Цели урока:
- накопление и развитие пассивного и активного словаря;
- развитие мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- развитие сенсорного восприятия, знакомство с окружающим;
- совершенствование зрительно-слухового восприятия;
- формирование положительного отношения к занятиям.
Задачи:
- Учить детей понимать и выполнять простые словесные инструкции: “на”, “дай”, “возьми”, “сними”.
- Побуждать к звукопроизношению киса “мяу-мяу”, “так”, лепетных слов.
- Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий, совершенствовать координацию рук при зрительном контроле.
- Развивать кинестетические ощущения, активность губ, языка и их подвижность, создавать моторные уклады.
- Вырабатывать силу и длительность выдоха.
- Формировать положительно-эмоциональные отношения к занятиям.
Оборудование: разноцветные колечки на палочке,2 колючих мячика, пальчиковый бассейн, 2 игрушки киски резиновая и мягкая, султанчик блестящий, бубен, салфетка.
Ход занятия
I. Организационный момент.Игра на создание эмоционально- положительного настроения:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку.
Еще купите девочку –
Шалунью и плутовку.Не нужнее нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка –
Шалунья и плутовка.
Подбрасываю ребенка вверх, смеюсь, строю
рожицы.
(для нормализации
тонуса мышц лица).
1. Артикуляционная гимнастика для губ:
а) поглаживание верхней и нижней губы;
б) упражнение “Улыбка” (растянуть губы в улыбке);
в) упражнение “Окошечко” (открыть широко рот);
г) упражнение “Трубочка” (вытянуть губы вперед);
д) упражнение “Заборчик” (показать зубы).
2. Артикуляционная гимнастика для языка: (пассивная)
а) прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;
б) приподнимание языка шпателем к твердому небу;
в) подтягивание языка вперед на нижнюю губу и отведение в стороны;
(активная) на пищевом подкреплении
а) при раздражении середины губы сиропом
шиповника стимулирую выдвижение языка вперед,
вверх (слизывание);
б) при раздражении углов губ стимулирую боковое
движение языка.
IV. Голосовые упражнения.
а – а – а Женя плачет.
у – у – у Машина едет.
и – и – и Женя смеется.
1. “Подуй на султанчик” (пассивное удержание позы губ “хоботок”.)
2. Игры с губами малыша.
VI. Пальчиковая гимнастика.1. Массаж пальчиков рук. 2. “Сгибаем пальчики в кулачки”
Этот пальчик маленький
Этот пальчик слабенький
Этот пальчик длинненький
Ну а этот толстячок,
А все вместе кулачок.
3. Массаж игольчатым мячиком “Катаем колобки”.
VII. Развитие мелкой моторик.- Игра-упражнение “Сними разноцветные колечки” (всей кистью руки).
- “Пальчиковый бассейн”.
Веду ребенка под ручки к пальчиковому бассейну.
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Играем ручками, находим в бассейне резиновую кошечку.
Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей!-
Очень холодно зимой,
Киска просится домой.
Как киска просится домой? (Мяу-мяу). Побуждаю ребенка к звукоподражанию.
Прошу ребенка показать у кошки глазки, ушки, носик и т.д.
Показываю, как надо нажимать ручками на киску, чтобы она издавала звуки: мяу – мяу. Предлагаю нажать ребенку самостоятельно, даю игрушку для самостоятельной игры.
Слышится звук мяу – мяу, предлагаю ребенку послушать, откуда доносится звук. Веду ребенка к столу, где находится мягкая игрушка кошка, накрытая салфеткой. Прошу ребенка снять салфетку.
- Посмотри, какая киса красивая! Поздоровайся с ней.
Предлагаю ребенку дать киски ручку, погладить ее.
- Хорошая киска, мягкая пушистая – говорит педагог. Обними киску.
Дать игрушку ребенку. Как киса мяукает? (мяу – мяу). Посмотри, что киска принесла нам в подарок. Достаю бубен. Показываю, как можно хлопать руками по бубну.
IX. Итог занятия.Та – та – та, та – та – та,
Пляшет наша детвора
Ручкой громко в бубен бьет,
Веселится наш народ.
Веселая пляска с ребенком.