Цель: обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме «Систематика растений».
Задачи:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие системного мышления.
- Расширение знаний о растениях.
- Закрепление навыков работы в команде.
Ход урока
При входе в класс учащиеся разбиваются на 5 команд, получая жетоны разного цвета, и занимают свой стол.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Классификация растений», который мы с вами проведем в виде игры, передвигаясь по заданному маршруту. Маршрутные листы лежат на ваших столах.
Обратите внимание: в маршрутном листе указаны названия этапов игры и максимальное количество балов, которые можно заработать.
Маршрутный лист:
- Разминка – 3 балла.
- Презентация – 8 баллов.
- Тропа препятствий – 5 баллов.
- Коктейль-зал – 2 балла.
- Ярмарка – 6 баллов.
- Подумай-отгадай – 3 балла.
Итак, начинаем игру!!!
I. Разминка.
Каждая команда получает задание. Вам необходимо в течение 1 минуты расшифровать слова, найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
№ | Задание | Ответ |
1. | суп + ката
утка + яр рог + ох |
Капуста – семейство Крестоцветные.
Ярутка – семейство Крестоцветные. Горох – семейство Бобовые. Лишнее слово: горох – семейство Бобовые. |
2. | велк + ре
люр + цена мур + дан |
Клевер – семейство Бобовые.
Люцерна – ь семейство Бобовые. Дурман – семейство Пасленовые. Лишнее слово: дурман – семейство Пасленовые. |
3. | лен + сап
бал + ене р + сап |
Паслен - семейство Пасленовые.
Белена – семейство Пасленовые. Рапс – семейство Крестоцветные. Лишнее слово: рапс – семейство Крестоцветные. |
4. | пан + тюль
бяр + чик коса + бир |
Тюльпан – семейство Лилейные.
Рябчик – семейство Лилейные. Абрикос – семейство Розоцветные. Лишнее слово: абрикос – семейство Розоцветные. |
5. | лапа +ткач
шур + га арт + са |
Лапчатка – семейство Розоцветные.
Груша – семейство Розоцветные. Астра – семейство Сложноцветные. Лишнее слово: астра – семейство Сложноцветные. |
II. Презентация.
1 задание.
Каждая команда должна представить семейство растения, которое оказалось лишним (рассказать характерные признаки этого семейства). Полная презентация семейства оценивается в 4 балла.
2 задание.
Каждая команда должна отгадать описанное растение.
С первого раза – 4 балла.
Первая подсказка – 2 балла.
Вторая подсказка – 1 балл.
1. А) Цветет это растение 1 раз в жизни. Случается это раз в 50 и даже в 100 лет. В это время слой зерен на земле достигает 15 см. Настоящее пиршество для целых полчищ грызунов.
Б) Из стебля этого растения можно построить дом, изготовить мебель для него, провести в нем водопроводные трубы, сделать посуду и многое другое. А на вооружении японской армии еще в начале ХХ века были орудия со стволами из этого растения. Кроме того молодые побеги его съедобны.
В) Растет оно невероятно быстро, до 1 м в сутки. Его растущие побеги могут
проложить асфальт. И высоты он огромной, до 37 метров.
(Бамбук.)
2. А) Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта – семян растения ...
Б) В них рекордно много белка – до 45%.
(Соя.)
3. А) В Х веке из ткани, изготовленной из этого растения, шили прочную верхнюю одежду, паруса, из волокон делали канаты.
Б) Весной зеленые щи и витаминные салаты из молодых помогает вспомнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме.
В) О нем упоминается в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».
С его помощью Элиза спасает своих братьев.
(Крапива.)
4.
А) Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный,
Но кочевой ему был жребий дан:
Он стал жильцом холодного тумана,
Цветком Голландии, где неустанно
Соленым ветром дышит океан.
Б) В XVII это растение попало в Голландию и нашло там вторую Родину. Высокий стройный стебель придает растению гордый вид.
В) Весной степи Поволжья и Алтая покрываются красными,
желтыми и пестрыми цветками этих дикорастущих растений. Благодаря запасу
питательных веществ, отложенных в луковицах, оно зацветает рано. И один из
первых радует глаз на бульварах и в скверах.
(Тюльпан.)
5. А) Самый ароматный и самый изящный из ранних весенних цветов. По латыни он называется конваллярия майалисс, что означает «лилия долин, цветущая в мае».
Б) Его цветки и листья используют для приготовления сердечных
капель и в производстве духов и мыла.
(Ландыш.)
III. Тропа препятствий.
5 баллов.
Каждая команда получает тест (см. Приложение 1), на который должна ответить (3 минуты).
Выполнив тест, ответ записывают на листе с заданием.
Ответ: борщевик.
