Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе.
- Развитие эмпатии.
- Развитие умения действовать соответственно правилам игры и согласованно друг с другом.
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
- Развитие внимания, речи и воображения.
- развитие артикуляционного аппарата.
- Приобщение детей к устному народному творчеству.
- Содействие оптимизации детско-родительских отношений (на детско-родительских занятиях).
Материалы:
- фланелеграф, изображение «муха», мягкая игрушка «медведь»;
- репродукции к русской народной сказке «Колобок» (художник И.Н.Приходкин, ООО «Издательство «Фламинго», 2000);
- корзинка с черными крышками («мухи») из под пластиковых бутылок.
На детско-родительском занятии, где сказочных героев исполняют сами родители, необходимы соответствующие атрибуты для изображения персонажа.
Ход занятия
I
. Приветствие.Дети сидят полукругом на стульях. Психолог здоровается с ребятами и показывает книжку со сказкой «Колобок».
Рисунок 1
- Ребята, к нам в гости спешит гостья! А вы знаете как ее зовут? Хотите послушать сказку?
Психолог «пытается» раскрыть книгу, но ничего не получается.
- Что же делать?.. Наверное, нужно произнести волшебные слова. Помогите мне, пожалуйста.
Дети вместе с взрослым повторяют слова, выполняя движения.
Головами покиваем, (Движения головой вверх – вниз.)
Носиками помотаем («Морщат» носики.)
И зубами постучим (Стучат зубками.)
И немножко помолчим. (Прижимают указательный палец к губам.)
Плечиками мы покрутим (Поставив пальцы на плечи, вращают плечами.)
И про ручки не забудем, (Крутят ручками как фонариками.)
Пальчиками потрясем (Наклонившись, качают руками.)
И немножко отдохнем. (Кладут одну руку на колени, а другую подпирают кулачком под подбородочек. И «горько» вздыхают.)Мы ногами постучим (Стучат ногами.)
И немножко покричим. (Прикладывают ладони к углам рта и кричат звук [а].)
Ручки в кулачки сожмем (Вытягивают руки вперед ладошками, затем сжимают в кулак.)
Сказку мы к себе зовем! (Хлопают в ладоши.)
II. Основная часть.
1. Психолог открывает книгу и начинает повествование сказки.
Рисунок 2
- Жили-были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик: «Испеки, старуха, колобок». А старуха отвечает: «Хорошо, только помощники мне нужны!»
- Ребята, что же делать старухе, где ей помощников найти?
Психолог активно побуждает к мысли детей – что они и будут помощниками.
- Давайте дружно поможем старухе.
У печи, печи, печи (Дети ладошками имитируют движения лепки колобка.)
Колобочек испеки!
- Молодцы, детишки, славно справились! А как ароматно пахнет колобок! Давайте понюхаем.
Упражнение на дыхание.
Дети садятся удобно, выпрямляют спинку, руки кладут на коленки. Вдох через нос, рот закрыт; выдох через рот. Дыхание медленное, глубокое.
- Только старуха стара стала, никак разглядеть колобка не может? Что же делать?
Дети должны прийти к ответу – надеть очки.
Бабушка очки надела (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, поднести к глазам.)
Колобочек разглядела. (Покачать головой вправо – влево, улыбнуться.)
2. Психолог показывает новое действие сказки.
Рисунок 3
- Колобок полежал – полежал да и покатился. Катится колобок по огороду, а птицы ему кричат.
Наши уточки с утра (Ладошки как «клюв».)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря.»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га, га-га-га.»
Наши гуленьки вверху:
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу.» (Руки поднять вверх, помахать кистями.)
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко.» (Пальцы «щепочкой» стучать по ладошке.)
А как Петя-петушок ранним-рано поутру
Закричит: «Ку-ка-ре-куууууу!!!!» (Взмахнуть руками как крыльями и прокукарекать.)
(Русская народная потешка.)
Примечание. На детско-родительском занятии по называнию птицы взрослые поднимают соответствующие изображения.
3.
Рисунок 4
- Катится колобок, а навстречу ему заяц: «Колобок – колобок, я тебя съем!» – «Нет, ты меня не съешь, я ведь знаю, кого зайцы в лесу бояться!»
- Ребята, скажите, кого же зайчик в лесу боится? А кто такой «человек с ружьем» в лесу?
Дети отвечают.
- Сейчас мы с вами превратимся в зайчиков.
