Интегрированное занятие "Зимняя сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства;
  • Развивать у детей умение передать музыкальный образ в пении, движениях, танцах;
  • Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно-изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику, заучивание песен и танцев;
  • Индивидуальная работа с героями (Танец "Три белых коня");
  • Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.

Оборудование и материалы:

  • "Декабрь" из цикла "Времена года" (музыка П.И. Чайковского);
  • "Белая зима" (слова и музыка Л. Куклиной);
  • Вальс "Словно в прошлом" из мультфильма "Анастасия" (музыка П.И. Чайковского)
  • "Три белых коня" (слова Л. Дербенева, музыка Е. Крылатова)
  • "Вальс" из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель" (музыка Г. Свиридова);
  • "Потолок ледяной" (слова С. Островой, музыка Э. Ханок)
  • "Зима" (музыка А. Вивальди)
  • "Налетели белые метели" (слова и музыка М. Еремеевой)
  • костюм Зимы; 3 костюма (маски) белых коней;
  • комплект разноцветных карточек для каждого ребенка (в комплекте 4-5 карточек разных цветов - красный, белый, зеленый, голубой, фиолетовый); бумажные резные снежинки (по 1-2 для каждого ребенка); свечки, гуашь, листы картона, кисточки для каждого ребенка;
  • музыкальные инструменты (колокольчики, металлофоны, треугольники); дирижерская палочка.

Ход занятия

Звучит произведение П.И. Чайковского "Декабрь" из цикла "Времена года".

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите по сторонам. Как вы считаете, куда мы попали? Мы попали в сказочный зимний лес. Прислушайтесь: Какая музыка звучит? (ответы: светлая, прозрачная, хрустальная:)

А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки не словами, а цветами. (раздает детям разноцветные карточки) Выберите один цвет, который больше подходит к нашей музыке. (дети показывают карточку)

А как вы думаете, кто может играть такую музыку в этом лесу? Я сейчас подскажу вам:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

А что же такое зима? Что бывает зимой? Чем зима отличается от других времен года?

Ребенок:

Легким облачком над лесом
Проплывала сказка
И снежинками касалась
Веток елок ласково.
Намела кругом сугробы
Белые, пушистые,
Спрятав все ходы и норы,
И дорожки быстрые,
Одарила белой шубкой
Всех зайчат-проказников...
Растворилась тайной хрупкой -
Чистым зимним праздником.

Музыкальный руководитель: Ребята, а во что вы любите играть зимой на улице? Сейчас мы поиграем с вами в снежки.

Проводится пальчиковая игра "Снежки".

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз - подбросим, "Подбрасывают".

Два - поймаем, "Ловят".

Три - уроним "Роняют".

И... сломаем. Топают.

Музыкальный руководитель: Что-то холодно становится в волшебном лесу. Брррр.

Проводится упражнение по методу В. Емельянова

Засвистели метели (дети выполняют глиссандо на звук "у" сверху вниз)

Летели снега (дети выполняют глиссандо на звук "о")

Стелила постели большая пурга (глиссандо на звук "и")

Стелила постели морозом она (отрывисто произносит звук "а" в высоком регистре)

И было метелям всю ночь не до сна (усиливают звук "у", разводя руками, затихают, соединяя руки перед собой)

Ребята, а хотите встретиться с самой хозяйкой этого прекрасного зимнего леса? Так давайте же позовем ее, споем о ней песню.

Дети исполняют песню "Белая Зима" (слова и музыка Л. Куклиной)

По окончанию песни в зал входит Зима

Зима: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли в гости в мой сказочный лес. А хотите, я взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в легкие пушистые снежинки?

Звучит Вальс "Словно в прошлом" (из мультфильма "Анастасия").

Дети импровизируют танец с бумажными снежинками в руках.

Зима: В моем лесу все звери и птицы любят зимние забавы, предлагаю сейчас прокатиться на трех белоснежных конях.

Звучит песня "Три белых коня", три ребенка в костюмах коней исполняют ритмический танец. По окончанию песни "кони" подбегают к ребятам, все бегут по залу паровозиком.

Зима: Ух, прокатились с ветерком! Посмотрите, какие инструменты я приготовила для вас. Сейчас мы сочиним свою мелодию.

Проводится игра "Дирижер" под музыку "Вальс" из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель" (музыка Г. Свиридова)

(дети разбирают инструменты, встают полукругом, вперед выходит "дирижер", по ходу музыки дирижер палочкой указывает кому из "музыкантов" играть сейчас)

Зима: Какая красивая хрустальная музыка у нас получилась! А теперь всех приглашаю в гости к себе в избушку!

Дети исполняют ритмический танец "Потолок ледяной"

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, в Зимушки в избушке на окнах узоры

Зима:

Кто же это на окне нарисовал узоры мне?
Не рисовал ни я, ни ты, откуда ж на окне цветы?

Ребенок:

Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал.
На окно старик Мороз
Льдинкой росписи нанес.

Зима: Сейчас я подарю вам свои льдинки, и мы все вместе украсим узорами свои окна. А музыка поможет нам нарисовать красивые узоры.

Звучит "Зима" (музыка А. Вивальди)

Зима раздает детям маленькие свечки ("льдинки"), дети на картонных листах рисуют узоры свечой, затем покрывают всю картину голубой гуашью.

Свои "окна" дети дарят Зиме.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, за окнами стало уже совсем темно, нам пора возвращаться домой из сказочного зимнего леса. Давайте на прощанье нашей Зимушке споем песню "Налетели белые метели".

Дети исполняют хороводную песню "Налетели белые метели" (слова и музыка М. Еремеевой).

Затем машут Зиме рукой и под музыку уходят из зала.

Литература:

  1. http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/VremenaGoda_Pletnev.html
  2. Журнал "Музыкальный руководитель" № 8 - 2008 год
  3. http://musichere.org/song/Val_s_iz_m_f_Anastasija__angl_jaz_/Val_s_Anastasii_1537351.html
  4. http://zvukoff.ru/a2013/d12521.html
  5. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Ладушки"/ сост. Новоскольцева И.А, Каплунова И.М.
  6. http://poiskm.ru/song/9393-Vitas-Potolok-ledyanoy
  7. http://www.zaycev.net/pages/373/37312.shtml
  8. Журнал "Музыкальный руководитель" № 7 - 2007 год