Обобщающий урок по теме "Классификация растений". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель: обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме «Систематика растений».

Задачи:

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Развитие системного мышления.
  3. Расширение знаний о растениях.
  4. Закрепление навыков работы в команде.

Ход урока

При входе в класс учащиеся разбиваются на 5 команд, получая жетоны разного цвета, и занимают свой стол.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Классификация растений», который мы с вами проведем в виде игры, передвигаясь по заданному маршруту. Маршрутные листы лежат на ваших столах.

Обратите внимание: в маршрутном листе указаны названия этапов игры и максимальное количество балов, которые можно заработать.

Маршрутный лист:

  1. Разминка – 3 балла.
  2. Презентация – 8 баллов.
  3. Тропа препятствий – 5 баллов.
  4. Коктейль-зал – 2 балла.
  5. Ярмарка – 6 баллов.
  6. Подумай-отгадай – 3 балла.

Итак, начинаем игру!!!

I. Разминка.

Каждая команда получает задание. Вам необходимо в течение 1 минуты расшифровать слова, найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Задание Ответ
1. суп + ката

утка + яр

рог + ох

Капуста – семейство Крестоцветные.

Ярутка – семейство Крестоцветные.

Горох – семейство Бобовые.

Лишнее слово: горох – семейство Бобовые.

2. велк + ре

люр + цена

мур + дан

Клевер – семейство Бобовые.

Люцерна – ь семейство Бобовые.

Дурман – семейство Пасленовые.

Лишнее слово: дурман – семейство Пасленовые.

3. лен + сап

бал + ене

р + сап

Паслен - семейство Пасленовые.

Белена – семейство Пасленовые.

Рапс – семейство Крестоцветные.

Лишнее слово: рапс – семейство Крестоцветные.

4. пан + тюль

бяр + чик

коса + бир

Тюльпан – семейство Лилейные.

Рябчик – семейство Лилейные.

Абрикос – семейство Розоцветные.

Лишнее слово: абрикос – семейство Розоцветные.

5. лапа +ткач

шур + га

арт + са

Лапчатка – семейство Розоцветные.

Груша – семейство Розоцветные.

Астра – семейство Сложноцветные.

Лишнее слово: астра – семейство Сложноцветные.

II. Презентация.

1 задание.

Каждая команда должна представить семейство растения, которое оказалось лишним (рассказать характерные признаки этого семейства). Полная презентация семейства оценивается в 4 балла.

2 задание.

Каждая команда должна отгадать описанное растение.

С первого раза – 4 балла.

Первая подсказка – 2 балла.

Вторая подсказка – 1 балл.

1. А) Цветет это растение 1 раз в жизни. Случается это раз в 50 и даже в 100 лет. В это время слой зерен на земле достигает 15 см. Настоящее пиршество для целых полчищ грызунов.

Б) Из стебля этого растения можно построить дом, изготовить мебель для него, провести в нем водопроводные трубы, сделать посуду и многое другое. А на вооружении японской армии еще в начале ХХ века были орудия со стволами из этого растения. Кроме того молодые побеги его съедобны.

В) Растет оно невероятно быстро, до 1 м в сутки. Его растущие побеги могут проложить асфальт. И высоты он огромной, до 37 метров.
(Бамбук.)

2. А) Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта – семян растения ...

Б) В них рекордно много белка – до 45%.
(Соя.)

3. А) В Х веке из ткани, изготовленной из этого растения, шили прочную верхнюю одежду, паруса, из волокон делали канаты.

Б) Весной зеленые щи и витаминные салаты из молодых помогает вспомнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме.

В) О нем упоминается в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди». С его помощью Элиза спасает своих братьев.
(Крапива.)

4.

А) Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный,
Но кочевой ему был жребий дан:
Он стал жильцом холодного тумана,
Цветком Голландии, где неустанно
Соленым ветром дышит океан.

Б) В XVII это растение попало в Голландию и нашло там вторую Родину. Высокий стройный стебель придает растению гордый вид.

В) Весной степи Поволжья и Алтая покрываются красными, желтыми и пестрыми цветками этих дикорастущих растений. Благодаря запасу питательных веществ, отложенных в луковицах, оно зацветает рано. И один из первых радует глаз на бульварах и в скверах.
(Тюльпан.)

5. А) Самый ароматный и самый изящный из ранних весенних цветов. По латыни он называется конваллярия майалисс, что означает «лилия долин, цветущая в мае».

Б) Его цветки и листья используют для приготовления сердечных капель и в производстве духов и мыла.
(Ландыш.)

III. Тропа препятствий.

5 баллов.

