Развивающее занятие по русской народной сказке "Колобок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Задачи:

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  2. Развитие эмпатии.
  3. Развитие умения действовать соответственно правилам игры и согласованно друг с другом.
  4. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
  5. Развитие внимания, речи и воображения.
  6. развитие артикуляционного аппарата.
  7. Приобщение детей к устному народному творчеству.
  8. Содействие оптимизации детско-родительских отношений (на детско-родительских занятиях).

Материалы:

  • фланелеграф, изображение «муха», мягкая игрушка «медведь»;
  • репродукции к русской народной сказке «Колобок» (художник И.Н.Приходкин, ООО «Издательство «Фламинго», 2000);
  • корзинка с черными крышками («мухи») из под пластиковых бутылок.

На детско-родительском занятии, где сказочных героев исполняют сами родители, необходимы соответствующие атрибуты для изображения персонажа.

Ход занятия

I. Приветствие.

Дети сидят полукругом на стульях. Психолог здоровается с ребятами и показывает книжку со сказкой «Колобок».

Рисунок 1

- Ребята, к нам в гости спешит гостья! А вы знаете как ее зовут? Хотите послушать сказку?

Психолог «пытается» раскрыть книгу, но ничего не получается.

- Что же делать?.. Наверное, нужно произнести волшебные слова. Помогите мне, пожалуйста.

Дети вместе с взрослым повторяют слова, выполняя движения.

Головами покиваем, (Движения головой вверх – вниз.)
Носиками помотаем («Морщат» носики.)
И зубами постучим (Стучат зубками.)
И немножко помолчим. (Прижимают указательный палец к губам.)
Плечиками мы покрутим (Поставив пальцы на плечи, вращают плечами.)
И про ручки не забудем, (Крутят ручками как фонариками.)
Пальчиками потрясем (Наклонившись, качают руками.)
И немножко отдохнем. (Кладут одну руку на колени, а другую подпирают кулачком под подбородочек. И «горько» вздыхают.)

Мы ногами постучим (Стучат ногами.)
И немножко покричим. (Прикладывают ладони к углам рта и кричат звук [а].)
Ручки в кулачки сожмем (Вытягивают руки вперед ладошками, затем сжимают в кулак.)
Сказку мы к себе зовем! (Хлопают в ладоши.)

II. Основная часть.

1. Психолог открывает книгу и начинает повествование сказки.

Рисунок 2

- Жили-были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик: «Испеки, старуха, колобок». А старуха отвечает: «Хорошо, только помощники мне нужны!»

- Ребята, что же делать старухе, где ей помощников найти?

Психолог активно побуждает к мысли детей – что они и будут помощниками.

- Давайте дружно поможем старухе.

У печи, печи, печи (Дети ладошками имитируют движения лепки колобка.)
Колобочек испеки!

- Молодцы, детишки, славно справились! А как ароматно пахнет колобок! Давайте понюхаем.

Упражнение на дыхание.

Дети садятся удобно, выпрямляют спинку, руки кладут на коленки. Вдох через нос, рот закрыт; выдох через рот. Дыхание медленное, глубокое.

- Только старуха стара стала, никак разглядеть колобка не может? Что же делать?

Дети должны прийти к ответу – надеть очки.

Бабушка очки надела (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, поднести к глазам.)
Колобочек разглядела. (Покачать головой вправо – влево, улыбнуться.)

2. Психолог показывает новое действие сказки.

Рисунок 3

- Колобок полежал – полежал да и покатился. Катится колобок по огороду, а птицы ему кричат.

Наши уточки с утра  (Ладошки как «клюв».)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря.»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га, га-га-га.»
Наши гуленьки вверху:
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу.» (Руки поднять вверх, помахать кистями.)
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко.» (Пальцы «щепочкой» стучать по ладошке.)
А как Петя-петушок ранним-рано поутру
Закричит: «Ку-ка-ре-куууууу!!!!» (Взмахнуть руками как крыльями и прокукарекать.)

(Русская народная потешка.)

Примечание. На детско-родительском занятии по называнию птицы взрослые поднимают соответствующие изображения.

3.

Рисунок 4

- Катится колобок, а навстречу ему заяц: «Колобок – колобок, я тебя съем!» – «Нет, ты меня не съешь, я ведь знаю, кого зайцы в лесу бояться!»

- Ребята, скажите, кого же зайчик в лесу боится? А кто такой «человек с ружьем» в лесу?

