Задачи урока:
- познакомить детей с животными водоемов Коломны,
- сформировать умение делить животных на группы по их месту обитания в водоеме,
- сформировать потребность бережного отношения к животным, растениям и самим водоемам Коломенского района,
- привить любовь к Родному краю,
- расширить кругозор детей,
- обучить выделению главного,
- продолжить совершенствовать навык самоконтроля.
План
- Животные водоемов:
- Человек и водоем.
- Засели пруд.
- Итог и самооценка.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на совместную работу. Я желаю вам удачи.
II. Разминка.
– Прежде, чем приступить к новой теме, подготовимся к работе. Проведем разминку.
– Я вам – вопрос, вы мне – ответ. Приготовьте сигналы.
– Как называют водоем, если в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой? – (Водоем – это природное сообщество).
– Назови растение с плавающими листьями, но прикрепленными ко дну, которое занесено в Красную книгу Московской области. – (Кубышка).
– Назови растения, целиком живущие в воде, которые растут в наших водоемах. – (Элодея, роголистник, микроскопические водоросли).
– Посмотрите на плакат. Какое из четырех растений лишнее и почему? – (Ряска. Это растение свободноплавающее. А у всех остальных – корни прикреплены ко дну, а стебель и листья над водой).
– Какую роль выполняют растения в водоеме? – (Они выделяют кислород, являются пищей и кормом для животных).
– Молодцы!
III. Разминку мы успешно провели.
Готовы к новой теме приступить.
Но чтобы тему новую узнать,
Ее нам надо расшифровать.
1. – Приготовьте индивидуальные доски.
На доску вывешиваю плакат.
– Используя известный нам шифр и ключ к шифру, назови тему урока. Время работы 1,5 минуты.
– Время вышло. Проверяем.
– Какая у вас получилась тема? – (Животные водоемов Коломны).
– Совершенно верно.
2. – Этой теме отведено 3 урока. На прошлых уроках мы познакомились с водоемами и растениями водоемов Коломенского района. Сегодня мы поговорим о животных водоемов Коломенского района, их охране и о том, что бывает, если человек неразумно вмешивается в жизнь природного сообщества водоема.
– В среднем звене на уроках биологии и зоологии вы продолжите изучать эту тему более подробно.
3. – Исходя из темы урока, какие задачи мы можем поставить?
(Познакомиться с животными водоемов Коломенского района, учиться бережно относиться к ним, учиться не вредить водоемам).
– Верно.
– Работать будете по плану. (План написан на доске).
– Этот план есть у каждого из вас.
– Будьте на уроке внимательны и активны, т. к. в конце урока вам предстоит самим оценить свою работу с помощью знаков, которые вы будете ставить рядом с каждым пунктом плана после его завершения, и цветовых сигналов, которые находятся у вас на партах.
IV. Новая тема.
1. – Приступим к изучению новой темы.
(На доске запись: “Животные есть в водоеме везде:”)
– Животных водоемов условно можно разделить на 5 групп. Наша задача отгадать животных и распределить их по группам.
– Работать будете в командах.
– У каждой команды свое задание. Оно в конверте. Возьмите конверт и прочитайте задание.
– Какое задание у 1 команды?
(Среди букв найди животное. к я с ц в о д о м е р к а з и ь н).
– У 2 команды? (Собери мозаику, узнай животное. (Карась)).
– У 3 команды? (Зачеркни повторяющиеся буквы и узнай животное.
аа м кк уу о
yy ии л яя
л рр зз цц ю
шш бб с дд
вв к лл мм и)
– У 4 команды? (Из слов собери загадку и отгадай ее. Голубой аэропланчик сел на водный одуванчик.).
– Всем понятно задание? Время работы 30 секунд.
2. Проверка.
а). Какое животное у 1 команды?
(Клоп–водомерка. Я вывешиваю на доску рисунок водомерки с названием животного).
– Откройте учебник на 195 странице и найдите информацию о клопе – водомерке.
Читает ученик с места.
– Приготовьте сигналы.
– Где обитает клоп – водомерка? (На поверхности воды. Учитель открывает карточку: на поверхности).
