Готовимся к экзамену по русскому языку в 9-м классе. Тестовая работа. Задания по разделам русского языка

Разделы: Русский язык


ЧАСТЬ 1

Прочтите текст и выполните задания А1-А6; В1-В14; С1.

(1)Я хочу рассказать историю, которая во многом определили мое отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу и взял ее в руки, на каждой странице были большие картинки. (7)Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: “В другой раз купим”. (8)Книга была дорогой.

(9)Дома я целый вечер говорил только о книге. (10)И вот через две недели отец дал мне деньги.

(11)Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно. (12)А вдруг книгу уже продали. (13)Нет, она лежала на месте.

(14) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. (15) Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке. (17)И на полчаса я стал центром внимания.

(18)Поезд отошел от Москвы. (19)Побежал мимо окон лес. (20)Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном. (21)И вдруг, о ужас! (22)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (23)Еще не понимая серьезности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-летчика, который пытался достать книгу. (24)Через минуту уже весь вагон помогал нам.

(25)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (26)Я плакал и не хотел выходить из вагона. (27)Летчик обнял меня и сказал:

(28)Ничего, поезд еще долго будет идти. (29)Мы достанем книгу и пришлем обязательно. (30)Где ты живешь?

(31)Я плакал и не мог говорить. (32)Отец дал летчику адрес. (33)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принес и книгу.

(34)Достал?

(35)Достал, - засмеялся отец.

(36)Это была та самая книга. (37)Я засыпал с ней в руках.

(38)А через несколько дней к нам пришел почтальон и принес нам большой пакет. (39)В пакете были книги и записка от летчика: “ Я же говорил, что мы достанем ее”.

(40)А еще через день опять пришел почтальон и опять принес пакет, а потом еще два пакета, и еще три; семь одинаковых книжек.

(41)С того времени прошло почти 30 лет. (42)Книжки в войну потерялись. (43)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (44)Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (45)И жизнь движется вперед не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нем хорошего.

(По В.Пескову)

Василий Михайлович Песков – современный российский писатель, журналист, путешественник, автор таких известных книг, как “Край света”, “Странствия”, “Шаги по росе”, “Ржаная песня”, “Таежный путь до Курил”, “Земля за океаном”, “Речка моего детства” и др.

Задания А1-А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1. На какой вопрос нет ответа?

1) Почему потерялись книжки?

2) Почему отец не купил рассказчику книгу в тот день, когда они были в городе?

3) Сколько одинаковых пакетов принес почтальон домой к рассказчику?

4) Как пассажиры достали книгу между двойными окнами вагона?

А 2. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему на свете хороших людей больше, чем плохих?”

1) (9)Дома я целый вечер говорил только о книге. (10)И вот через две недели отец дал мне деньги.

2) (15)Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке.

3) (23)Еще не понимая серьезности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-летчика, который пытался достать книгу.

4) (38) А через несколько дней к нам пришел почтальон и принес нам большой пакет. (39) В пакете были книга и записка от летчика: “Я же говорил, что мы достанем ее”.

А 3. Как характеризует рассказчика информация, заключенная в предложениях 41-45?

1) Рассказчик очень любит книги, они учат человека добру.

2) Рассказчику тяжело вспоминать случай из детства, т.к. он потерял книгу.

3) Рассказчик – человек, который помнит безымянное добро людей.

4) Рассказчик считает, что этот случай произошел давно, книги в войну потерялись, поэтому благодарить никого не стоит.

А 4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово “память” (предложение 43).

1) сохранение в сознании чего-либо;

2) воспоминание о ком-либо или о чем-либо;

3) посвящение кому-нибудь;

4) посвящение в честь чего-либо или кого-либо.

А 5. Какое из приведенных ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 11: “Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу”?

1) (23)Еще не понимая серьезности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-летчика, который пытался достать книгу.

2) (28)Ничего, поезд еще долго будет идти.(29)Мы достанем книгу и пришлем обязательно.

3) (36) Это была та самая книга. (37)Я засыпал с ней в руках.

4) (42) Книжки в войну потерялись.

А 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

1) Поезд отошел от Москвы. Побежал мимо окон лес.

2) Я хочу рассказать историю, которая во многом определила мое отношение к миру.

3) И жизнь движется вперед: хороших людей больше, чем плохих.

4) Весь вагон радовался моей покупке.

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы цифр.

В 1. Замените просторечное слово “пакет” в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________

В 2. Из предложений14-17 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ: ___________________

В 3. Из предложений 31-37 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения.

Ответ: ____________________

В 4. Из предложений 11-17 выпишите слово, написание которого определяется правилом: “ Правописание безударного гласного в суффиксе глагола обусловлено конечным гласным основы неопределенной формы”.

Ответ: _____________________

В 5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при междометии.

Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, (1) на поля, (2) которые бежали за окном. И вдруг, (3) о ужас! Книга исчезла между двойными окнами вагона. Еще не понимая серьезности положения, (4) я испуганно смотрел на отца, (5) на соседа-летчика, (6) который пытался достать книгу.

Ответ: _____________________

В 6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

А поезд бежал, (1) и вот уже скоро наша станция. Я плакал и не хотел выходить из вагона. Летчик обнял меня и сказал:

- Ничего, (2) поезд еще долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлем обязательно. Где ты живешь?

Я плакал и не мог говорить. Отец дал летчику адрес. На другой день, (3) когда отец вернулся с работы, (4)он принес и книгу.

Ответ: ______________________

В 7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Всякий раз, (1) когда заходит разговор о людях, (2) хороши они или плохи, (3) я вспоминаю этот случай из детства.

Мы жили в деревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, (4) мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин.

Ответ: _______________________

В 8. Замените словосочетание “память о людях” (предложение 43), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________

В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

Ответ: ______________________

В 10. Среди предложений 36-39 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ______________________

В 11. Среди предложений 18-24 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ______________________

В 13. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

В 14. Среди предложений 40-45 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________

ЧАСТЬ 2. С1, С2

Варианты сочинений по тексту.

С1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: “С какой целью мы используем чужую речь в письменном тексте?”

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст В.Пескова.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные виды чужой речи и их функции.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

С2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: “И жизнь движется вперед не тем, что в человеке плохого, а тем, что в нем хорошего”.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Справка.

При написании сочинения-рассуждения “С какой целью мы используем чужую речь в письменном тексте?” можно обратить внимание на следующие примеры, помогающие раскрыть данную тему:

1. Прямая речь точно воспроизводит чужое высказывание, не подвергаясь никакой переработке. В художественных произведениях прямая речь воспроизводит все особенности речевой манеры персонажа. Авторские слова, сопровождающие прямую речь, указывают, кому принадлежит речь, иногда поясняют условия, при которых она была произнесена, к кому обращена и т.д.

2. Диалог – это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на слова другого. Содержание и форма первой реплики определяют содержание и форму второй и т.д. Таким образом, только сочетание реплик помогает понять смысл диалога. Каждая реплика диалога.

Ответы:

А1 - 4

А2 – 4

А3 – 3

А4 – 2

А5 - 4

А6 – 4

В1 – конверт

В2 – внимания

В3 – принес

В4 – заметили

В5 - 3

В6 -1

В7 - 1, 2

В8 – людская память или о людской памяти

В9 – книга была дорогой

В10 – 38, 39

В11 – 23

В12 – 3

В13 - 5

В14 - 43