Цели и задачи:
- Образовательная – вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;
- Развивающая – развивать коммуникативные компетенции учащихся, пространственное воображение и креативность мышления;
- Воспитательная – воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Оборудование: контурные карты, карандаши, линейка, ластик, листы бумаги.
Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намек!
А.С. Пушкин.
Участники: ученики 7-8 класса
Форма проведения: игровая, групповая.
Ход урока.
Ведущий: Все вы с детства знаете сказку известного русского писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Мы предлагаем вам совершить вместе с доктором Айболитом путешествие по миру.
Результатом путешествия будет ваш отчет и заработанные баллы. Итак, в путь!
ЗАДАНИЕ 1 . Прочитав, предложенные отрывки из произведения, вы должны проложить предполагаемый маршрут движения доктора на контурной карте полушарий.
1.Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица
И жучок, и червячок,
И медведица.
Вопросы №1. В какой природной зоне проживал Айболит? Какие несоответствия, с точки зрения здравого (научного) смысла, содержат эти строки?
2.Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
Вопросы №2. Откуда мог в действительности прискакать шакал (природные зоны, континенты)? Какие несоответствия, с точки зрения здравого смысла, содержат эти строки?
3.И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лугам, по лесам он бежит
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Вопросы № 3. Какую форму рельефа пересек Айболит, когда бежал «по полям, по лугам, по лесам»? В каком направлении движется доктор?
4. Но вот перед ними море –
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
Вопрос №4. Волны какого моря могут «проглотить» Айболита? Подпишите на карте название моря.
5. И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти…
Вопрос №5. Какие горы должен был пересечь Айболит, торопясь к больным? Подпишите на карте название гор. Определите среднюю и максимальную высоту этих гор.
6. Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных
Лимпопо!
Вот идет Гиппопотам.
Он идет от Занзибара,
Он идет к Килиманджаро…
Вопрос № 6.Все ли, с точки зрения географии и здравого смысла, здесь верно?
Во время своего путешествия по Лимпопо доктор Айболит услышал разговор местных жителей, который заинтересовал его и он решает продолжить своё путешествие. Маршрут его дальнейшего движения вы узнаете, выполнив следующее задание.
ЗАДАНИЕ 2. Используя ниже приведенное описание, определите место следующей остановки доктора Айболита. Прочертите на карте маршрут движения. Укажите направление движения.
«Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению и по высоте. Здесь вулканические конусы и плато, массивы-горсты с пологими склонами, обработанными текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина - потухший вулкан Фудзияма. Острова лежат на «главной дороге тайфунов».
Больше всего Айболита поразили две особенности островов – рельеф и климат.
ЗАДАНИЕ 3. Изучив климат следующего места остановки, доктор Айболит предлагает вам построить климатограмму по своим данным. Объясните в своем отчете причины своеобразия рельефа и климата этого места.
|
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Температура |
+ 2 |
+3 |
+7 |
+10 |
+14 |
+18 |
+22 |
+25 |
+20 |
+17 |
+11 |
+5 |
Осадки мм |
50 |
80 |
105 |
130 |
140 |
180 |
120 |
160 |
450 |
200 |
90 |
60 |
Как вы думаете, что могло удивить доктора?
Маршрут дальнейшего передвижения доктора Айболита вокруг света не совсем ясен, так как были найдены только обрывочные записи и рисунки. Известно, что путешествие закончилось там, откуда оно началось, и маршрут ни разу не пересекался.
ЗАДАНИЕ 4. Восстановите маршрут доктора по географическим координатам в записях. Нанесите его на карту. Прономеруйте рисунки жилищ местных жителей в порядке их посещения Айболитом по маршруту. В отчете укажите характерных для данной местности представителей флоры (растительности) и фауны (животных).
Ниже приводятся сохранившиеся записи и рисунки доктора Айболита.
67 с.ш. 127 з.д. встретили и вылечили…путешествие по реке…
Прерии ….многочисленные стада…………………
48 с.ш. 103 з.д. постройки местных жителей очень интересны... . И еще посетили 2 ю.ш. 57 з.д. …природа богата и разнообразна.