– Что интересного узнали о водомерке? (Ноги длинные, снизу покрыты жиром, поэтому не тонет. Водомерка – хищник, питается комарами и мелкой живностью.)
– Где можно встретить водомерку у нас? (На всех водоемах: реках, озерах, прудах. Это очень распространенное животное).
– Если численность водомерок уменьшится, что может произойти? (Станет больше комаров и мошек. А это нежелательно для человека).
– Какой вывод можно сделать? (Нельзя ловить водомерок).
б). У 2 команды? (Рыба).
– Эта рыба называется – карась. (Вывешиваю рисунок карася и название).
– Сообщение о карасе подготовила Агеенкова Диана.
(Карась – живет в толще воды. Это мирная рыба. Карась необычайно вынослив и нетребователен к качеству воды, к пище. Питается он мотылем, червями, мелкими частями подводных растений. Самка карася очень плодовита и выметывает десятки тысяч икринок на водные растения. Врагами карася являются окуни, щуки и другие хищники. У нас карась очень распространен и живет в реках, таких как Ока, Репинка, Желема, в прудах, таких как Семеновский, Пановский и других водоемах Коломенского района).
– Приготовьте сигналы.
– Где живут караси? (В толще воды.) (Открываю карточку: в толще воды).
– Представьте, что карасей в водоеме не осталось. К чему это может привести?
(Станет больше гнилых растений, меньше пищи хищникам).
– Как нужно относиться к карасям, да и к другим рыбам?
(Бережно. Нельзя ловить рыб сетью и во время нереста).
– А как вы понимаете значение слова “нерест”? (Нерест – это метание икры самками рыб).
Физ. минутка для снятия мышечного напряжения под песню о Коломенской речке Шолоховке.
– Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Во время отдыха внимательно слушайте слова песни. А о чем она, вы скажете после физ. минутки. (Идет физ. минутка). (См. Приложение 1.)
– Так о каком водоеме Коломенского района шла речь? (О реке Шелоховке.)
– Ребята, правильно говорить Шолоховка. И впадает эта маленькая речушка в реку Оку.
в). – Какое животное у 3 команды? (Моллюски.)
(Вывешиваю рисунок с подписью этого животного).
– На 195 странице найдите информацию о моллюсках и прочитайте ее. Время работы 30 секунд.
– Время вышло, проверяем.
– Приготовьте сигналы.
– Где обитают моллюски? (На дне.) (Открываю карточку: на дне).
– Как они питаются? (Всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие существа).
– Как вы считаете, такое интересное питание влияет на чистоту водоема? (Да).
– А как? (Вода становится чище. Ведь моллюски – своеобразный очистительный фильтр).
– Верно. Если уничтожить моллюсков, то вода помутнеет, меньше в нее будет проникать света, меньше кислорода будут выделять растения, труднее жить всем обитателям водоема.
– Значит, нужны водоему моллюски? (Да).
– А многие ребята ради забавы вытаскивают их на берег, где моллюски погибают.
– Какой вывод напрашивается? (Не лови моллюсков).
– А в наших водоемах можно увидеть моллюсков? (Да).
– Где? (В реках. Они живут только в проточной воде.)
г). И какое животное у 4 команды? (Стрекоза. Вывешиваю рисунок стрекозы и подпись этого животного).
– О стрекозе расскажет Федосеев Илья.
(Стрекоза – живет на надводных частях растений. Это очень древнее насекомое. 300 млн. лет назад не было ни ос, ни пчел, ни бабочек. А вот стрекозы уже летали. Многие из них были громадными, достигали в размахе крыльев почти метра. Сегодня, как и прежде, стрекозы находятся в постоянном движении. Летая, они охотятся. Ведь стрекоза – хищник и поедает комаров и мошек. Стрекоза заслуживает к себе бережного отношения).
– Приготовьте сигналы.
– Где живут стрекозы? (На надводных растениях. Открываю карточку: на надводных растениях).
– Где у нас можно встретить стрекоз? (На разных водоемах. И не только. А еще на лугах, полях, в садах).
– Кроме самой стрекозы интересна ее личинка. Показываю рисунок личинки стрекозы.
