд 2)

Изучать родной край – значит ещё больше любить его и беречь. Это наша Родина.

Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье моё!..

П. Комаров

2. Обобщение и закрепление знаний

Учитель: Но для начала нам необходимо приобрести билеты, чтобы отправиться в путешествие. (Слайд 4)

(Раздаются билеты в виде “Облачка”). Наше путешествие начинается со знакомства с городами Амурской области. Вы уже знаете, что центром Амурской области является город Благовещенск.

Задание №1

Перед вами магический квадрат. В пустые клетки квадрата впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 3. Расположите числа в порядке убывания и прочитайте название одного из северных городов нашей области (слайд 5).

Задание №2

Вместо звездочек поставьте знаки “-” или “+” и скобки так, чтобы равенства были верными (слайд 6).

М 5,5 * 1,9 * 2,6 = 1

Р 7,9 * 3,4 * 4,2 = 7,1

У 6,1 * 13,5 * 12,4 = 5

А 2,4 * 3,7 * 6,1=0

Расположи числа ответов в порядке возрастания и прочитай название одной из величайших рек планеты, протекающей по территории Дальнего Востока. Город Благовещенск стоит на берегу Амура.

Задание №3

Раздаются карточки – задания для самооценки. Оцени себя сам (слайд 7).

2,7 – 0,7 =

3,5 + 2,3 =

5,8 -1,9 =

3 + 0,8 =

0,74 – 0,2 =

0,84 – 0,22 =

0,69 + 0 =

3,6 + 0,8 =

2,45 – 1,3 =

0,57 + 0,3 =

2 – 0,6 =

1,1 – 2,5 =

Оцени себя:

“5” – 12+  

“4” – 11-10+ 

“3” – 9-8+    

Чем же богата наша область?

Выступление ученика по карте Амурской области (слайд 8).

  • Круглый лес и пиломатериалы.
  • Сою.
  • Золото.
  • Уголь.
  • Кондитерские и макаронные изделия.
  • Овощи и продукцию животноводства.
  • Пушнину.
  • Электроизмерительные приборы, краны, высоковольтную аппаратуру.
  • Консервированную продукцию.

Мы продолжаем путешествие.

Выступление ученика по карте (слайд 9).

Наша область - один из самых благоприятных уголков Дальнего Востока.

Многообразна и красива наша природа. Леса – одно из главных богатств области. Богаты таёжные леса орехами, ягодами, грибами.

Богат и разнообразен животный мир. Здесь живут бурый и гималайский медведи, рысь, волк, лисица, норка, соболь, лось, косуля, кабан, изюбр, тигр. 39 видов животных занесены в “Красную книгу”.

Задание №4

Основу питания тигра составляют изюбр, лось, кабан, косуля. Каждый тигр имеет свои особенности. В среднем через каждые 5 – 6 дней тигр убивает новую жертву. (Слайд 10)

Сколько копытных убивает тигр за год?

15,4 + 54, 60 =

Учитель:

Задание №5 (слайд 11)

  • Длина его тела может достичь 320,5- 3,5=

Результат переведите в метры:

  • высота в холке 120,64 + 29,36 =
  • масса тела 300,28 - 0,28=

Задание №6

Самое крупное млекопитающее в лесах нашей области (слайд 12).

Решите примеры и выпишите из таблицы буквы, соответствующие найденным ответам.

0,35 + 0,05 = ?

2,5 – 2,44 = ?

4,8 – 3,78 = ?

1,8 + 0, 44 =?

о

к

р

л

ь

г

с

и

0,06

0,51

0,07

0,4

2,24

0,20

0,02

0,08

Лось (сохатый) – самое крупное животное отряда парнокопытных семейства оленьих. (Слайд 13)

Задание №7

  1. В первой строке выберете самое большое число.
  2. Во второй строке выберете самое маленькое число.
  3. В третьей строке среднее число.

Сложите все числа и найдёте вес животного. (Слайд 14)

231,8 242,8 275,4
211,9 158,3 177,7
186,3 189,5 101,6

Выступление ученика (слайд 15) с помощью Интернета.

На территории области обитает около 280 видов птиц. Самая высокая птица - Японский журавль.

Задание №8

Определите вес и рост японского журавля:

Вес журавля 10,0-2,5 =

Рост журавля 148,2+9,8 =

Учитель:

Задание №9

Запишите последовательно буквы с верных карточек. Прочитайте полученное слово. (Слайд 16)

47 см

0,47 м

К

320 см

3,2 дм

О

125 см

1,25 м

А

3 м 17 см

31,7 см

М

4 т 27 кг

4,027 т

Л

30 м

0,030 км

У

16 ц

1,06 т

Е

154 дм

15,4 м

Г

3 км 250 м

3,25 км

А

Калуга – самая крупная рыба в Амуре. (Слайд 17)

Задание №10

Какова ее длина в метрах?

В каждой новой клетке запишите результат сложения предыдущих чисел.

Ответ на вопрос найдете в последней клетке.

1,5

1

     

Учитель: А теперь продолжим наше путешествие по растительному миру Амурской области. Удивляет своим разнообразием мир растений. Словно в ботаническом саду, встречаются рядом теплолюбивые южные и выносливые северные растения. Многие растения лесов являются лекарственными.

Задание №11

Соедини числа стрелками последовательно в порядке возрастания и ты узнаешь самое высокое дерево Приамурья. (Слайд 19)

Задание №12

Восстанови цепочку вычислений и прочти название лекарственного растения нашего края. (Слайд 20)

4 - 1,5 + 5 - 7,25 + 999,25 + 0,5

Задание №13

Растениеводство – основная отрасль сельского хозяйства области. (Слайд 21). Здесь выращивают:

  • зерновые культуры;
  • гречиху;
  • рапс;
  • картофель;
  • кормовые культуры.

Найди правильные решения, сопоставь с буквой и ты узнаешь какую культуру называют “Амурской жемчужиной”.

3,2 + 1,8 =5

6 – 3,4 =2,5

0,24 + 0,76=1

50,8 – 12,8=38

23,56 + 0,12=23,58

Учитель: Наше путешествие заканчивается. Подведём итоги урока.

3. Подведение итогов урока.

Литература

  1. Атлас Амурской области.
  2. Н.Н.Шульман “География Амурской области”.
  3. С.Кучеренко “Лесные знакомства”.
  4. Н.В. Гриценко “Охрана природы Амурской области”.