Сьерра – «пила» … кечуа и аймара 12 ю.ш. 75 з.д….
2 ю.ш. 138 в.д. нигде такого я не видел.
Решили посетить: 13с. ш.4 в. д.; 0ш. 20 в.д.; 23 ю.ш. 28 в.д.
Путешествие мое подходит к концу. Пора домой.
Вот и подошло к концу ваше путешествие. Вам осталось выполнить последнее задание.
ЗАДАНИЕ 5. Сдайте отчет наблюдателям, где укажите географические координаты своего населенного пункта, фамилию, имя, класс, школу.
Ведущий: А теперь пришла пора,
Расставаться нам друзья!
Напоследок мы вам скажем:
Больше умных книг читайте,
Тайны знаний открывайте!
ОТВЕТЫ.
ЗАДАНИЕ1.Макс. баллов .
№1 местожительство доктора Айболита – Россия. Волк и медведь встречаются в лесной полосе. На территории России имеются следующие природные зоны: тайга, смешенные леса, широколиственные леса, муссонные леса Дальнего Востока. Медведь обитает в тайге. Волка можно встретить в тайге, лесостепи, степи. Следовательно, доктор Айболит вероятнее всего проживал на территории таежной зоны.
Профессия доктора Айболита - ветеринарный врач, лечит зверей. Класс звери – корова, волчица, медведица. Несоответствие: жуки – насекомые, черви – класс беспозвоночные, тип - черви. Баллы_________________________________________________________________
№2 Шакалы встречаются в юго-восточной Европе, на Кавказе, в Южной, Средней и Передней Азии, Африке, Северной Америке (койот). Предпочитают открытые пространства. Природные зоны: саванны и редколесья, степи, полупустыни.
Несоответствие: шакал - хищник, скорее всего он съел бы кобылу, африканскому шакалу пришлось бы преодолевать водные пространства.
Баллы________________________________________________________________________
№3 «Поля, луга, леса» - чаще всего такое сочетание встречается на равнинах. Доктор должен двигаться в южном направлении. Форма рельефа – Восточно-Европейская равнина. Тайга – смешанные и широколиственные леса – лесостепи и степи – море.
Баллы__________________________________________________________________________
№4 Виды волн: ветровые, цунами, приливные. Волна ходит в море, следовательно, это ветровая волна. Цунами и приливные наиболее разрушительны у берега. Южные моря на территории России – Азовское, Черное.
Баллы__________________________________________________________________________
№5 Чтобы быстрее достичь Лимпопо доктор должен двигаться по наиболее короткому маршруту: пересечь п-ов Малая Азия - Понтийские горы, хребет Тавр влк. Эрджияс 3916, средняя - 2000 метров, Рувензори – массив в Восточной Африке, пик Маргерита 5109, средняя – 2000 метров.
Баллы__________________________________________________________________________
№6 Занзибар остров, поэтому дойти от него до Килиманджаро Гиппопотам не мог .
ЗАДАНИЕ 2. Всего баллов_- .____
Это Японские острова.
ЗАДАНИЕ 3. Всего баллов_______________
Японские острова находятся в зоне активного взаимодействия литосферных плит. Этим объясняется наличие множества вулканов, гористость рельефа.
Климатические особенности островов определяются большой протяженностью с севера на юг, расположением между большим материком и самым большим океаном. Теплое течение Куросио смягчает климат и делает его более теплым и влажным. Осадков выпадает в 2 – 3 раза больше чем на материке. Тайфуны – это ураганные ветры с очень большой скоростью, сопровождаются грозами и сильными ливнями.
ЗАДАНИЕ 4.
Шатер пигмеев Жилище в Андах Жилище аборигенов Австралии Вигвам индейцев
Жилище в Ю. Африке
Постройка в Амазонии. Иглу – жилище эскимосов.
Шатер туарегов
Порядок посещения жилищ может быть таким: иглу - вигвам – постройка в Амазонии – жилище в Андах – жилище аборигенов – жилище в Ю. Африке – шатер пигмеев – шатер туарегов.