Дети отвечают.

- Сейчас мы с вами превратимся в зайчиков.

Подвижная игра «Зайцы».

Десять серых зайцев (Дети сидят на корточках, руки сложены ладошками под ушко.)
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали: (Встают на ножки, показывая вперед рукой.)
«Вон человек с ружьём».
Двое закричали: (Бегут по групповой комнате.)
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали (Останавливаются, указательный пальчик прикладывают ко рту.)
«Давайте помолчим!».
Двое предложили: (Садятся на корточки, ладошками прикрывая лицо (детям доставляет огромное удовольствие, если несколько раз приоткрывать лицо и произносить «ку-ку»).)
«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили: (Встают, топают ножками.)
«Он может сделать «Бах»?
«Бах» – выстрелил охотник, (Хлопают в ладоши.)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев (Убегают на стульчики.)
Пустились наутёк.

Примечание. На детско-родительском занятии роль «охотника» выполняет один из родителей с соответствующей атрибутикой. При словах «Пустились наутёк», дети бегут к родителям на колени.

4. Психолог продолжает повествование сказки.

Рисунок 5

- И покатился колобок дальше…а навстречу ему… волк! «Колобок – колобок, я тебя съем!» - «Нет, серый волк, ты еще свою песенку не спел!»

Артикуляционная гимнастика.

Дети по показу выполняют движения.

«Песня» волка [ааааааууууууу], [оооооооооуууууууу] – на одном выдохе.

«Голодный» волк – втянуть щеки.

«Сытый» волк – надуть обе щеки, затем каждую поочередно.

- Пока волк исполнял свою песенку, колобок покатился дальше, только его и видели!

5. Психолог продолжает повествование сказки.

Рисунок 6

С эффектом неожиданности вводит в занятие плюшевого медведя, управляя им.

- И покатился колобок дальше…а навстречу ему медведь! «Колобок – колобок, я тебя съем!» - «Нет, косолапый, ничего у тебя не получится, ты очень спать любишь!»

Подвижная игра «Мишка».

Мишка лежит на скамеечке или стульчике - «спит». Дети медленно идут к мишке, грозя пальчиками. Психолог проговаривает:

Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай.
Мишка, мишка, с нами поиграй!

Мишка «рычит», сердится; ребята убегают, прячутся. (На детско-родительском занятии дети бегут к родителям на колени.) Мишка «ходит», «ищет» их, «рычит». Мишка «не нашел», ушел спать. Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка «нашел» спрятавшихся дошкольников, спрашивает, кто его будил. Педагог активно побуждает ребят сказать правду – что будил медведя. Детей признавшихся мишка оценивает: «Какой честный ребенок, какой молодец, не испугался! Говорить правду надо всегда!»

6. Психолог продолжает повествование сказки.

Рисунок 7

- А колобок покатился дальше…а навстречу ему лиса! «Колобок – колобок, я тебя съем!» - «Нет, рыжая плутовка, ничего у тебя не получится, посмотри, что у тебя в корзинке!»

Психолог достает из корзинки изображение «мухи».

- Ой, ребята, что же это в корзинке у лисы? Большая или маленькая муха? Что есть у мухи? Каким цветом? В корзинке много мух – черных, маленьких (психолог показывает крышечки).

Шла лисичка мимо рынка. (Психолог проходит мимо детей, держа корзинку с крышками.)
У нее была корзинка. (Показывает.)
А корзинка на пол - «бух»! (Роняет, рассыпая по полу крышки.)
Полетело десять мух.

Дети по всей группе собирают в корзинку «мух» – крышечки.

Примечание. Упражнение можно провести под мажорную музыку.

- Посмотрите, детишки, пока мы с вами были увлечены помощью лисе, колобок укатился дальше в лес! Вот какой шустрый колобок в нашей сказке!

Рисунок 8

- Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

III. Прощание.

Вот мы ручки развели, (Дети стоя, разводят руки в стороны.)
Словно удивились. (Поворачивая голову в разные стороны, открывают рот – удивляются, бровки поднимают «домиком».)
И друг другу до земли
В пояс поклонились! («Русский» поклон – выставляют руку вперед, наклоняются, касаясь ей пола.)
Обнимись и улыбнись. (Улыбаются, поглаживают по плечикам друг друга.)
Сказке в след помаши! (Машут ручками «до свидания».)

- До свидания, ребята, до новых встреч!