Цель: научить правилам и последовательности сервировки стола к завтраку с учетом различных меню.
Задачи:
- Образовательные: расширить, упорядочить, систематизировать знания детей о сервировке стола к завтраку; дифференцировать кухонные и столовые приборы, кухонную и столовую посуду.
- Коррекционные: корригировать психические процессы, учить сравнивать , дифференцировать приборы и посуду, способствовать умению выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам.
- Воспитательные: воспитывать культуру при сервировке стола, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: кухонные и столовые приборы и посуда, памятки, скатерти, салфетки карточки.
Словарная работа: сервировка, сервировать.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, сдача рапорта.
Учитель: Ребята какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Дети: Столовые и кухонные приборы, столовая и кухонная посуда.
I. Проверка домашнего задания. Учитель прикрепляет на 2 стола надписи.
I стол |
Кухонная посуда |
II стол |
Столовая посуда |
Кухонные приборы |
Столовые приборы |
Игра «Волшебный мешочек»
Учитель: В мешочке находятся столовая и кухонная посуда, столовые и кухонные приборы. Вы должны на ощупь определить, что там находится, а потом вынуть.
1-й ребенок: Ложка.
Учитель: К чему относится?
1-й ребенок: К столовым приборам.
Учитель: Что еще относится к столовым приборам?
1-й ребенок: Вилка, нож, десертная ложка.
(Ребенок кладет ложку на второй стол).
2-й ребенок: Прихватка.
Учитель: К чему относится?
2-й ребенок: К кухонным приборам.
Учитель: Что еще относится к кухонным приборам?
2-й ребенок: Терка, разделочная доска.
(Кладет прихватку на первый стол.)
3-й ребенок: Чашка.
Учитель: К чему относится?
3-й ребенок: К столовой посуде.
Учитель: Что еще относится к столовой посуде?
3-й ребенок: Тарелка, блюдце.
(Ставит чашку на второй стол.)
4-й ребенок: Кастрюля.
Учитель: К чему относится?
4-й ребенок: К кухонной посуде.
Учитель: Что еще относится к кухонной посуде?
4-й ребенок: Чайник, сковорода.
(Ставит кастрюлю на первый стол.)
Учитель: Как вы думаете? Почему я именно так разместила надписи на столах: кухонная посуда и кухонные приборы на одном столе, а столовая посуда и столовые приборы на другом?
Дети: Кухонные посуды и кухонные приборы нужны для приготовления пищи, а столовая посуда и столовые приборы для употребления пищи.
Учитель: Сейчас поработаем с перфокартами. Вам необходимо вычеркнуть лишнее и объяснить
1 перфокарта: ложка, вилка, нож, прихватка.
Лишнее – прихватка, т.к. это кухонный прибор, а все остальные – столовые.
2 перфокарта: чашка, блюдце, тарелка, вилка.
Лишнее – вилка, т.к. это столовый прибор, а остальное – столовая посуда.
3 перфокарта: сковорода, кастрюля, чайник блюдце.
Лишнее – блюдце, т.к. это столовая посуда, а остальное – кухонная посуда.
4 перфокарта: терка, разделочная доска, прихватка, кастрюля.
Лишнее – кастрюля, т.к. это кухонная посуда, а остальное – кухонные приборы.
Оценки.
II. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать тему «Питание». И тема нашего урока «Сервировка стола к завтраку». (Запись темы в тетрадь)
Сегодня на уроке мы изучим правила сервировки стола, я покажу, как нужно сервировать стол и вы самостоятельно будете это делать.
Словарное слово: сервировка- расстановка для еды на стол посуды и приборов. (Прочитайте)
– запись в тетрадь
Существуют правила сервировки стола. И прежде чем мы начнем изучать, нужно вымыть руки. Зачем?
Дети: Чтобы микробы не попали на стол, на приборы на пищу.
1 правило (вывешиваю)
Сервировать стол желательно в одном стиле. Что это значит?
(Если дети затрудняются, то показываю одинаковые скатерть, салфетки, чашки и блюдца.)
Это значит одинаковой посудой и приборами, скатертью и салфетками.
Подойдем к столам и будем учиться сервировать. Итак, расстилаем скатерть.
2 правило (вывешиваю)
На край стола поставить тарелку.
И, прежде чем мы поставим тарелку, ответьте на вопрос: Что мы кушаем на завтрак?
(Ответы детей.)
Для макарон какую тарелку поставим? (Мелкую.)
Для молочной каши? (Глубокую.)
Представим, что мы кушаем молочную кашу (поставили тарелку).
3 правило (вывешиваю)
Ложку положить выпуклой стороной вниз справа от тарелки.
Что значит выпуклой?
(Ответы детей.)
4 правило (вывешиваю)
За тарелкой, справа, ставят стакан или блюдце с чашкой, ручка обращена влево.
5 правило (вывешиваю)
Чайную ложку кладут на блюдце ручкой вправо.
А теперь изменим ситуацию, представим, что мы завтракаем макаронами.
Какую тарелку поставим? (Мелкую.)
Нужна ложка? (Нет). Положим вилку.
А если к макаронам – сосиска, как мы будем ее есть? (При помощи ножа).
Как вы думаете, с какой стороны надо положить вилку?
6 правило (вывешиваю)
С левой стороны положить вилку выпуклой стороной вниз, а нож с правой стороны – лезвием к тарелке.
Какие правила нужно соблюдать при работе с ножом?
- Хранить нож в определенном месте.
- Не есть с ножа.
- Нож передавать ручкой вперед, а лезвием от себя.
Почему мы положим именно так? (Т.к. основной упор пойдет на правую руку, а левой рукой отрезанный кусочек мы сможем легко положить в рот)
7 правило (вывешиваю)
Салфетки положить слева от тарелки.
Почему, глядя на стол, мы можем сказать, что он сервирован к завтраку, а не к обеду?(Ответы)
А теперь сядьте на свои места и приклейте к себе в тетрадь. (раздаю напечатанные правила)
В это время сервирую столы с ошибками.
- А теперь у каждого накрыты столы, найдите ошибку, и исправьте ее. (Работа детей.)
Ребята, я каждому раздала план сервировки стола.
Посмотрите и скажите, на что указывает пунктирная линия? (Рисунок 1)
Рисунок 1
Посуду размещают на 2 сантиметра от края стола (показываем 2 см), а ручки приборов образуют с краем тарелки одну линию. (Поправьте).
Сядьте и приклейте этот план в тетрадь.
А теперь каждому будет предложено задание для сервировки стола.
Самостоятельная работа.
Предлагаю накрыть стол и озвучить то, что вы делаете. (Индивидуальная работа).
Ребята, зачем нужно сервировать стол?
За таким столом приятно и удобно кушать.
Вывод: Правила существуют не просто так, а для удобства.
Мы изучили тему «Сервировка стола к завтраку». Теперь вы сможете накрыть стол для себя, своих родных, друзей. Если вы примените свои знания и накроете стол по правилам, то о вас сложиться мнение, как о культурном и воспитанном человеке.
А правило пользования приборами мы изучим в шестом классе.
Оценки.
Итог.