Химический марафон

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Развивать творческий потенциал учащихся.
  2. Развивать способности вырабатывать практические умения, активно обмениваться знаниями в игровой форме.

Ход мероприятия

I тур – «Разминка»

  1. За 1 минуту командам предлагается как можно больше дать правильных ответов.
  2. Единственно жидкий металл? (Ртуть.)
  3. Вещества, изменяющие скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются? (Катализаторы.)
  4. Растворы и расплавы, проводящие электрический ток? (Электролиты.)
  5. Какой металл широко используется в электротехнике? (Медь.)
  6. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны? (Хлор.)
  7. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (Оксиды.)
  8. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (Гашеная известь.)
  9. Что такое «Царская водка»? (Смесь концентрированной азотной и соляной кислот.)
  10. Самый легкий металл? (Литий.)
  11. Положительно и отрицательно заряженная частица? (Ион.)
  12. Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света? (Горение.)
  13. Вещества, изменяющие окраску кислот? (Индикаторы.)
  14. Что обозначает номер периода? (Количество электронных оболочек.)
  15. Вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка? (Кислоты.)
  16. Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок или лампочек? (Неон.)
  17. Химически неделимая частица вещества? (Атом.)
  18. Какое топливо заправляют в самолеты? (Керосин.)
  19. Элемент с металлическими свойствами, входящий в состав поваренной соли? (Натрий.)
  20. Самый активный неметалл? (Фтор.)
  21. Растворимые в воде основания? (Щелочи.)
  22. Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей? (Фильтры.)
  23. Ученый, создавший атомно-молекулярное учение? (М.В. Ломоносов.)
  24. Элемент, в переводе с греческого «несущий свет»? (Фосфор.)
  25. Самый легкий газ? (Водород.)
  26. Вещество, поддерживающее дыхание и горение? (Кислород.)
  27. Вещества, состоящие из атома металла и гидроксильной группы? (Основания.)
  28. Самый распространенный элемент-металл земной коры? (Алюминий.)
  29. Кислота, используемая в аккумуляторах? (Серная.)
  30. Процесс отдачи электронов атомом? (Окисления.)
  31. Бытовое название хлорида натрия? (Поваренная соль.)
  32. Название солей, образуемых угольной кислотой? (Карбонаты.)
  33. Ученый, открывший периодический закон? (Д.М. Менделеев.)
  34. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений? (Аммиак.)
  35. Металл, входящий в состав нержавеющих кислотоупорных, жаропрочных сталей? (Хром.)
  36. Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка? (Соли.)

II тур – «Ученые»

  1. «Этот гениальный химик 19 века родился в Тобольске. В его биографии есть примечательный факт. В 1887г один на аэростате он поднялся выше облаков, наблюдать солнечное затмение и приземлился в другой губернии. Суеверные люди подумали, что это снизошел на землю всевышний.» (Менделеев.)
  2. «Итальянский ученый. В 1811 году открыл закон о газах, позже названый им именем.» (Авогадро.)
  3. «Выдающийся французский химик родившийся в Париже доказал сложность состава воздуха и воды. Правильно объяснил процессы горения, обжига металла и дыхания с участием в них кислорода.» (Лавуазье.)
  4. - «Является основоположником теории химического строения органических веществ.» (Бутлеров.)
  5. «Этот русский химик ввел правила о присоединении атомов водорода, и галогена для непредельных углеводородов.» (Морковников.)

III тур – «Кислоты»

  1. Бесцветная жидкость с резким запахом хорошо растворимая в воде. В концентрированном виде имеет бурый цвет. Применяется в производстве удобрений, лекарств, красителей, взрывчатых веществ. (Азотная кислота.)
  2. Бесцветная жидкость, растворяется в воде с выделением большого количества теплоты, поэтому работать с ней нужно осторожно. Эффективное обезвоживающее средство. Обугливает углеводы, древесину. (Серная кислота.)
  3. Смесь концентрированных азотной и соляной кислот является сильным окислителем: растворяет золото, платину, и некоторые другие металлы, нерастворимые в обычных условиях. (Царская водка.)
  4. Очень слабая кислота практически нерастворимая в воде. В отлитии от других кислот эту кислоту нельзя получить при взаимодействии оксида с водой. Её получают только при действии кислот на соли этой кислоты. (Кремниевая кислота.)
  5. Эту кислоту получают растворением оксидов в воде, но в свободном виде она не существует, т.к разлагается на воду и углекислый газ. (Угольная кислота.)

IV тур – «Практический»

Учащимся предлагается выбрать правильные ответы.

1. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках:

Ответ:

2. Какие формулы оксидов на основании степени окисления составлены неверно?

Ответ:

3. В каких соединениях степень окисления расставлена неправильно?

Ответ:

V тур – «Металлы»

Этот щелочной металл по распространенности занимает 6 место. При взаимодействии с водой может воспламеняться. (Натрий.)

Название этого металла произошло от латинского словосочетания « утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородка. Представляет собой благородный металл желтого цвета. (Золото.)

На некоторых древних языках этот металл именуется «Небесным камнем». По распространенности занимает второе место после алюминия. Больше всего на практике используют сплавы этого металла – чугун и сталь. Этот металл способен быстро намагничиваться и размагничиваться. (Железо.)

На некоторых древних языках этот металл именуется «Небесным камнем». По распространенности занимает второе место после алюминия. Больше всего на практике используют сплавы этого металла – чугун и сталь. Этот металл способен быстро намагничиваться и размагничиваться. (Алюминий.)

Он примечателен, как всесторонний «нечетный» металл; атомный вес 39; атомный номер 19; на внешнем электронном уровне только один электрон. (Калий.)

VI тур – «Химия в литературе»

Командам за 1 минуту написать как можно больше образных выражений, используемых в литературе, в которых фигурируют названия химических элементов.

Например: железные мускулы, серебряный звон, неоновый свет, свинцовые тучи и т.д.

Между турами показываются занимательные опыты: дым без огня, вулкан, фейерверк в стакане и т.д.

В конце игры подводятся итоги, награждается команда победителей.