Подвижная игра «Зайцы».
Десять серых зайцев (Дети сидят на корточках, руки сложены ладошками под ушко.)
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали: (Встают на ножки, показывая вперед рукой.)
«Вон человек с ружьём».
Двое закричали: (Бегут по групповой комнате.)
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали (Останавливаются, указательный пальчик прикладывают ко рту.)
«Давайте помолчим!».
Двое предложили: (Садятся на корточки, ладошками прикрывая лицо (детям доставляет огромное удовольствие, если несколько раз приоткрывать лицо и произносить «ку-ку»).)
«Мы спрячемся в кустах!»А двое вдруг спросили: (Встают, топают ножками.)
«Он может сделать «Бах»?
«Бах» – выстрелил охотник, (Хлопают в ладоши.)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев (Убегают на стульчики.)
Пустились наутёк.
Примечание. На детско-родительском занятии роль «охотника» выполняет один из родителей с соответствующей атрибутикой. При словах «Пустились наутёк», дети бегут к родителям на колени.
4. Психолог продолжает повествование сказки.
Рисунок 5
- И покатился колобок дальше…а навстречу ему… волк! «Колобок – колобок, я тебя съем!» - «Нет, серый волк, ты еще свою песенку не спел!»
Артикуляционная гимнастика.
Дети по показу выполняют движения.
«Песня» волка [ааааааууууууу], [оооооооооуууууууу] – на одном выдохе.
«Голодный» волк – втянуть щеки.
«Сытый» волк – надуть обе щеки, затем каждую поочередно.
- Пока волк исполнял свою песенку, колобок покатился дальше, только его и видели!
5. Психолог продолжает повествование сказки.
Рисунок 6
С эффектом неожиданности вводит в занятие плюшевого медведя, управляя им.
- И покатился колобок дальше…а навстречу ему медведь! «Колобок – колобок, я тебя съем!» - «Нет, косолапый, ничего у тебя не получится, ты очень спать любишь!»
Подвижная игра «Мишка».
Мишка лежит на скамеечке или стульчике - «спит». Дети медленно идут к мишке, грозя пальчиками. Психолог проговаривает:
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай.
Мишка, мишка, с нами поиграй!
Мишка «рычит», сердится; ребята убегают, прячутся. (На детско-родительском занятии дети бегут к родителям на колени.) Мишка «ходит», «ищет» их, «рычит». Мишка «не нашел», ушел спать. Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка «нашел» спрятавшихся дошкольников, спрашивает, кто его будил. Педагог активно побуждает ребят сказать правду – что будил медведя. Детей признавшихся мишка оценивает: «Какой честный ребенок, какой молодец, не испугался! Говорить правду надо всегда!»
6. Психолог продолжает повествование сказки.
Рисунок 7
- А колобок покатился дальше…а навстречу ему лиса! «Колобок – колобок, я тебя съем!» - «Нет, рыжая плутовка, ничего у тебя не получится, посмотри, что у тебя в корзинке!»
Психолог достает из корзинки изображение «мухи».
- Ой, ребята, что же это в корзинке у лисы? Большая или маленькая муха? Что есть у мухи? Каким цветом? В корзинке много мух – черных, маленьких (психолог показывает крышечки).
Шла лисичка мимо рынка. (Психолог проходит мимо детей, держа корзинку с крышками.)
У нее была корзинка. (Показывает.)
А корзинка на пол - «бух»! (Роняет, рассыпая по полу крышки.)
Полетело десять мух.
Дети по всей группе собирают в корзинку «мух» – крышечки.
Примечание. Упражнение можно провести под мажорную музыку.
- Посмотрите, детишки, пока мы с вами были увлечены помощью лисе, колобок укатился дальше в лес! Вот какой шустрый колобок в нашей сказке!
Рисунок 8
- Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
III. Прощание.
Вот мы ручки развели, (Дети стоя, разводят руки в стороны.)
Словно удивились. (Поворачивая голову в разные стороны, открывают рот – удивляются, бровки поднимают «домиком».)
И друг другу до земли
В пояс поклонились! («Русский» поклон – выставляют руку вперед, наклоняются, касаясь ей пола.)
Обнимись и улыбнись. (Улыбаются, поглаживают по плечикам друг друга.)
Сказке в след помаши! (Машут ручками «до свидания».)
- До свидания, ребята, до новых встреч!