Обучение детей с нарушением речи оптимальному чтению

Разделы: Логопедия


Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 процентов "хорошистов", а в среднем звене их число снижается до 30-40 процентов, далее идет еще большее снижение. Исследователи считают, что из 200 факторов наиболее сильное влияние на успеваемость ученика влияет техника чтения.

  • Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста?
  • Почему читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно?
  • Почему они с трудом понимают и запоминают условия арифметической задачи, грамматическое правило и задание при неоднократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте?
  • Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными?

Из целого ряда причин на первое место следует поставить - несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на начальном этапе формирования.

В школу приходят часто плохо подготовленные дети, иногда с наследственными и приобретенными во время болезни дефектами.

В то же время психологи утверждают, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов, т.е. не боле 3-4 человек в классе. Отсюда вывод - большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.

С какой же скоростью должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

Рассмотрим точки зрения.

В программе начальных классов средней общеобразовательной школы определено: скорость чтения к концу 4-го класса должна составлять 80-90 слов в минуту.

По рекомендации доцента Московского государственного педагогического института Н.А.Лошкаревой в конце 4-го класса желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Нам кажется, что вторая точка зрения более подходит к реалиям нашей жизни, т.к. скорость 120 - 130 слов в минуту - это темп нашей разговорной речи. Исключение составляют дети, имеющие наследственные и приобретенные дефекты, нуждающиеся в логопедической помощи с раннего детского возраста.

Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Впечатление от отдельных слов интегрируется, поэтому лучше осознаются смысловые связи между ними. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав до конца. Люди, обладающие высокой скоростью чтения, читают "нюхом", т.е. могут угадывать текст по одной только фразе. Многолетние исследования специалистов показывают, что 94 % взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. И даже читая молча, имеют такую же скорость чтения, как и при чтении вслух.

Факторы, влияющие на скорость чтения, - стойкие, передаются из поколения в поколение.

Установлено, что скорость чтения зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка.

Объем слуховых восприятий - это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий - понятие более сложное.

Текст воспринимается в момент остановки взгляда - происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда абзаца - это зависит от угла (поля) зрения. Чем чаще фиксация, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объект текста. Скорость чтения зависит от количества регрессий, т. е. обратного движения глаз от уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. Скорость чтения, техника чтения зависят и от многих других факторов, заложенных в психологических особенностях ребенка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение.

Перечислим их:

  1. Неправильное дыхание при чтении.
  2. Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом. (Неправильная позиция языка, губ, зубов при произношении звуков.)
  3. Плохая память.
  4. Неразвитое поле зрения (угол зрения).
  5. Неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Неумение снять усталость. Неустойчивое внимание, слабые волевые качества.
  6. Невысокий интеллект.
  7. Отсутствие эффективной словарной работы на уроке перед чтением текста.
  8. Отсутствие культуры чтения в семье.

Поэтому учителю-логопеду крайне важно овладеть педагогической диагностикой и на ее основе применять в работе по обучению чтению, комплекс систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению. Оптимальное чтение - это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это качественно более высокий уровень интеллекта.

Комплекс упражнений по обучению оптимальному чтению подразделяют на 3 группы:

  1. Направленные на достижение основных целей (скорость, понимание, запоминание.)
  2. Обеспечивающие наблюдения за изменениями в технике чтения.
  3. Вспомогательные, служащие педагогическому обеспечению процесса обучения чтению.

Задача школы - воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью. Чтение без мышления - это не чтение. В то же время ученик должен чувствовать удовлетворение от чтения, осознавать, что это приятное действие.

Существуют три режима чтения.

I звено. (1-2 классы)

Учебно-аналитический режим. Это главное звено, в котором обретается навык правильного (безошибочного) чтения вслух. Чтение " вслух" постепенно переходит в чтение "глазками". Темп его зависит от уровня интеллекта ребенка. Поэтому очень важно уделить больше внимания общему развитию ребенка, интенсивно развивать память, работать над обогащением активного словаря. Скорость чтения к концу 2 класса довести до 90 - 100 слов в минуту "вслух" и до 100 - 200 в минуту "глазками".

II звено. (3-8 классы).

