ЦЕЛИ УРОКА:
1) научить учащихся отличать причастия от имён
прилагательных;
2) выработать осознанный навык правильного
образования причастий;
3) обогатить речь учащихся причастиями, научив
активно пользоваться ими в разных типах и стилях
высказывания;
4) готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ
(А10,А15,А29);
5) способствовать воспитанию патриотизма (на
основе текста);
Оборудование:
1) текст “ Бородинское поле”;
2) презентация к уроку;
3) карточки с индивидуальными заданиями;
4) карточки с заданиями по вариантам;
Ход урока
1.Актуализация знаний:
– проходили ли причастие на родном языке, как
оно называется?
– что такое причастие? (слайд 1)
– свойства глагола у причастия; (слайд 2)
– свойства прилагательного у причастия, (слайд 2)
2. “Цифровой диктант” по вариантам (слайды 4-5, 6-7 с проверкой).
3. Систематизация и закрепление знаний по различению причастий и прилагательных (слайды 7-8).
4. Систематизация знаний по образованию причастий:
– действительные причастия настоящего и прошедшего времени (по вариантам, 9 слайд).
а) Образовать действительные причастия от глаголов:(10-11слайды)
1 вариант (настоящего времени) 2 вариант (прошедшего времени)
Пилить –
Стоять –
Зевать –
Держать –
Раздеваться –
Увидеть –
Читать –
б) Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (слайд 12)
5. Задания по ЕГЭ (слайд 13-14)
А10: Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЫРАЖАЮЩИЙ.
1) страдательное причастие;
2) действительное причастие;
3) глагол;
4) прилагательное.
А15: В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) отмет..вший, увид..л
2) прикрепля..мый, чита..щий
3) (спортсмены)бор..тся, ла..щий (кашель)
4) слыш..щий, плач..щий
6. Работа над текстом “Бородинское поле” (слайды 15-16, рисунки к тексту – слайды 17-18).
Здесь земля чудесно украсила себя зелёными холмами , долинами, речками, лиственными рощами.
Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит нашему сердцу.
Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рек и рощ волнует нас.
Бородино – поле славы, священное место России.
Над полем сейчас стоит ничем не нарушаемая тишина, но здесь дважды прогремела война.
Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.
В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться. В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.
– озаглавить текст, найти причастия;
– какой это тип текста (описание);
– к какому стилю можно отнести этот текст
(художественный );
7. Беседа с учащимися, приуроченная к 65-летию Победы:
8. Заключительный слайд (№19).
ДЛЯ РАЗДАЧИ УЧАЩИМСЯ НА ПАРТЫ:
а) Образуйте действительные причастия от глаголов:(13-14 слайды)
1 вариант (настоящего времени), 2 вариант (прошедшего времени)
Пилить –
Стоять –
Зевать –
Держать –
Раздеваться –
Увидеть –
Читать –
А10: Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЫРАЖАЮЩИЙ.
1)страдательное причастие
2)действительное причастие
3)глагол
4)прилагательное
А15: В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) отмет..вший, увид..л
2) прикрепля..мый, чита..щий
3) (спортсмены)бор..тся, ла..щий (кашель)
4) слыш..щий, плач..щий
9. Работа над текстом “Бородинское поле” (слайды 17-18, рисунки к тексту – слайды 19-20). Озаглавить текст, найти причастия.
Здесь земля чудесно украсила себя зелёными холмами, долинами, речками, лиственными рощами.
Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит нашему сердцу.
Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рек и рощ волнует нас.
Бородино – поле славы, священное место России.
Над полем сейчас стоит ничем не нарушаемая тишина, но здесь дважды прогремела война.
Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.
В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться. В 1941году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Причастия являются весьма важной и в то же время сложной частью курса морфологии. Сложность изучения состоит в двойственном характере его значения, в том, что оно имеет признаки двух различных грамматических категорий – глагола и прилагательного.
Учитывая особенности родного, татарского языка, где эта тема уже изучена, мною были поставлены к уроку повторения причастий перед темой “Морфологический разбор причастия” следующие цели.
– научить учащихся отличать причастия от имён прилагательных и глаголов:
Осмысленному восприятию причастия, его отличительных признаков помогали сопоставления однокоренных глаголов, причастий и прилагательных в составе словосочетаний (слайды 4-7). Считаю, что грамотность повышается не с помощью пропущенных орфограмм, поэтому организовала “Цифровой диктант”, что позволило сэкономить и время.
Ребята ещё раз вспомнили особенности этой части речи. При выполнении задания слайда№7, эта задача усложнилась. Это задание помогло чётко осмыслить различие между прилагательным, обозначающим постоянный признак предмета, и причастиями, обозначающими не постоянный, а временный признак, производимый предметом или присущий ему.
– выработать осознанный навык правильного образования причастий:
Учитывая, что наибольшая трудность кроется в том, что русские причастия обладают видовременными признаками, было предложено задание на образование временных форм причастий от инфинитива данного глагола (слайд№10). Организация работы по вариантам помогла усилить индивидуальную работу.
– готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ:
Несколько заданий в материалах ЕГЭ связаны с темой “Причастия”, и эти задания требуют логического мышления, хорошего знания материала. В каком ракурсе и как приподнесён материал по причастиям, показали наглядно задания А10,А15 (слайды 13-14).
– обогатить речь учащихся причастиями, способствовать воспитанию патриотических чувств: С выполнением этих целей была связана работа над текстом, беседа с самими учащимися; выполнение задания ЕГЭ А29 (тип речи и стиль текста).