Задачи урока:
- Закрепить знания о составе, классификации, номенклатуре кислот, их роли в природе, правилах работы с кислотами; изучить химические свойства кислот, познакомиться с рядом активности металлов, реакциями замещения и обмена.
- Развивать практические умения, наблюдательность, умения составлять уравнения реакций, формулы веществ, определять тип реакции.
- Развивать логическое мышление, образное мышление, речь (в том числе химическую).
Предлагается вариант второго урока по изучению кислот. На первом уроке были изучены нахождение в природе, состав, классификация, номенклатура, физические свойства кислот и правила работы с ними.
Оборудование: растворы лакмуса, метилоранжа, соляной и серной кислот, лакмусовая бумажка, лимон, цинк, медь, оксид меди, пробирки, спиртовка, спички, держатель пробирок.
Этапы урока:
Организационный.
Проверка усвоения учащимися материала. Индивидуальная работа учащихся с буклетом (Приложение 1 и 2)
Усвоение новых знаний и первичная проверка усвоения.
Обозначение темы урока и определение результата урока (целеполагание).
- Действие кислот на индикаторы.
- Что происходит с цветом чая, когда мы помещаем туда кусочек лимона? Объясняю, что такое индикаторы. Демонстрирую растворы лакмуса и метилоранжа, лакмусовую бумажку, обращаю внимание на цвет.
- Лабораторный опыт. На лакмусовую бумажку капнуть капельку лимонного сока, проследить за изменением цвета, зафиксировать в тетради.
- Демонстрационный опыт. В две пробирки налить раствор соляной кислоты и добавить раствор лакмуса (в 1 пробирку) и метилоранжа (во 2). Наблюдаем за изменением цвета индикатора и фиксируем в тетради.
- Действие на металлы.
- Лабораторный опыт. В одной пробирке кусочки меди, во второй – цинка. В обе пробирки приливаем раствор соляной кислоты. Наблюдаем, есть ли признаки реакции. Делаем вывод: с медью кислота не реагирует, с цинком реакция идет. Записываем уравнение реакции.
- Можно ли без эксперимента определить, реагирует металл с кислотой или нет? Знакомимся с рядом активности металлов.
- Определите, возможно ли взаимодействие между веществами:
Mg + H2SO4=
Hg + HBr =
Al + HClO4 =
Запишите уравнения возможных реакций.
Затем даем названия всем солям. Посмотрите на составленные уравнения. Можно ли отнести реакции, описанные этими уравнениями к какому– либо известному типу? Даем определение реакции замещения.
- Взаимодействие с оксидами металлов.
- Демонстрационный опыт. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. Наблюдаем за происходящими изменениями. Записываем уравнение реакции. Выявляем особенности реакции. Даем определение реакции обмена.
- Закончите уравнения реакции:
Al2O3 +HCl =
MgO + HBr =
Даем название солям.
Домашнее задание. § 16, № 4 (письменно).
Подведение итогов.