Комфортный режим. Этот режим - школа гуманизма, нравственности. Здесь обрабатывается умение читать вдумчиво, сознательно, воспринимать и анализировать прочитанный текст в различной форме (подробно, выборочно, кратко, главную мысль и т. д.). Чтение "вслух" к концу З класса довести до 120 и более в минуту, "глазками" - до 200 - 300 слов в минуту. А к концу 8 класса "чтение глазками" довести от 200 до 400 слов в минуту, т.е. 100 страниц в час. В этом режиме закладываются основы динамического чтения.

III звено. (9-11классы,вузы).

Ускоренный (дискомфортный) режим. Здесь окончательно вырабатывается высокая скорость чтения от 400 до 900 слов в минуту, т.е. 200 страниц в час при высокой степени усвоения содержания текста. Этот режим является базой для многих видов динамического чтения (поискового, обзорного, ознакомительного).

Авторы методики динамического чтения отмечают, что в своей многолетней практике они не встретили ни одного случая, чтобы человек был не в состоянии освоить курс динамического (скоростного) чтения. А в раннем, детском возрасте, т. е. в начальных классах овладение навыками скорочтения происходит легче и эффективнее. Вот почему особое внимание следует уделить методике обучения чтению в начальных классах. Учителю-логопеду необходимо овладеть комплексом упражнений, изготовить специальные таблицы - тренажеры, которые помогут в развитии навыка оптимального чтения ученика.

Первая группа.

I. Постановка дыхания - важное условие чтения.

  1. Упражнения по системе Стрельниковой. Элементы дыхательной гимнастики.
  2. Ритмические упражнения вдох - выдох (дольше вдыхать) через рот, через нос.
  3. Чтение на одном дыхании как можно больше количества слов: а) четверостиший.

вдох - Закружилась листва золотая
В розовой воде на пруду. выдох -
Словно бабочек стая
С замираньем летит на звезду,

б)скороговорок.

- Возле горки на пригорке
Стоят 33 Егорки.

(пауза - вдох), (на медленном выдохе считать)

- Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка,

(... и до 7 Егорок)

(снова пауза - вдох и на выдохе дальше) Восемь Егорок...

(и далее... до 14 Егорок)

(снова пауза - вдох и на выходе далее... до 33).

Длительное произношение определенного звука (на вдохе или выдохе):

с-с-с-с-с-с-с-с-, кто сколько выдержит на одном вдохе или выдохе.

Чтение смыслового блока из двух - трех предложений.(С установкой, где взять дыхание, как делать выдох).

Подходят стихи Чуковского, Маршака, Михалкова.

6. Занятие по тренажеру букв.( Будет приведен далее)

  • Прочитать столбик или строчку на одном вдохе или выдохе.
  • Прочитать с забором дыхания.
  • Прочитать столбик или строчку на время.

II. Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата.

Комплекс упражнений начинается с первых занятий в школе.

1. Упражнения для губ.

(Четкость произношения зависит от того, как ребенок умеет работать губами).

  1. Удерживание губ в улыбке - передние, верхние и нижние зубы обнажены.
  2. Вытягивание губ в трубочку (вперед).
  3. Чередование положений губ - в улыбке и трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. (Следить, чтобы не надувались щеки, загонять шарик на одном выдохе)

2. Упражнения для языка.

1) Чередование положений языка: широкий - узкий.

2) Подъем языка на верхние зубы.

3) Чередование движений языка: (при опущенном кончике). Отодвинуть язык вглубь рта, приближать к передним нижним резцам.

4) Чередование движений языка: вверх - вниз.

5) Наказать непослушный язык.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: "Пя-Пя-Пя".

Удерживая широкий язык в спокойном положении при открытом рте от 1 до 10.

6) Сделать язык широким.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

7) Кто дальше загонит мяч?

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук (Ф), сдуть вату на противоположный край.

8) Почистить зубки.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

9) Вкусное варенье.

Слегка приоткрыть рот и широким, передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху - вниз.

10) Грибок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка. 11 )Гармошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка,
закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При
повторении надо стараться открывать рот все шире.

12) Пароход гудит.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук (ы).

13) Качели.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в этом положении под счет от 1 до 5. Так поочередно 4 -6 раз.

