Урок окружающего мира в 1-м классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести понятия “твёрдые тела”, “жидкости”, “газы”;
  • познакомить с отдельными свойствами твёрдых тел, жидкостей, газов;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Ход урока

I. Организационный момент

Посмотрит живой любознательный глаз,
На то, это другие видали не раз.
Посмотрит – и тотчас примчатся бегом
Сто тысяч вопросов и сядут кругом
Вопросы, вопросы ……. А где взять ответ?
Попробуем с вами раскрыть их секрет.

II.Формулирование темы урока

Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учеников
– Если оглянутся вокруг, то можно увидеть много интересного.
а) – Посмотрите на 1 часть доски.
– Что общего у предметов на этих рисунках?
 
– Представьте, что вы прикоснулись пальчиками к ним, что почувствовали, какие они? Это твёрдые предметы.
б) – Что объединяет картинки на 2-ой части доски? Перечислите изображения – Лужа, дождь, река, молоко. Всё это – жидкости.
в) – Рядом с нами находится удивительный невидимка. Мы его не видим, но без него не смогли бы дышать ни мы, ни животные. Он наполняет шарик, помогая ему взлететь ввысь.
– Что же это за невидимка?
– Воздух – это твердое тело? Жидкость? Тогда что это?
– Посмотрим на таблицу.
– Какова тема нашего урока?
– Это воздух.
– Нет, это газ (газообразное вещество)


– Твёрдые тела, жидкости, газы.

III. Постановка проблемной ситуации.

– Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы, имеют одинаковые свойства?
– Наши мнения разошлись, кто же прав?
– Значит, что предстоит выяснить на уроке?
– Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.
Свободные высказывания детей

Дети испытывают затруднение.
– Кто из нас прав. Мы должны узнать, одинаковые ли свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.

IV. Совместное открытие нового материала

1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить?  
а) Твёрдые тела
Возьмите карандаш и, приложив усилие, попробуйте изменить его форму. Удалось ли вам это сделать?
Дети выполняют задание учителя.
– Нет, форму карандаша изменить
не удалось.
б) Жидкость
Можно ли изменить форму жидкости?
– У меня в руках стакан с водой. Выльем эту воду в высокую колбу, а затем такой же объём воды перельём в широкую тарелку. Что заметили?
Дети высказывают свои предположения.
– Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.
в) Газ
Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?
– А если газ находится в бутылке?
– Имеет ли газ постоянную форму?
– Весь шарик.
– Он заполнит всю бутылку.
– Газ не имеет постоянной формы.
– Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет.
2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Высказывания детей
а) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.
– Удалось ли сжать воду?
– Нет, значит жидкость не сжимается.
б) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.
– Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.
– Почему?
– Возвращается в исходное положение.

– Сжатый воздух выталкивает его.
– Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать; газ и жидкость, в отличие от твёрдых тел, не имеют постоянной формы.

V. Физминутка

Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите-
Мокрыми вдруг стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки встряхнём.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

VI. Тренировочные упражнения.

1) Самостоятельная работа в парах (с. 37) Самопроверка по образцу учителя
2) Упражнения на различение твёрдых тел, жидкостей, газов
а) – Вы услышите слова. К чему их можно отнести: к твёрдым телам, жидкостям, газам?
– Что можно:
 
– лить
– глотать
– резать
– носить
– вдыхать
– пить
– жидкость
– твёрдое тело, жидкость
– твёрдое тело
– твёрдое тело
– газ
– жидкость
б) – Отгадайте загадки, назовите, о чём идёт речь – о твёрдом теле, о жидкости, о газе?  
На кухне у мамы
Помощник отличный
Он синим цветом
Расцветает от спички
– Газ
Ждали, звали,
а показался –
все прочь побежали.
С неба пришёл,
В землю ушёл
– Дождь – жидкость
Всех кормлю, с охотою,
А сама безротая
– Ложка – твёрдое тело
3) – В сказках происходят всевозможные чудеса, превращения (тыква может превратиться в карету)
– А в жизни могут ли происходить подобные чудеса?
– Что у меня в стакане?
– Что произойдёт, если её заморозить?
– Во что превратится вода, если её сильно нагреть?
– Нет
– Вода
– Превратится в лёд
– Превратится в пар
4) Экологическая страничка “Сказка о речке” (беседа о бережном отношении к воде)
В одном далёком краю жила Река. Была она весёлая, чистая, с прозрачной водой. Путники с удовольствием утоляли жажду в жаркий день, по берегам реки росли цветы, деревья.
Но река очень любила путешествовать. Однажды она случайно попала в город. Всё было хорошо в этом городе, но жителям не хватало воды. Её привозили издалека, поэтому ценили каждую каплю.
Жители города очень обрадовались, увидев речку, попросили остаться с ними. По речке стали плавать пароходы, в жарку погоду здесь купались люди. Река смогла напоить весь город.
Люди очень быстро привыкли к речке, и стали делать всё, что им только захочется. Рядом с рекой построили огромный завод, из больших труб в реку потекли грязные потоки. В реку стали бросать разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из жителей не подумал, что река – живая.
И река заболела. Собрались речные жители – растения, рыбы – и стали лечить речку, очистили её от грязи. Ночью, когда все спали, река ушла из города. Утром жители очень удивились, что остались без реки. Остановились заводы, исчезла вода в кранах. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Жители стали такими грязными, что перестали узнавать друг друга.
Тогда они поняли, что несправедливо обидели речку. Долго они искали её, а когда нашли, попросили вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё жить, обещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Люди убрали весь мусор с её берегов, даже нашлись специальные учёные, которые следили за её здоровьем.
 
– А вы, ребята, тоже можете оказать помощь речки, если будете бережно относиться к воде, текущей из крана. Дети называют правила экономного расходования воды

VII. Итог урока.

Что нового для себя узнали на этом уроке?

– Какие свойства твёрдых тел, жидкостей, газов можете перечислить?