IV. Коктейль-зал.
В коробочках из-под киндер-сюрпризов находятся различные растения, которые надо отгадать по запаху. Задание выполняет 1 представитель от команды. Каждое угаданное растение – 2 балла.
V. Ярмарка
На столе лежат различные предметы:
- Цветная капуста.
- Белокочанная капуста.
- Сладкий перец.
- Помидоры.
- Яблоки.
- Груши.
- Малиновое варенье.
- Горошек консервированный (банка).
- Фасоль (банка).
- Картофель.
- Лук.
- Чеснок.
- Пшеничная мука (пакет).
- Ромашка аптечная (чай).
- Микстура от кашля (термопсис).
- Репа.
- Горчица (порошок).
- Плоды шиповника.
- Кукуруза (банка).
От команды выходит по 1 представителю, выбирают предмет, называют растение и семейство (по очереди 3 раза). Каждый правильный ответ – 2 балла.
- Цветная капуста; семейство крестоцветные.
- Белокочанная капуста; семейство крестоцветные.
- Сладкий перец; семейство пасленовые.
- Томат; семейство пасленовые.
- Яблоня; семейство розоцветные.
- Груша ; семейство розоцветные.
- Малина; семейство розоцветные.
- Горох; семейство бобовые.
- Фасоль; семейство бобовые.
- Картофель; семейство пасленовые.
- Лук; семейство лилейные.
- Чеснок; семейство лилейные.
- Пшеница; семейство злаковые.
- Ромашка аптечная; семейство сложноцветные.
- Термопсис, солодка; семейство бобовые.
- Репа; семейство крестоцветные.
- Горчица; семейство крестоцветные.
- Шиповник; семейство розоцветные.
- Кукуруза; семейство злаковые.
VI. Подумай-отгадай.
Каждая команда получает задание в виде «морфологического ящика» (задания составляются на знание признаков семейств покрытосеменных растений).
Яблоко | Коробочка или ягода | Зерновка | Семянка | Коробочка | Боб | Стручок | |
Крестоцветные | А | Б | В | Д | О | М | П |
Бобовые | О | Н | И | А | Л | Е | Р |
Пасленовые | Б | Т | О | В | К | М | С |
Сложноцветные | И | Б | Н | У | О | Б | И |
Розоцветные | Н | Р | Ю | Н | А | И | С |
Злаковые | Д | Е | И | К | Т | А | М |
Лилейные | О | П | И | Т | Я | Е | Д |
Ответ: петуния.
Яблоко | Коробочка или ягода | Зерновка | Семянка | Коробочка | Боб | Стручок | |
Крестоцветные | К | О | Г | Т | И | А | У |
Бобовые | В | Р | О | И | П | Г | Т |
Пасленовые | А | Л | Б | Г | Р | Е | И |
Сложноцветные | И | Г | А | Е | М | Л | Б |
Розоцветные | В | О | П | М | Е | З | М |
Злаковые | А | Т | О | С | Е | Ш | М |
Лилейные | Г | Р | А | И | Д | В | Ф |
Ответ: углевод.
Ч5Л5Т*П*или 1 | Ч4Л4Т4+2П1 | Ч(5)Л5Т(9)+1П1 | Ч(5)Л(5)Т(5)П1 | Ч(2)+2Л0Т3П1 | |
Розоцветные | Б | А | Л | И | Т |
Бобовые | К | Р | Е | О | Д |
Крестоцветные | А | Л | Т | М | Я |
Пасленовые | Т | И | Н | К | У |
Злаковые | Т | Л | Г | А | И |
Примечание: * – обозначает бесконечно много.
Ответ: белки.
Ч5Л5Т*П*или 1 | Ч4Л4Т4+2П1 | Ч(5)Л5Т(9)+1П1 | Ч(5)Л(5)Т(5)П1 | Ч(2)+2Л0Т3П1 | |
Розоцветные | Л | И | Р | Н | С |
Бобовые | А | Р | Ю | Г | М |
Крестоцветные | С | Т | О | А | И |
Пасленовые | А | Г | М | И | О |
Злаковые | Е | П | Т | А | К |
Примечание: * – обозначает бесконечно много.
Ответ: лютик.
Пасленовые | Крестоцветные | Розоцветные | Сложноцветные | |
Травы, реже кустарники. | Ж | Р | О | Н |
Многолетние деревья, кустарники, травы. | М | В | И | Д |
Обычно травы, преимущественно многолетние. | Н | А | О | Р |
Преимущественно дикорастущие травянистые растения. | П | Ы | Т | Д |
Ответ: жиры.
Закончился наш маршрут. Все этапы пройдены. И теперь команды подсчитывают свои заработанные баллы.
Учащиеся команды – победителя в журнал зарабатывают отличные отметки. Учащиеся команды, занявшей второе место, зарабатывают хорошие отметки в журнал.