14) Лошадка.

Пощелкать кончиком языка (можно беззвучно). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

15) Чьи зубы чище?

Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем -нижние.

16) Маляр.

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед - назад.

17) Индюк.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стремясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее, сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос (бл,- бл,- бл).

18) Барабанщик.

Улыбнуться, приоткрыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо звук (-д,д,д,д,д). Сначала медленно, а потом убыстряя темп.

3. Упражнения для отработки произношения гласных звуков. (По ленте букв, специальным таблицам - тренажерам)

а-У И-ы Э-А И-О
А-О ы-И А-Е О-И

и другие

-асуыиэое-

-еоэиыуса-

  1. Как надо произносить гласный звук?
  2. Чтение гласных звуков только губами (отработка положения губ), без голоса.
  3. Определить по губам, какой гласный звук произносится.
  4. Произнести шепотом.
  5. Голосом, четко работая губами.
  6. Пение звукоряда, неотрывное произношение с перерастание звуков из одного в другой.

4. Упражнения для отработки произношения согласных звуков. По ленте букв, по таблицам - тренажерам.

  1. В чем отличие произношения согласного звука от гласного?
  2. Произношение типично "трудных" для детей звуков. /р/-/л/, /с/-/ш/-/ч/ и других.
  3. Систематические упражнения с тренажером (классным общим и индивидуальными малыми)

(Шрифт может быть как печатный, так и письменный). 15 столбиков, 12 строчек. Он может применяться на многих этапах урока и не только в работе по развитию артикуляции.

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 В Д Д Р Ш Л П Н М Р Т С З К Б
2 Р В П Т С Т К Б Ш Ч Х Ф П Л Ж
3 Т Х Р М П Т Ж Ф Т К М Г Д Н М
4 Б З С К Т Ф Ш Н М Г Ф Х Ф Д В
5 Г Р В М К З Р Д В М З З К Т П
6 Т Ж Л М Н С Ч С Б Ф Т К Ч С З
7 Р М Ф Х В Д Г Д Ф Т Ф Т К Н Ч
8 Ц К Т Р С Ч Ш Т С Б Н Ш Р Г Д
9 В Д К В Ф Д Р К М Р Ш Р Г Р Т
10 Г З С Р П З Б Д С Б С Ф Т Ф М
11 М Н Б Д Ф М Ш Ц Ф Р Р Т Ф С Б
12 В Д К З Б Т Р С Ф Г Ф Т Ф Ш М

- Примерные установки:

а) Читаем столбик, четко проговаривая звуки.(Соблюдается установка на
дыхание).

б) Читаем 5-й столбик с добавлением (а). (Ша,са,та,ка,ва,са и т. д.).

в) Ставим гласную... до и после 2 -ого столбика.

г) Гласный (а) до 1 столбика и после 2-ого(авда, арва, атка, абза и т.д.)

(по усмотрению учителя возможны различные вариации).

4) Наращивание. Стечение согласных.

ре ра
тре дра
стре здра

5) Чистоговорки. (На определенных согласных). Для развития четкости произношения.

а)

Ла -ла-ла-ла (л)
На цветке сидит пчела.

б)

Еле, еле Лена ела.
Есть от лени не хотела (л),(э), (йэ).

6) Скороговорки.(Для развития четкости произношения)

1-2 класс (написана на доске).

а) Четко читает учитель

б) Все - хором, медленно

в) Вместе, быстрее

г) Заучивание.

д) Говорит один, в темпе.

е) Произнести скороговоркой (индивидуально).

(Перед чтением проанализировать трудности и особенности скороговорки обратив внимание на особенно трудные места, т.е. предупредить ошибки в произношении).

- Например, сравните:

а) Уронила ворона вороненка (оро)

б) Карл у Клары украл кораллы (рл, кл, кр, лл)

4. Система наборов, составленных с учетом наращивания трудности в произношении звуков, слияний и регулярно по мере трудности текста изучаемого на уроке).(Наборы написаны на таблицах блоках или отдельных карточках).