– Посмотрите внимательно сценку “Стрекоза и улитка” и скажите, что еще интересного вы узнали о стрекозе.
Сценка “Стрекоза и улитка”.
– Эй, стрекоза, ты не видела водяного чудища, страшного, да безобразного?
– Это я и есть.
– Ну, как бы не так. Ты красивая, легонькая, порхаешь, как вертолетик. А то чудище еле ползало.
– И все равно это я была. Два года я в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала, взяла, да из себя вышла.
– Что интересного узнали о стрекозе? (Сначала была личинкой, страшной и медлительной, а потом превратилась в красивую стрекозу).
– Личинка стрекозы живет только в чистой воде. Она хищник – питается червячками, маленькими моллюсками.
– Как вы думаете, где живет личинка стрекозы? (В толще воды).
д). – И у нас осталась 5 группа животных.
– Сейчас ребята с помощью жестов и мимики постараются показать этих животных, а вы постараетесь их отгадать.
Один ребенок показывает чайку.
– Кто это? (Чайка.)
Второй ребенок показывает бобра.
– Кто это? (Бобр.) (Вывешиваю рисунки с этими животными, их названия).
– Где живут эти животные? (На берегах.) (Открываю карточку: на берегах).
– У нас в Коломенском районе живут и чайки и бобры. Чайки более распространены. Их можно увидеть и на реках, и на озерах, и на прудах. А вот бобров значительно меньше. Они живут на реках, таких как Коломенка и Велегушка.
– Посмотрите на доску. Что у нас получилось в результате работы? (Таблица).
– Из чего состоит таблица? (Из высказывания, групп животных и иллюстраций).
– Что можете сказать о высказывании и группах животных?
(Группы животных относятся к высказыванию, но напечатаны на листах разного цвета).
– Что скажете об иллюстрациях?
(На них животные водоемов, но они разного размера и по-разному нарисованы)
-Молодцы.
– И так, где живут животные водоемов?
Дети по цепочке называют животное и группу, к которой оно относится.
– Оцените свою работу на этом этапе урока.
3. – Я предлагаю вам нарисовать знаки, как надо обращаться с животными водоемов. Работать будете в командах. У каждой команды есть свои заготовки. 1 и 3 команды будут рисовать запрещающие знаки, а 2 и 4 – разрешающие. Вспомните, о чем мы говорили на уроке, посмотрите на нашу таблицу, подумайте, что можно нарисовать и нарисуйте. Время работы 1 минута.
Проверка.
Выходит по одному представителю от команды и объясняет свой знак.
Знак прикрепляют к стенду.
1 команда. Нельзя ловить водомерок.
2 команда. За стрекозами можно только наблюдать.
3 команда. Нельзя ловить рыбу сетью.
4 команда. Если увидел на берегу моллюска, опусти
его обратно в воду.
– Молодцы. Хорошие у вас получились знаки. Расскажите своим сестренкам и братишкам, как нужно обращаться с животными водоемов.
– Оцените свою работу на этом этапе урока.
Физ. минутка для глаз.
– Давайте погуляем по берегу лесного озера. Будьте внимательны. Если я назову животное, которое живет на водных растениях, вы поднимаете глаза вверх, если на дне – вниз, по берегам – по сторонам, если это не животное водоема – крепко закрываете глаза.
Повернитесь лицом друг к другу.
Стрекоза, чайка, моллюски, кабан, рак, бобр, лиса, улитка.
– Молодцы.
V. Закрепление.
1.– Давайте вспомним, где живут животные водоемов?
Читают хором:
“Животные есть в водоеме везде”:
Читают по одному название животного и группу, к которой оно принадлежит по таблице.
– Посмотрите на стенд. На нем так же представлены животные водоемов коломенского района. Прочитаем хором их названия.
– Рак, вальдшнеп, ондатра, улитка, жук – плавунец.
– Где живет рак? (На дне).
– Где живет вальдшнеп? (На берегах).
– Где живет ондатра? (На берегах).
– Улитка? (На водных растениях).
– Жук – плавунец? (В толще воды).
2.– А теперь поиграем в игру “Волшебная палочка”.
