Цели:
1. Обучающие:
- знакомить учащихся с новой грамматической ролью Ь знака с новой орфограммой;
- научить правильно, писать окончания глаголов 2 лица единственного числа I и II спряжения;
- совершенствовать навыки разборов: звуко-буквенного и по составу;
- формировать орфографическую зоркость.
2. Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать, обобщать, доказывать, систематизировать, применять знания на практике;
- развивать речь учащихся;
- расширять кругозор.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение преодолевать трудности, уважение к чужому мнению;
- воспитывать положительные качества личности учащихся.
Оборудование:
- видеофильм «Планеты солнечной системы»;
- плакат с девизом;
- карта путешествия;
- сигнальные карточки;
- карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
- ребусы;
- аудиозапись;
- магнитофон.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие гостей.
- Какую дату отметили на прошлой неделе? Чем она знаменательна?
Сегодня на уроке русского языка мы совершим путешествие в космос.
- Вы не просто ученики, а космонавты-исследователи. Посмотрите, где будет проходить наш полет (отрывок видеофильма «Планеты солнечной системы»).
Девиз нашего путешествия «Хочешь космонавтом стать – надо много, много знать».
Подготовимся к путешествию на Земле. Свои исследования будем заносить в бортовые журналы.
Актуализация знаний.
- Запишите дату. Вместо слов Классная работа – Космическое путешествие.
Подчеркните опасные места.
Словарная работа.
- Перед полетом необходимо вспомнить космический словарь.
- Какую гласную вставим
КОСМ…НАВТ СК…ФАНДР Р..КЕТА К..РАБЛЬ |
Минутка чистописания.
- Какая особенность в написании слова корабль?
- Напишем Ь знак и соединения.
Работа в парах.
- Пофантазируем, придумайте космические узоры Ь знака в невесомости. Обменяйтесь друг с другом.
Ребусы.
- Ребусы заменить словом.
7 | 7я | Д , очь н |
стеречь |
Проверка.
- Прочитать слова.
- Объясните написание Ь знака в каждом слове.
Постановка учебной задачи.
Во время нашего путешествия вы узнаете еще об одной роли Ь знака в русском языке.
Открытие нового знания.
С подготовительным заданием мы справились.
- Внимание взлет!
- Ногами топаем, руками хлопаем!
- Заводим мотор, громко У-У-У!
- И наша ракеты помчалась вперед!
- Впереди загадочная планета, покрытая туманом.
Вернемся к записанным словам, необходимо выполнить задание:
- Расскажите все, что вы знаете о глаголе стеречь.
- Проспрягайте этот глагол.
- Выделите окончания, что можно сказать об окончаниях?
- У глагола, какого лица в окончании Ь знак?
- Какое окончание будет у глаголов II спряжения?
Тема нашего урока-путешествия: Буква Ь знак после шипящих в глаголах 2-ого лица единственного числа.
Первичное закрепление.
На доске таблица. Работа с таблицей.
- Какие окончания имеют глаголы 2-ого лица единственного числа?
- В чем особенность написания окончаний?
- Читаем правило в учебнике на стр. 147.
- Туман рассеялся, мы на планете «Глаголия».
Динамическая пауза.
Сейчас попробуем выйти в космос. Слушаем команды, и запоминаем их, будьте внимательны. Ты встаешь с космического кресла. Осматриваешь звездное пространство, поворачиваешь голову влево-вправо. Паришь как птица в свободном полете. Медленно поднимаешься на носочках и пытаешься достать звезду. Но, увы ... ты снова возвращаешься в свое кресло. Путешествие продолжается.
- При помощи, каких глаголов подавались команды, назови их?
- Что общего у этих глаголов?
Домашнее задание.
Дома составить мини-рассказ на тему «Космос», 4-5 предложений, используя эти глаголы.
Закрепление изученного.
Работа с учебником. Упражнение 252.
- Читаем задание.
- Прочитаем текст.
- О чем отрывок?
- Выполняем задание, выписать в столбик – глаголы 2-го лица единственного числа, и указать спряжение:
- ходишь;
- видишь;
- можешь;
- пойдешь;
- ошибешься;
- заблудишься;
- заголодаешь.
Проверка.
- Сравнить с доской.
- Сколько орфограмм в окончании глаголов?
- Обобщение. Какая особенность у этих глаголов?
Контроль.
На борт нашего корабля поступают сигналы с планеты Катастрофа. Чтобы не допустить бедствия во время нашего возвращения на Землю, необходимо правильно выполнить задание в упражнении 253 или на карточке, выбирайте сами себе задание по силам.
- Записать глаголы во втором лице единственного лица: в первый столбик – I спряжения, во второй II – спряжения.
Индивидуальные карточки.
Самопроверка:
Итог урока.
Космос – дорога без конца, но пора возвращаться на Землю.
- Какое новое открытие сделали во время путешествия?
- Назовите глаголы 2-го лица единственного числа?
- Какие впечатления остались по окончании путешествия?
Рефлексия.
- Какие впечатления остались по окончании путешествия?
- Выразите свои чувства?
- Что понравилось, что не понравилось?