1) о ы н      
о...о Ы...Ы Н...Н        
2) а у п      
а...а У---У п...п        
ау уа па        
ауа уау апу        
ап уп пу        
3) Ша Па Та 4) Ба Да баб
шо по то бо до боб  
шу пу ту бу ду дуб  
ше пы ты бы ды быд  
шэ пэ тэ бэ дэ бэд  
ши пе те бе де дэб  
от пи ти би ди дид  
аш пе тя бе де дяб  
Аш пя тю 6я пя бюл        

 

5) За Са Жа 6) Га Ка Ха
зо со жо го ко хо
зу су жу гу ку ху
зы сы же гы кы хы
зэ сэ же гэ кэ хэ
зи си жи гя кя хя
зе се ши ге ке хе
зе се зи гю кю хю
зя ся зе ги ки хи
зю сю зя ге ке хе
7) Мздо 8) тра сча дра
нстя здво вспа мра лма жня
тдал стра взби бла брав тво
вздра ктор нтски дра дла рби
льбищ вепря вскро вра лта РДЫ
вздре гость струя бра гре сты
нство рознь лесть гла слы рка
зовью длам вскри стра зри рчи
чтить сбить щным дцем ветра тва грал рны

III. Постановка пауз, логических ударений*, соблюдение интонаций.

Основой выразительного чтения детей является понимание смысла читаемого текста. С каждым этапом овладения техникой чтения выразительность должна подниматься на определенную ступень, поэтому важно соблюдать последовательность и способы действий при обучении.

Авторы рекомендаций "Преодоление трудностей" М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З.Постоловский ставят следующие задачи:

  • умение определять задачу чтения, понимать подтекст;
  • воображение при чтении (творческое, воссоздающее);
  • постановка пауз с опорой на знаки препинания;
  • постановка пауз между словосочетаниями;
  • постановка психологических пауз (смена мыслей, настроений);
  • постановка логических ударений.(Устные практические упражнения, совершенствование устной речи);
  • объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста;
  • упражнения в системе( примеры берутся из читаемого на уроке текста).

IV. Развитие памяти.

Установлено, что (техника) скорость чтения зависит от оперативной памяти.

Время работы с наборами для диктантов два месяца, за это время при правильной методике развивается оперативная память.

Правила проведения диктантов:

  • на доске или таблицах пишут шесть предложений набора и закрывают;
  • открывается первое предложение. Учащиеся в течение времени, указанного в таблице, читают глазами;
  • учащиеся записывают предложение по памяти.( Если учащийся не запомнил, на первых порах ему разрешается списать у соседа);
  • затем следует работа со вторым и последующими предложениями;
  • если большая часть учеников не успевает запомнить предложения, то на следующий день работу надо повторить. И так до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно. На каждый набор в среднем уходит 3-4 дня. 18 наборов 54 - 60 дней.

Диктанты обязательно пишем ежедневно. Если предложения из наборов не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными другими.

1 .Словарные(зрительные, слуховые, картинные) диктанты.

2.Упражнение " Фотоглаз". Показывают "тренажер" - таблица на 1-2 секунды для запоминания. Учащиеся называют то, что запомнили.

Логопед изготовляет дидактические тренажеры, таблицы с блоками картинок по теме: пирамида слов; набор предложений.

Примерные блоки:
1) Ученик 2) Поземка
ученье метель
ученый вьюга
учитель Буря
3) Чтение - вот лучшее ученье.
4)Дружба Мужественный
Товарищество Смелый
Коллектив Ловкий
Синица
Снегирь
Воробышек
Ворона
5)Штурм 6) Снег
Штаб Весна
Часовой Ручьи
Смольный Побежала
Революция Зазеленела

4. Упражнение "впаре" с товарищем.

  • Чтение с установкой ответить на пересказ.
  • Чтение с установкой ответить на вопросы товарища.
  • Чтение с установкой на разные виды пересказа (кратко, подробно, выделить главную мысль).

5. Слуховые диктанты. В первое время в предложении из 2 слов, затем -из 3-4 слов. Постепенно дают блоки из 2-3 т более предложений. (Желательно брать блоки, не объединенные одной темой, т.к. однотемные запоминаются легче, но малоэффективны). Предложение или слово произносится только один раз, учащиеся повторяют внутренне и записывают в тетради.

