Ход праздника
Под музыку песни «Первоклашка» в класс входят празднично одетые дети.
Учитель:
Всё бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая пятёрка.
Первая книга, и первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок.
Инженеры и ткачи,
Космонавты и врачи –
Все ходили в первый класс
Точно так, как мы сейчас.
Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы с вами закончили 1 класс. И сегодня мы прощаемся с нашей первой книгой – Букварем. И отправляемся в далёкое путешествие – в мир книг. С нами отправляется моя дружина – 33 богатыря. Они помогут нам в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать. Они живут в этом доме (висит алфавит).
Это необычный дом!
Поселились буквы в нём
Хоть у букв от А до Я
И квартира есть своя,
Не сидится им на месте
Любят быть повсюду вместе,
Встанут рядом: раз, два, три
Выйдет слово – посмотри
Алфавит.
(Дети хором называют буквы.)
Учитель: В очень далёкие времена человек мог передавать свой мысли только жестами и отдельными звуками. Наконец он додумался звуками обозначать всё. Одни звуки произносятся легко. Какие? Другие при произношении встречают препятствия.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
1 ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные, согласные
Шелестеть, шептать, свистеть
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь.
Игра «Угадай звук по губам».
А У М О Ш.
Игра «4 лишний». (Приложение. Слайд 2)
Ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Учитель: Ребята, у меня были здесь написаны слова. Но вот незадача куда – то исчезли слоги. Давайте попробуем их восстановить. (Слайд 3) Составьте предложение про школу.
Учитель: А теперь давайте вспомним сказочных героев, которые приходили к нам в гости весь год. Отгадайте, кто к нам сейчас придет первым.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В деревянный балаган... (Буратино.)
Буратино: Я тоже, я тоже могу читать и составлять слова.
Сложить слово – ерунда!
Складывать всегда готов,
Соберу хоть сотню слов!
БУ – ТИ – РА – НО – Буратино.
У – ТА – ТЯ – утята.
Учитель: Буратино, а у нас ребята могут ещё и танцевать. Давайте встанем и все вместе станцуем «Танец утят». (Слайд 4-5)
Мальвина: Ребята, здравствуйте. Я приготовила вам загадки про учебные вещи.
Учитель: Давайте вспомним, какие учебные вещи вы знаете? Нужно выбрать нужный предмет и показать. (Слайд 6)
Мальвина загадывает загадки:
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки,
Ручки и альбом. (Портфель.)Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)То я в клетку, то в линейку
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Потому что я ... (Тетрадь.)Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт –
Там и след кладёт. (Карандаш.)
Учитель: Следующий гость у нас Незнайка. Он просит объяснить ему что такое хорошо и что такое плохо. (Слайды 7-24)
Показ слайдов Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Учитель: Чему учит нас это стихотворение? Какие поступки надо совершать? А сейчас будем вспоминать стихи. Я начну, а вы продолжайте.
Дядя Саша огорчён
Рассказал он вот о чём
«Видел Настю я на улице сейчас.
Настя славная девчонка
Настя ходит в 1 класс
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова: Здравствуй»
А слово-то какое – очень дорогое.Встретил Витю я, соседа
Встреча грустная была
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла.
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова: Извините.
А слово-то какое – очень дорогое.Он про внучку говорил
- Экая досада!
Я портфель ей подарил
Вижу, очень рада.
Но нельзя молчать, как рыба.
Ну сказала, бы Спасибо
А слово-то какое – очень дорогое.
Учитель: Давайте прочитаем слова. (Слайд 25 – «волшебные слова») Как называются эти слова? Правильно, ребята. В школе мы научились не только читать и писать, но и как надо себя вести.
Исполнение песни В. Шаинского «Чему учат в школе».
Учитель: А теперь послушайте и отгадайте загадку.
У каждой девчонке и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь.
Чудесную книжку с названьем Букварь.
Игра «Собери слово».
Из букв: Б, У, К, В, А, Р, Ь составить слово.
Ученик:
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: «Благодарю!
Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть
Все книги я могу прочесть!»
Учитель: Букварь – это ступенька к мудрости. Вот и преодолели вы первую, самую трудную и важную ступеньку.
Мы прочли букварь до корки
Нам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Пословицы о книгах:
- Книга – лучший друг.
- Будешь книги читать – будешь много знать.
- Чтение – лучшее учение.
Ученики хором:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Награждения, поздравления, вручение подарков.
Спасибо тебе, Букварь!
Вот и закончилось наше путешествие. А впереди вас ждут весёлые каникулы.
Ученик:
Жду каникул я с волненьем
Уж наемся я варенья!
Буду долго отдыхать,
Буду целый день играть.
Повожусь, конечно, с братом ,
И «помучаю» кота –
Ведь каникулы настали –
Всё чудесно! Красота!
Звучит музыка «Песня о лете».