Системно-информационная концепция изучения в школе образовательной области «Информатика» в учебном предмете «Информатика и ИКТ» определяет три образовательных уровня: начальный (пропедевтический) уровень; базовый уровень в основной школе; базовый уровень в старшей школе.
Начальный (пропедевтический) уровень.
Цели обучения:
Основными целями изучения информатики и ИКТ в 5-6-м классах являются:
- формирование представления об основных понятиях информатики;
- развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- освоение начальной технологии работы в системной средеWindows;
- освоение технологии работы в среде графического редактора Paint;
- освоение технологии работы в среде ЛОГОМИРЫ;
- пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и в среде ЛОГОМИРЫ
Рекомендации по изучению учебного материала
На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта, будь то рисунок или программа. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5-6-х классов, хотя может быть реализован и на более ранних ступенях обучения. Решение о начале пропедевтического уровня принимается непосредственно на школьном совете. Методической поддержкой этого уровня служат учебник и две рабочие тетради.
Содержание теоретических тем может быть расширено за счет использования материала, представленного в рабочих тетрадях. Кроме того, использование рабочих тетрадей в классе и дома будет способствовать закреплению пройденного материала, как на теоретических, так и на практических уроках.
На изучение пропедевтического курса отводится 68 часов. Объем часов может быть расширен за счет увеличения доли практикума по компьютерной графике и программированию в среде ЛогоМиры, а также за счет использования материала рабочих тетрадей. Время на изучение пропедевтического курса отводится из резерва регионального и школьного компонента.
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического материала и 50% - практическая работа на компьютере. Это реализуется благодаря предложенной в учебнике методике преподавания. Содержание каждого урока представлено на развороте листа, левая страница отображает теоретический материал, правая – компьютерную практику.
Тематическое планирование по дисциплине приведено в приложении, где в равной пропорции предусмотрено изучение теоретических вопросов информатики и информационной технологии на компьютере.
Благодаря модульности представления материала, точкой входа может служить любая глава учебника. Модульность представления учебного материала позволяет учителю самостоятельно формировать маршрут изучения предметной области в соответствии с выделенным объемом часов и уровнем подготовки учеников.
Учебный материал в учебнике представлен в виде 3-х разделов:
- Учимся работе на компьютере. Целью этого раздела является освоение технологии работы на компьютере в системной среде и блокноте.
- Компьютерная графика. Целью этого раздела является формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Достаточно большая часть этого раздела посвящена конструированию, как одному из направлений моделирования.
- Среда программирования ЛогоМиры. Целью этого раздела является развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала. Здесь учащиеся осваивают азы программирования и моделирования на сюжетных заданиях.
Приложение содержит таблично-графическую схему рабочей программы для 5-6 классов по «Информатике и ИКТ» . В таблице содержится информация: тема урока, тип урока (форма и вид деятельности), элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся (результат),вид контроля измерителя, домашнее задание,дата проведения.