Урок окружающего мира во 2-м классе по УМК "Школа России", учебник А.А. Плешаков. Москва, "Просвещение" 2006 г.

Разделы: Начальная школа


Цель: учить детей наблюдать за весенними изменениями в природе.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе.
  2. Расширить представления о некоторых видах птиц и растений.
  3. Развивать познавательную активность учащихся, речь, любознательность; учить детей наблюдать.
  4. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Если вы, верно, разгадаете кроссворд, то узнаете, кто к нам придет на урок, и о чем мы будем говорить на уроке.

 

1) Загадки.

Летит без крыльев и поет, прохожих задирает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер)

Без рук, без топоренка.
Построена избенка. (Гнездо)

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Выше леса, выше гор, расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (Небо)

Под ногами мурава, под названием … (Трава)

- Так кто же пришел к нам в гости?

Прочитаем хором в красных клеточках. (Весна)

2) Чтение учителем стихотворения И. Токмаковой под музыку.

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны
Верно, очень теплые ноги у весны.

Входит девочка – весна.

Я превращаю почки в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю
Движения полна, зовут меня Весна.

Я пришла к вам на урок. Вы знаете, что весна любит трудолюбивых, дружных, веселых людей, потому что такая сама.

- Ребята, а вы готовы подружиться с ней?

Тогда, давайте покажем ей дружную работу.

3) Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы про себя, затем вслух.

- Как вы понимаете их смысл?

Весна да осень – на дню погод восемь.

Весна напоит – осень накормит.

Не пугай, зима, весна все равно придет.

4) Работа по вопросам.

- Ребята, а какие изменения произошли в природе с приходом весны?

- Какое небо весной?

- Небо голубое, по нему плывут белые – белые облака.

- Что можно сказать о солнце?

- Солнце светит ярче, поднимается все выше и выше

- Бывают ли осадки весной? Какие?

- Бывает дождь, иногда даже снег

- Весной стало теплее или холоднее?

- Весной стало теплее

- Все, что мы сказали, это изменения в какой природе?

- Это изменения в неживой природе

Оказывается, ребята, произошли изменения не только в неживой природе, но и в живой. Весна – волшебница и у нее в руках волшебный платочек, взмахнула она платочком, и мы оказались в лесу.

5) Беседа о птицах.

Грамзапись “ голоса птиц”.

- Кто же это поет и щебечет?

- Это птицы.

- Как они поют? Почему?

- Пришла весна, птицам стало весело, радостно, стало тепло.

А у нас гость. Угадайте, кто же это?

Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица …. (Грач)

6) Выходит мальчик – грач.

Настоящая весна начинается тогда, когда вернутся на родину грачи. Грачи селятся целыми колониями на одно дерево. Каждый год они чинят старые гнезда или строят новые из мха, глины, сухих веточек и травы. Это самый шумный период в жизни грачей. Они громко кричат, суетятся около своих гнезд. Когда процесс гнездования подошел к концу, птицы успокаиваются. Но вскоре в нем появятся 3-5 зеленоватых в коричневую крапинку яиц, которые самка насиживает, а самец носит ей пищу. Это самый тихий период в жизни. Детей родители кормят в гнезде около 40 дней. Грач – хороший и выносливый летун. Грачи питаются насекомыми, их личинками, семенами зерновых и овощей. Эта птица приносит пользу человеку, уничтожает огромное число вредителей сельского хозяйства.

А вот и следующий гость.
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей – скворец.

7) Рассказ ученика – скворца.

Всего несколькими днями позже появляются скворцы. Самое удивительное у них пение: оно состоит из подражаний. Они повторяют все то, что удалось услышать и запомнить в дальних странах. Гнездо строит самка. Самец лишь изредка помогает, принесет какой-нибудь материал – солому, сухую траву, веточки и перья. В гнезде появляются 5-6 ярко-голубых яйца. Через 2 недели появляются птенцы, и родители много дней кормят их. Когда птенцам стало не менее 20 дней, пришла пора покидать гнездо. Но вылетать птенцы не торопятся. Тогда родители перестают их кормить, а усевшись поодаль, держат насекомых в клюве. Чтобы получить корм, птенцы должны вылететь их гнезда. Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. В августе – сентябре можно наблюдать перелет огромной стаи скворцов.

- А где живут скворцы?

- Какой у них домик?

- Кто же им делает этот домик?

- Приходилось ли вам делать скворечник?

А вот этот скворечник сделали нам в школу семья Росинских. Мы с вами его прикрепим на территории школы.

А есть, ребята, птицы, которые сами себе строят свои домики.

- Как называются эти домики?

- Это гнезда

8) Показ картинок птичьих гнезд. Приложение 1.

- Где строят свои гнезда птицы?

- На деревьях, на земле, под крышей.

Дятел – в дупле на дереве.

Ласточка береговая – по берегам.

Соловей на земле из прошлогодних листьев.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали, это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем, это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

4. Продолжение темы урока.

- Ребята, весной оживают представители царства растений.

- Какие вы знаете раннецветущие растения?

1) Работа по учебнику.

Оказывается, есть и другие цветы. Давайте посмотрим, какие первоцветы появились ранней весной?

Откроем учебник на стр. 88–89.

Рассмотрите гербарий травяных растений.

- Какие из этих растений вы видели, где их встречали?

- Что вы можете сказать о 1-м растение? о 2-м? о 3-м? и т.д.

2) Рассказ детей, заранее подготовленных.

Чистяк весенний - многолетнее весеннее растение с пучком утолщенных корней и тонким ветвистым стеблем. Цветет в апреле–мае. Растение лекарственное: ранозаживляющим свойством, обезболивающим.

Мать-и-мачеха – многолетнее корневищное растение с мелкими желтыми цветками. Листья круглые, округло-сердцевидные. Нижняя сторона листьев греет, а верхняя – холодит, отчего и произошло название растения “мать-и-мачеха”. Листья появляются после цветения. Цветет – март – начало мая. Лекарственное растение: успокаивает кашель, прекращает воспалительные процессы, возбуждает аппетит.

Медуница – многолетнее растение с прямостоячими стеблями. Листья заостренные, цветки мелкие, красивые, вначале пурпуровые, а затем фиолетово-синие. Цветет в мае. Широко применяется в народной медицине: останавливает кровотечение.

Ветреница лютиковая – многолетнее травянистое растение. Листья тройчатые, цветки желтые. Цветет в апреле – мае. Настой листьев применяется при болях в желудке. Листья ядовиты, обладают наркотическим свойством.

- Почему эти растения объединяют в одну группу.

- Все они радуют глаз после суровой зимы, поднимают настроение и являются лечебными.

- Почему именно весной появляются эти цветы? Прочитаем про это по учебнику на страницы 89.

Расскажите, почему эти растения расцветают весной?

- В лесу много света, почва насыщена влагой, а этим растениям нужна влага и свет.

- Откуда эти растения черпают силы для раннего цветения?

3) Работа в тетради.

Зарисовать любое растение.

5. Итог урока.

- Почему весна – время пробуждения природы?

6. Домашнее задание. Оценивание.

За хорошую работу на уроке Весна дарит картинки с изображением солнышка. Все они очень красивые, разные. Такие разнообразные загадки, связанные с весной и природой, вы напишите на этих солнышках. Приложение 2

 Приложение 1

 

Приложение 2