6. Формирование умений сознательного чтения с помощью тестов. Вначале проводится организационная, подготовительная работа: нумерация абзацев. Выделение в ней смысловой части; составление плана текста; проведение конкурса на лучшую формулировку каждого пункта плана; проведение конкурса на лучшее деление текста на смысловые части; составление графика смысловых частей рассказа; постепенное сжатие смысловых частей до формулировки пунктов плана.

Далее задание усложняются.

1. Составление модели текста. Например, по рассказу Л.Н.Толстого "Лебеди".

Лебеди над морем

Трудности полета

Молодой лебедь сел

Утро - Снова в путь

Пронумеровать в соответствии с последовательностью в тексте предложенные учителем тесты (предложения из текста, формулировки главной мысли абзацев)

Выбрать ответы на предложенные тесты.

Из 4-5 предложенных ответов теста выбрать правильный, относящийся к данному тексту, и просигнализировать карточкой.

Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз (вопросов). Ученики записывают номера фраз, а напротив отмечают знаком соответствие фразы содержанию данного текста.

Каждому предоставить возможность объяснить, почему он выбрал данный ответ.

6. Игра "Мнимое слово". Проводится во время чтения изучаемого текста или зрительно на доске (таблице).

В некоторых фразах текста произвольно заменяются отдельные слова (синонимами, антонимами) или они пропускаются. Ученики же исправляют искажения, по памяти восстанавливают пропуск. Если игра проводится во время чтения текста, то учащиеся следят по тексту и вслух в ходе чтения исправляют читающего.

V. Развитие антиципации (догадки).

Чтение по догадке способствует ускорению чтения, углублению восприятия содержания. Задача: восстановить возможные буквы, слова, предложения на основе заданных комбинаций.

Буквы Ц -Л (цель, целый)

Буквы С-Л (соль, сало, сила)

Таблица 15х 15 см (225 клеток). В каждой клетке согласная буква. Блоки букв снабжены координатной сеткой.

А-Б-В

СДБГР ГЛГМЛ БХРКД
ТРСРВ ЛПРЗН РДМРК
1. КЗНДН злтмт ГЛБКМ
НГДЗБ нсклп РТГЗБ
ГТЖРВР

2. ЗВДЛП

ГЖДПР ЖСФЛМ
щквщл ЗРЖБР
ЦРТМС ГТНКР ЛДКРТ
3. ПСПЛБ ЗРГЗМ НБЛСР
НШРСН ГМФЛТ ЗРЛЧС
БРЗМЖ ВГРТМ НСПРК

Правила работы

Учитель дает установку найти букву по координатам или же определить количество букв в данном блоке.

Задания.

1. Найти заданную согласную, скомбинировать с рядом стоящей, произвольно добавить гласные.

2. Определить сколько раз в блоке по заданным координатам встречается какая-то буква.

Поиск осуществляется как по вертикали так и по горизонтали.

3. Антиципация словосочетаний.

Листом прикрывается первая (левая), (верхняя) половина слова, читаются начальные элементы, к ним добавляются возможные варианты окончаний. Затем открывается закрытая половина текста и проверяется версия.

4. Антиципация частей предложений.

Он сам во всем (виноват)

Дверь была (открыта, закрыта)

5. Антиципация частей поговорок.

- Сделал дело- : (гуляй смело)

Лучше поздно....(чем никогда)

6. Антиципация частей диалога.

- Ты читал эту ?( книгу)

- Да я читал эту книгу.

Антиципация текста, в котором пропущены слова.

Антиципация с помощью дидактических тренажеров:

а) "Вертушка - текст".

Планшет со сменными дисками, вращающимися на оси, на них записаны предложения, которые при вращении выступают из прорези. (Тренажер ежедневно по 7- 10 минут используется в индивидуальной работе.) Предложения располагаются на радикально идущих от центра диска строчка: и предъявляются в окошки планшета. Диск вращается по часовой стрелке со скоростью соответствующей скорости чтения обучаемого и постепенно скорость увеличивается. Наборы дисков предупреждают возможность заучивания текстов и их воспроизведение по памяти.

б) "Антиципатор". Средство индивидуальной тренировки.