– Передавая “волшебную” палочку своему товарищу, вы называете животное и группу, к которой оно относится. Ваш товарищ называет следующее животное и его группу и передает палочку дальше. Но будьте внимательны. Если ваш товарищ ошибется, вы должны его поправить.
В игре принимают участие 10 человек.
– Оцените свою работу на этом этапе урока.
VI. Человек и водоем.
1. – Но, к сожалению, человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества водоема.
– Подумайте, к чему это может привести? (К загрязнению воды, высыхают водоемы, погибают растения и животные).
– Верно. Страдают растения и животные. Нарушается экология.
– Давайте вспомним, что такое экология. (Экология – это наука о том, как живут между собой живые существа, и как человек влияет на их жизнь).
– А мы с вами можем помочь сохранить экологическое равновесие в водоеме? (Да).
А как? (Не бросать мусор в воду и на берегах водоемов, собирать мусор, если он есть, не мыть на берегах машины, мотоциклы, велосипеды, не рвать растения, не ловить животных).
– Скоро водоемы покроются толстым слоем льда. Мы можем облегчить жизнь обитателей водоема? (Да).
– Как? (Можно делать лунки, чтобы кислород проникал в толщу воды.)
– Верно. Но лунки можно делать только с взрослыми, чтобы с вами не приключилось беды.
– Я надеюсь, что если мы будем соблюдать эти правила, то водоемы в нашем Коломенском районе будут чище, а растений и животных станет больше.
2. – А теперь я предлагаю вам решить экологические задачи. Возьмите лист с заданием № 1. Прочитайте задание. Посмотрите на нашу таблицу, знаки. Они помогут вам в решении этих задач. Работать будете индивидуально. Время работы 1 минута.
Укажи стрелочками, что к чему приводит.
1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. | а) начинают образовываться болота |
2.Выловили двустворчатых моллюсков. | б) в воду поступает кислород для дыхания рыб |
3. Все озеро заросло камышом, тростником, водорослями. | в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные |
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. | г) вода стала мутной |
Время вышло. Проверьте свое решение по образцу, который висит на доске.
На доске дана такая же таблица, как и у детей, но с ответами. Ответы указаны стрелками.
– Встаньте, у кого нет ошибок.
Если кто–то из детей допустил ошибки, то они разбираются.
– Оцените свою работу на этом этапе урока.
VII. Засели пруд.
– В заключение нашего урока я предлагаю заселить наш пруд.
Вывешиваю плакат с рисунком пруда.
– У вас есть текст под № 2. В нем – ошибки. Ваша задача прочитать текст, найти ошибки и исправить их. Каждый ваш правильный ответ и будет либо растением, либо животным водоема.
– Работать будете в командах. Время работы 2 минуты.
Текст № 2
Как красив и интересен наш пруд! Издалека заметны желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают личинки стрекоз, клопы-водомерки. На дне водоема притаились пиявки. А по водным растениям медленно ползают караси, улитки.
– Время вышло. Приготовьте сигналы.
– Я буду читать текст по предложениям. Если в предложении нет ошибки, то сигналите зеленым цветом, а если есть – то красным и ошибку исправляете.
Проверка текста по предложениям.
– Молодцы. Все ошибки нашли.
– Красивый у нас получился пруд?
– И мне он нравится, поднимает настроение.
– Оцените свою работу на этом этапе урока.
VIII. Итог урока.
– Подведем итог урока.
– Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?
Дети называют эти задачи.
– Выполнили мы их? (Да.)
– Подведите общий итог вашей работы на уроке и просигнальте цветовым сигналом.
У детей на партах сигналы: рыба – зеленая (отлично), кубышка – желтая (хорошо), стрелолист – бело-розовый (удовлетворительно). Образец цветовых сигналов висит на доске.
Учитель выражает свое мнение по поводу самооценки детей.
IХ. Домашнее задание.
– У каждого на парте есть лист с домашним заданием. Возьмите его и прочитайте. Это задание по выбору.
- Подумайте, можно ли построить воздушный замок под водой? Если да, то как?
- Найди животных водоемов, которых занесли в Красную книгу Московской области, и сделай о них сообщение.
– В выполнении домашнего задания вам поможет книжная выставка.
Дети знакомятся с ней.