Мастер-класс "Обучение творчеству на уроках физики"

Разделы: Физика


Данная работа сопровождается презентацией.

Что такое творчество? Наиболее простое определение этого понятия таково: творчество - это процесс создания нового продукта материального или идеального характера. Считается, что для творчества необходимы особые, так называемые творческие способности. Педагогическая, психологическая, философская и методическая литература пестрит терминами "творчество", "творческие способности", "креативное мышление". 1 слайд

Парадокс ситуации в том, что, если говорить корректно, никаких особых творческих способностей в человеке не существует. Есть просто особым образом проявляемые типичные для каждого полноценного человека черты личности. Есть творческий уровень решения жизненных задач и ситуаций.

Можно ли обучать творчеству? Исследования психологов давно уже дали положительный ответ на этот вопрос. Говоря об обучении творчеству целесообразно выделить две стороны этого вопроса:

  • Общие предпосылки успешной творческой деятельности учащихся;
  • Специальные приемы развития их творческих способностей [1].

Общие предпосылки 2 слайд

К общим предпосылкам следует отнести работу по развитию интеллектуальных умений учащихся, в особенности таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация, абстрагирование и обобщение. Речь идет о формировании умений: 3 слайд

- работать с литературой,

- организовывать и проводить наблюдения,

- самостоятельно ставить опыты,

- выполнять графические работы.

Например, деятельность наблюдения при изучении физики особенно важна, так как именно наблюдение является одним из основных методов научного и учебного познания. Это умение не приходит само собой. Ему надо обучать.

В качестве задания для аудитории можно показать любой ролик без звука, демонстрирующий какое - либо физическое или природное явление. Мы использовали фрагмент фильма ВВС "Эти удивительные животные" часть "Необыкновенные пристрастия". Там есть чудный отрывок про скунса. Если запускать его без звука, то аудитория обязательно разделиться во мнениях, что же они видели.

Первый ролик со скунсом. Обращение к аудитории: "Что вы сейчас наблюдали? Как вы думаете, почему все увидели разное"? Что мы не сделали до начала наблюдения?

В деятельности наблюдения надо выделять два этапа:

  1. Подготовительный, включающий уяснение целей и способов наблюдения;
  2. Сам процесс наблюдения.

Рассмотрим на примете молнии этапы правильно организованного наблюдения: слайд 4

- выделение главного, существенного в наблюдаемом явлении, его характерных признаков;

- установление связей наблюдаемого явления с другими известными явлениями; слайд 5

- выявление закономерностей в изучаемом явлении;

- познание его природы.

Объясняем результат наблюдения скунса по полученной схеме.

Слайд 6 Слайд 7

Выдаем задание "классу", задаем цель наблюдения. (Приложение 2) Для рабочих групп мы сняли на цифровую видеокамеру сюжет о том, как учащиеся натирают воздушные шарики о волосы, а потом балуются, поднося их друг к другу и к другим телам. Затем попросили две рабочие группы объяснить наблюдаемое явление, но при этом поставили разные цели наблюдения.

Работа с аудиторией во время подготовки рабочих групп Слайд 8

Специальные приемы развития творческих способностей

Все сказанное ранее относится к общим предпосылкам успеха в творческой деятельности учащихся. Но полезно знакомить учеников и со специальными приемами и правилами творческого труда. Применительно к физике речь идет о творческой деятельности двух видов:

  • Исследовательской
  • Конструкторской - это область применения физических знаний [2].

Конструкторская деятельность Слайд 9

Этот вид деятельности развивает техническое творчество учащихся, их умение мыслить и находить нестандартные решения задач, важных для общества.

"Как при помощи линейки измерить время(!) реакции человека?"

Знаете ли вы, что такое время реакции? Вот что об этом сказано в энциклопедии: "Время реакции - это протяженность от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал. Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека:Время реакции является одним из важных критериев отбора водителей, операторов, летчиков, космонавтов". Как вы думаете, чему равно время реакции у вас? Сможете ли вы быть летчиками, космонавтами? Чтобы ответить, нужно это время измерить. Оказывается, это можно сделать при помощи: обыкновенной линейки. Не верите? Но это правда. Мы сможем провести измерения с точностью до одной тысячной доли секунды.

Далее я прошу ребят подумать дома или при наличии достаточного времени на факультативе. В их распоряжении есть только деревянная линейка и калькулятор.