"Антиципатор" накладывается на текст так, чтобы в левой части оконш на уровне рамки можно было увидеть соответствующую часть первого слова строки, а правая часть окошка перекрыта клапаном и конец слова не виден. Прочитав отрытую часть слова, ученик должен постараться угадать его полностью; после чего, открыв клапан, проверяет правильность своей догадки. Далее следующее слово. Тренировки способствуют ускорению процесса угадывания слов по начальным буквам, по общему содержанию текста и по грамматическим связям.

в) "Решетка".

Это комплекс четырехугольников из плотной бумаги размером 16x10 см.

В них вырезаны окошки 6х 1 см. Решетки различаются шириной перегородки

(4 мм, 5 и 6 мм).

 

Тренировки начинают с решетки № 4. Она накладывается на страницу и постепенно сдвигается вниз, перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста. Ученик, воспринимая видимые в окошках куски текста, должен мысленно восполнять перекрытые участки строки, восстанавливая смысл. При необходимости можно разрешить сдвигая решетку на 2-3 мм влево или вправо и увеличить поле видимого участка. Читать вполголоса. Тренировку не более 5 минут по решетке сменит чтение без решетки на 2-3 минуты.

Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут. Решетку №4 сменит №5, когда появится ощущение легкого чтения.

II группа упражнений

(Метрические, обеспечивающие наблюдение за изменениями основных параметров чтения).

  1. Определение в классе 3-х уровней по технике чтения.
  2. Самозамеры чтения
  3. Замеры скорости чтения учителем.
  4. Замеры, проводимые администрацией школы.
  5. Таблицы результатов обучения скорости чтения. Тетради по чтению.

- Опыт работы учителей'школы показывает, что при серьезном отношении к проведению уроков в системе рекомендаций продуктивность чтения можно увеличить в 2-3 раза. Однако, необходимо приготовить все нужные учебно- методические материалы и только после этого приступать к тренировкам. Нужно выполнять упражнения в системе, в полном объеме., Чтение должно выражаться количественно и качественно для категорий читателей ндучно-обоснованных нормативов по всем показателям.

Скорость чтения -это объем прочитанного текста за единицу времени, в основном определяется количеством слов в минуту.

Коэффициент усвоения - количество усвоенного содержания текста. Он включает понимание и запоминание текста. Измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию. (Показателем хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70%).

Продуктивность чтения -обобщенный количественно -качественный показатель навыков чтения, характеризующийся объемом усвоенного содержания текста за единицу времени.

В начальных классах дети овладевают вводным курсом динамического чтения, где укрепляется память, улучшается работа зрительного аппарата, активизируется мыслительная деятельность. Основная же нагрузка по обучению динамическому чтению переносится в среднее и старшее звено.

Проверка техники чтения.

I . Контроль завучем, директором.

Проверяющий администратор (руководитель) сидит в стороне. Проверку (замер) ведет учитель по одному и тому же тексту. Техника чтения проверяется 2 раза в год администрацией и 2-3 раза в четверть учителем.

При выборе текста нужно руководствоваться рекомендациями, данными в методических журналах.

Подсчет слов. По возрасту и по классам должен быть разный подход.

II. Методика проверки чтения.

1. Отказаться от секундомера, от песочных часов.

2. Учитель и ребенок сидят рядом. Учитель не делает никаких комментировании типа: "Ну ты не волнуйся!" и т. п.

3. В общей обстановке нельзя проверять заикающихся детей. (Их проверяют незаметно в процессе работы).

В течении четверти можно несколько раз делать срезы по уровневым группам и по результатам переводить из одной группы в другую.

Перед чтением незнакомого текста проводится словарная работа.(Слова трудные по произношению, трудные и незнакомые по лексике).

При проверке техники чтения дается только одна установка :

а) читать на скорость;

б) прочитать и пересказать прочитанное;

в) прочитать и ответить на вопросы по содержанию.

7. Для проверки выразительности текста дается задание домой - подготовить текст или стихотворение для выразительного чтения.

При проверке техники чтения мы руководствуемся "Программой начальных классов".

Учитель ведет регистрацию результатов проверки техники чтения в специальной таблице.