Каждая команда получает тест (см. Приложение 1), на который должна ответить (3 минуты).

Выполнив тест, ответ записывают на листе с заданием.

Ответ: борщевик.

IV. Коктейль-зал.

В коробочках из-под киндер-сюрпризов находятся различные растения, которые надо отгадать по запаху. Задание выполняет 1 представитель от команды. Каждое угаданное растение – 2 балла.

V. Ярмарка

На столе лежат различные предметы:

  1. Цветная капуста.
  2. Белокочанная капуста.
  3. Сладкий перец.
  4. Помидоры.
  5. Яблоки.
  6. Груши.
  7. Малиновое варенье.
  8. Горошек консервированный (банка).
  9. Фасоль (банка).
  10. Картофель.
  11. Лук.
  12. Чеснок.
  13. Пшеничная мука (пакет).
  14. Ромашка аптечная (чай).
  15. Микстура от кашля (термопсис).
  16. Репа.
  17. Горчица (порошок).
  18. Плоды шиповника.
  19. Кукуруза (банка).

От команды выходит по 1 представителю, выбирают предмет, называют растение и семейство (по очереди 3 раза). Каждый правильный ответ – 2 балла.

  1. Цветная капуста; семейство крестоцветные.
  2. Белокочанная капуста; семейство крестоцветные.
  3. Сладкий перец; семейство пасленовые.
  4. Томат; семейство пасленовые.
  5. Яблоня; семейство розоцветные.
  6. Груша ; семейство розоцветные.
  7. Малина; семейство розоцветные.
  8. Горох; семейство бобовые.
  9. Фасоль; семейство бобовые.
  10. Картофель; семейство пасленовые.
  11. Лук; семейство лилейные.
  12. Чеснок; семейство лилейные.
  13. Пшеница; семейство злаковые.
  14. Ромашка аптечная; семейство сложноцветные.
  15. Термопсис, солодка; семейство бобовые.
  16. Репа; семейство крестоцветные.
  17. Горчица; семейство крестоцветные.
  18. Шиповник; семейство розоцветные.
  19. Кукуруза; семейство злаковые.

VI. Подумай-отгадай.

Каждая команда получает задание в виде «морфологического ящика» (задания составляются на знание признаков семейств покрытосеменных растений).

  Яблоко Коробочка или ягода

Зерновка Семянка Коробочка Боб Стручок
Крестоцветные А Б В Д О М П
Бобовые О Н И А Л Е Р
Пасленовые Б Т О В К М С
Сложноцветные И Б Н У О Б И
Розоцветные Н Р Ю Н А И С
Злаковые Д Е И К Т А М
Лилейные О П И Т Я Е Д

Ответ: петуния.

  Яблоко Коробочка или ягода Зерновка Семянка Коробочка Боб Стручок
Крестоцветные К О Г Т И А У
Бобовые В Р О И П Г Т
Пасленовые А Л Б Г Р Е И
Сложноцветные И Г А Е М Л Б
Розоцветные В О П М Е З М
Злаковые А Т О С Е Ш М
Лилейные Г Р А И Д В Ф

Ответ: углевод.

  Ч5Л5Т*П*или 1 Ч4Л4Т4+2П1 Ч(5)Л5Т(9)+1П1 Ч(5)Л(5)Т(5)П1 Ч(2)+2Л0Т3П1
Розоцветные Б А Л И Т
Бобовые К Р Е О Д
Крестоцветные А Л Т М Я
Пасленовые Т И Н К У
Злаковые Т Л Г А И

Примечание: * – обозначает бесконечно много.

Ответ: белки.

  Ч5Л5Т*П*или 1 Ч4Л4Т4+2П1 Ч(5)Л5Т(9)+1П1 Ч(5)Л(5)Т(5)П1 Ч(2)+2Л0Т3П1
Розоцветные Л И Р Н С
Бобовые А Р Ю Г М
Крестоцветные С Т О А И
Пасленовые А Г М И О
Злаковые Е П Т А К

Примечание: * – обозначает бесконечно много.

Ответ: лютик.

  Пасленовые Крестоцветные Розоцветные Сложноцветные
Травы, реже кустарники.

Ж Р О Н
Многолетние деревья, кустарники, травы. М В И Д
Обычно травы, преимущественно многолетние. Н А О Р
Преимущественно дикорастущие травянистые растения. П Ы Т Д

Ответ: жиры.

Закончился наш маршрут. Все этапы пройдены. И теперь команды подсчитывают свои заработанные баллы.

Учащиеся команды – победителя в журнал зарабатывают отличные отметки. Учащиеся команды, занявшей второе место, зарабатывают хорошие отметки в журнал.