Идея прибора. Слайд 10

Если позволить вертикально расположенной линейке падать свободно (например, разжав державшие ее за верхний конец пальцы), то она будет двигаться вниз равноускоренно с ускорением g = 981см/с2. Если сразу же линейку поймать, то по участку h между пальцами - отметками, где мы ее держали и где поймали, - можно судить о том, сколько времени она падала. Это время и будет равно времени реакции человека. Остается связать путь h и время t. Слайд 11

Рассчитываем время, соответствующее каждому значению высоты.

В соответствии с табличными данными градуируем линейку, нанося время рядом с сантиметровыми делениями. Получаем прибор. Слайд12

Остается самое интересное: измерять этим прибором время реакции, делая записи в таблицу, сравнивать, удивляться и восхищаться! Опыты лучше проводить вдвоем: один незаметно отпускает линейку, другой (испытатель) ее ловит. Слайд 13, Слайд14

Выясняем, у кого в "классе" самая быстрая реакция. Если удается, связываем это с занятиями спортом, решая, таким образом, еще и воспитательную задачу.

Наблюдения за работой учащихся над проблемными заданиями позволяют сформулировать некоторые общие правила их выполнения. Опыт показал, что применение правил позволяет школьникам избегать многих распространенных недостатков и ошибок, делает их труд более эффективным.

Если позволяет время мастер-класса, то можно предложить аудитории сделать из листов бумаги самолетики с условием, чтобы дальность полета получилась максимальной. После запуска обсуждаем, почему результаты опыта не могут быть признаны легитимными. Это позволяет совместно выработать правила выполнения конструкторских заданий.

Задания конструкторского характера могут успешно выполняться при соблюдении следующих правил: Слайд 15)

  1. Прежде чем приступить к разработке конструкции, хорошо уясните себе, каково ее назначение и каким требованиям она должна отвечать.
  2. Конструирование основывается на использовании физических законов, а не интуиции.
  3. Не торопитесь разрабатывать первую пришедшую на ум идею, найдите у нее слабые места. Подумайте, нет ли других, более интересных и удачных идей решения.
  4. Простота - одно из главных достоинств конструкции. Слайд 16

При выполнении исследовательских заданий свод правил выглядит следующим образом: Слайд 17

  1. Не спешите приступать к выполнению исследования. Рассмотрите все пути и выберите лучший.
  2. Постарайтесь предусмотреть все, что может повлиять на правильность и точность результатов.
  3. Всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать вывод на основании только одного опыта.
  4. Составьте план исследования в письменном виде.
  5. Ход исследования надо тщательно описывать.
  6. По окончании исследования должны быть сделаны выводы.

Прием "Работа над ошибками"

В своей практике я еще не встречала ни одного ученика, у которого работа над ошибками вызвала бы неподдельный энтузиазм. Тем не менее, поиск и исправление ошибок можно превратить в творческое занятие. А пусть ошибки будут не свои, а чужие. И поищем мы их в художественном фильме.

Смотрим отрывок "Индиана Джонс и хрустальный череп". Вместе с аудиторией ищем ошибки. (Голливудские фильмы - неисчерпаемый источник вдохновения для такого вида работы.) Мы, например, использовали отрывок, в котором Индиана Джонс выживает, находясь в эпицентре взрыва атомной бомбы. Самое интересное, что в процессе работы аудитория нашла больше ошибок, чем мы планировали.

После обсуждения. По признаниям моих учеников частое применение такого приема привело к тому, что они стали смеяться при просмотре даже фильмов ужасов.

К этому моменту группа должна закончить задание. Даем объяснение. (ролик с ноутбуков)

Выводы: Слайд 18

1. Творческое мышление человека представляет собой его живое знание и умение решать жизненные проблемы в той или иной жизненной сфере и приводит к созданию нового материального или идеального объекта.

2. Чтобы выйти на творческий уровень, надо сначала накопить огромный объём научных знаний и до автоматизма наработать много специальных умений. Существует некая критическая масса знаний и умений. Когда человек ее достигает, тогда наступает цепная реакция творческих идей.

3. Одним из важнейших качеств творческой личности является умение выделять главное, существенное в учебном материале или учебно-познавательной деятельности. Эффективным способом формирования этого явления является использование учителем методов обучения учащихся правилам наблюдения и применение специальных приемов развития творческих способностей.

Источники информации.

  1. Малафеев Р.В. "Проблемное обучение физике в средней школе", М.: "Просвещение", 1993
  2. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. "Физика: Методика и практика преподавания", Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2002

При подготовке презентации были использованы фотографии, принадлежащие лично автору (мы не возражаем против их использования третьими лицами), а также картинки с сайтов. Особую благодарность автор выражает своему любимому сайту kotomatrix.ru за фотографии котов.