Ф.И.О. ученика ---- Дата проверки,

Количество слов (скорость чтения),

Продуктивность чтения,

Ошибки при чтении.

По результатам проверки техники чтения учитель проводит диагностику своего класса, устанавливает причины, определяет виды упражнений для дифференцированной работы с классом и определяет 3 уровневые группы:

I.  Читают выше нормы

II. - Справляются с нормой

III. - Читают ниже нормы

При работе с читающими плохо детьми можно добиться цели путем решения промежуточных задач:

  • увеличение объема слуховых и зрительных восприятий;
  • увеличение угла зрения;
  • выработка навыка антиципации;
  • формирование устойчивости внимания;
  • предупреждение регрессий при чтении;
  • пополнение словарного запаса;
  • читать вслух, менять темп чтения через 7-10 строчек от крайне медленного до предельно быстрого. Упражнения - 5-7 минут ежедневно;
  • два раза в неделю вводятся скороговорки, чистоговорки, которые заучиваются прежде, чем говорить их быстро.

Большинство плохочитающих имеют меланхолический темперамент. Их ни в коем случае нельзя заставлять самостоятельно читать вслух большие отрывки из незнакомого текста. Дети слышат допускаемые ими ошибки, а это ведет к образованию устойчивого отрицательного комплекса. Замечательный украинский ученый И.Федоренко говорил: " Скорость чтения - это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять различные трудовые операции и физические упражнения, читать в темпе скороговорки помогает быстрое постукивание ручкой или карандашом. Стучать надо не сильно, но очень часто, движется только кисть руки. Локтевой и плечевой суставы неподвижны. При чтении скороговоркой произносятся гласные длинных ударных слогов - четко, безударных - очень коротко и почти неслышно, в отличие от согласных звуков."

Естественно, учитель должен сам овладеть умением читать в темпе скороговорки. Продемонстрировав это, он предлагает ребятам с помощью приема "Буратино" выучит одну из скороговорок.

Ученики ставят согнутую в локте руку на парту. То же делает и учитель. Как бы имитируя рукой движение метронома, он задает темп чтения, периодически ускоряя его. Ученики, повторяя это движение, читают с заданной скоростью. Когда темп возрастает достаточно , учитель предлагает ребятам самостоятельно поучиться быстро читать скороговорку - сначала с постукиванием ручкой, а потом без него. Затем проверяется выполнение упражнения, корректируется произношение. Далее идут слуховые и зрительные диктанты.

С целью резкого увеличения скорости чтения "глазками" применяется прием "буксир".

Многократное чтение "молча" с убыстрением 10-15 строк незнакомого текста, сопровождаемого плавным ведением карандаша по читаемой строке, необходимо для предупреждения регрессий. Здесь учитель уже следит за тем, чтобы ученики не шевелили губами при чтении, чтобы карандаш двигался плавно, без остановок и возвратных движений.

На заключительном этапе обучения выполняются специальные упражнения по выработке у ребят навыка качественного запоминания трудного текста с одного прочтения. Чтение сопровождается плавным ведением карандаша по строке. Учитель контролирует скорость. Если ученик не может пересказать текст, то ему разрешается прочитать повторно, заглядывать в книгу.

В конце каждого урока проводятся троекратные пятнадцатисекундные самозамеры скорости чтения "вслух" и "молча". Результаты заносятся в таблицу, в тетради по чтению. Таким образом ученики и их родители имеют возможность видеть их успехи.

Федоренко рекомендует и другие упражнения:

1) списывание текста в младших классах; 2)конспектирование текста в средних и старших классах.

Цель - пополнение активного словарного запаса. Занятия проводятся не реже 5 раз в неделю.

Эффективна методика панорамного чтения И.Г.Пальченко. Ее главный принцип - всемерное развитие речевого аппарата, вертикальное чтение страницы текста с большой скоростью, при почти дословном запоминании текстов.

После того, как максимальная скорость достигнута, нужно особое внимание обратить на внятность произношения, дикцию, тембр голоса. Плохо говорящим рекомендуется заучивать скороговорки, которые позволяют корректировать любые дефекты произношения.

Особое внимание следует уделить выработке навыка запоминания текста с одного прочтения. Практика показывает, что этого трудно добиться от ребят, которые привыкли учить уроки "вслух". Для них предлагаются специальные рекомендации: 1)быстро прочитать текст про себя (1-2 раза); 2) прочитать еще раз только начала абзацев. Пересказать содержание всего текста с заглядыванием в книгу.

III группа упражнений

(Вспомогательные, служащие педагогическому обеспечению процесса обучения чтению).

На результаты обучения на уроке влияют прежде всего индивидуальные особенности психических функций каждого ребенка (памяти, внимания, воображения, эмоций, воли). Мотивы определяют отношение к учению. Я.А.Коменский писал, что " всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знаниям и учению ...

Хороший ученик, - писал он, - будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой... Мало того, что он не будет избегать труда, он будет искать его и не бояться напряжений и усилий..."

Всему этому и должны способствовать упражнения третьей группы. Особое внимание уделяется сфере эмоций и чувств, тренировке процессов торможения и возбуждения, быстроте и гибкости переключения; воображению и фантазии; любознательности; мышлению.

IV. Виды чтения на уроке, приемы чтения.

Дозировка чтения на уроке. I класс. 2/3 части урока - чтение вслух (хором, " буксир", молния, синхронное и т.д.) 1/2 части - глазками.

1) Чтение вслух учителем или хорошо читающим учеником.

2) Чтение хором.

3) Чтение "буксир" или за "диктором". "Буксир" - учитель или хорошо читающий ученик и ведет за собой класс, дает образец чтения.

4) Жужжащее чтение. Шепотом, вполголоса и во весь голос (5 минут перед каждым уроком ежедневно).

5) Чтение, только артикулируя губами.

6) Чтение с внутренним проговариванием.

7) Чтение глазами, без движения губ.

8) "Молния" (чтение скороговоркой, на время):

а) кто больше прочтет за определенный отрезок времени;

б) определенное количество слов прочитать на скорость

9. "Мнимое слово":

1) на доске отрывок, в нем пропущены или заменены отдельные слова;

2) восстановить пропущенные слова;

3) игра "Исправь ошибку". Учитель читает, намеренно заменяя слова.

10. Игра " Прятки". Учитель "прячется" в тексте. Ученики ищут место в тексте, где читает учитель, и начинают читать вслух за учителем. Как только учитель почувствовал, что все учащиеся нашли место чтения, он переходит на другой отрывок.

11. Игра "Кто быстрее и лучше". У всех учащихся одинаковый текст. Известно количество слов и примерное время для прочтения.

Дается установка:

  • "кто быстрее прочитает, говорит ответы на вопросы, написанные на доске;
  • кто прочитает, готовится к пересказу;
  • проверка.

12. "Синхронное чтение". В классе 3 уровневые группы. Для "синхронного" чтения вызываются дети одной группы или соседних групп для "буксира".

13. Разноуровневая самостоятельная работа по чтению.

Задания даются на 3 уровня.

  • 1-й - читающие дети получают "Малютки" с малыми рассказами.
  • 2-й - основная группа. Получают карточки с предложениями или словами.
  • 3-й - слабый уровень. Получают карточки, где напечатаны только слоги, начиная с самых простых слияний.

В итоге самостоятельная работа проверяется, начиная с низкого уровня.

14. Пятиминутки художественного чтения. Дети готовятся дома и перед классом читают то, что им понравилось из внеклассного чтения. (Наизусть отрывки и стихотворения).

15. "Губы" (Устранить пришепетывание).

16. "Буксир молча". Учитель или хорошо читающий ученик читает быстрее, а дети догоняют глазками. Для проверки учитель делает какую - либо "ошибку". Дети моментально реагируют на это.

17. "Остановка" - "Бросок".

  • Внимание "Бросок". (Дети читают текст).
  • "Остановка" - (Дети прекращают чтение).
  • "Бросок" - ( Дети читают снова. Им необходимо найти то место, где прервались).

18. "Финиш". Дочитать до определенных слов и выполнить задание,

19. "Фотоглаз". Блок слов или предложений открывается на 30 секунд. Блок слов снова закрывается. Дети воспроизводят то, что запомнили.

20. Проверка сознательности чтения - подготовить ответы на вопросы по содержанию, тестирование.