Возможности игры:
В когнитивной сфере:
- развитие двигательной моторики, координации движений.
- развитие направленного внимания;
- развитие слухового восприятия;
- активизация мыслительных процессов;
- развитие творческого воображения и фантазии
В эмоциональной сфере:
- развитие умения отражать свои чувства мимикой, движениями, жестами.;
- развитие эмпатии;
- стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
В сфере общения:
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера;
- способствовать сближению детей;
- развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли
В сфере поведения:
- тренировка волевых усилий;
- развитие умения подчинять свое поведение правилам.
В сфере музыкального развития:
- развитие ритмического слуха;
- развитие умения соотносить тембр музыкального инструмента со звуками природы;
- стимулирование положительных эмоций;
- развитие танцевально-двигательного творчества.
Материалы и оборудование:
- Зона 1. «Север» (сугробы, айсберги, льдинки, снежный колобок, пингвины, северный олень).
- Зона 2. «Царство Снежной королевы» (зеркала., светодиодная гирлянда, сундук,очки, бубен.)
- Магнитофон, музыка, загадки, пиктограммы.
Методы и технологии: креативная визуализация, функциональные, коммуникативные, ритмические упражнения, релаксация, танцевально-двигательная техника.
Ход игры
Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель и психолог приветствуют:
Мы вас приветствуем! Входите!
Не стесняйтесь, проходите!
Хоть друзьями мы богаты,
Но вас видеть очень рады!
Муз. руководитель: Сегодня мы отправимся в увлекательное, полное приключений путешествие, туда - где всегда мороз! Вы уже догадались? Конечно, мы отправимся на север.
Север - белый властелин.
Царь снегов, морозов, льдин.
Он на глобусе вверху, посылает нам пургу.
Психолог: Ребята! Нас ждут тяжелые испытания. От нас потребуется смелость, выносливость, взаимопомощь. Ведь мы отправимся в царство холода. Выдержим ли мы? Давайте встанем в круг, возьмемся крепко за руки и произнесем волшебные слова:
«Что мне снег, что мне лед,
Что мне айсберг и сугроб,
Что мне вьюга, что пурга,
Когда со мной друзья!»
Теперь все вместе мы преодолеем любые трудности.
На чем же мы отправимся в путешествие?
Визуализация «Путешествие на снежинке»
Ребята, представьте, что вам на руку упала маленькая холодная снежинка. Закройте глаза. Почувствуйте ее холод, рассмотрите ее внимательно. Представьте, что вдруг снежинка стала расти, расти, и стала такой большой, как облако. Вы смело садитесь на нее. И вот мы в полете. Мы много раз видели, как падает снег. А как звучит летящая снежинка? Давайте послушаем. Звучит музыка.
Муз. руководитель: Ну вот мы и на месте. Снежинка выпустит только того, кто отгадает загадку. Отгадываем по очереди.
Закружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка)Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)Какой это мастер
На стекле нанес
И листья и травы,
И заросли роз.
(Мороз)Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)И не снег, и не лед.
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Психолог: Чувствуете, как сразу холодно стало.
Здесь морозы трескучие,
И снега сыпучие,
Ветры завьюжные,
И метели дружные.
Проводится упражнение «Подбери зимние слова»
Дети называют слова, которые ассоциируются с холодом, зимними сказочными персонажами (стужа, мороз, мороженое, снеговик, зима, холодильник, Снегурочка, Снежная королева, Морозко и т.д.), потом с теплом ( печка, огонь, солнышко, пирожки, костер, лето и т.д.)
Психолог предлагает детям поиграть в игру «Льдинки, ветер и мороз».
Под удары в бубен дети идут по залу, выполняя команды - «Льдинки» - становятся парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем.
- «Ветер» - бегают по залу в разном направлении, поскоками, боковым галопом.
- «Мороз» - остановиться и стоять неподвижно в том положении, в котором их застал сигнал.
Муз. руководитель: Ну, вот немного согрелись. Куда же дальше нам идти? Смотрите снежный колобок. Он не простой, а волшебный. Он и укажет нам путь.
Психолог: Посмотрите, ребята впереди айсберг. Кто знает, что это такое? Да, это огромная ледяная глыба, отколовшаяся от берега. На ней какие-то темные пятна. Мне кажется, там нужна наша помощь. Но как туда попасть, ведь кругом ледяная вода и плавающие льдины.
Проводится игра «Все вместе на льдине». Озадачить детей сложной, но решаемой задачей: как им всем разместиться на ограниченном пространстве, которое постоянно уменьшается.
Ну вот, ребята благодаря вашим согласованным действиям нам удалось добраться до айсберга целыми и невредимыми. Так темные точки, это оказывается, были пингвины. А почему они стоят так тесным кружочком? Правильно, пингвины всегда стоят толпой, чтобы защититься от ветра и холода.
Муз. руководитель: Друзья мои! Я заметила, что им не только холодно, они чем-то опечалены. Посмотрите вокруг, сколько мусора, грязи. Видимо здесь побывал злой человек. Давайте поможем нашим братьям меньшим, соберем все. Ну, вот мы сделали доброе дело, и друзья наши повеселели.
Проводится танцевально-двигательная импровизация «Танец веселых пингвинов»
Снежный колобок зовет нас в путь. Он предлагает нам передвигаться на снегоступах, лыжах, коньках, санях.
Проводится музыкально-ритмическое упражнение «Что нам нравится зимой?»
Психолог: А вот и еще один житель Севера – Северный олень. Ребята! Самые большие рога у Северного оленя. Это признак силы. Чем больше веточек на рогах, тем старше зверь.
Проводится релаксация «Олени».
Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза. Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Муз. руководитель: Мы немного отдохнули можно и поиграть.
Проводится игра «Оленьи упряжки»
Играющие стоят вдоль стены по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают, перепрыгивают сугробы. Доехав до противоположной стороны, каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок – каюр ловит свою пару (осаливает).
Муз. руководитель: Поспешим за Снежным колобком. Совсем холодно становится. Мы идем по ледяной пустыне.
Звучит «Метель» Г.Свиридова.
Послушайте ребята звуки музыки. Это начинается метель – сильный ветер со снегом. Как по-другому можно назвать это явление природы? (вьюга, пурга)
Чтобы совсем не замерзнуть, давайте поиграем.
Проводится музыкальная игра «Мы от ветра убежим». Сл. и муз. Т.В.Бокач
Перед началом игры дети берутся за руки и встают в круг. Ветер в центре круга.
Дети: (идут по кругу)
На дворе метет пурга,
Ветер завывает.
Все равно пойдем гулять.
Пусть нас не пугает.
Ветер: (морозит детям руки) Я вам руки заморожу!
Дети: (хлопают в ладоши) А мы станем хлопать.
Ветер: (морозит детям ноги) Я вам ноги застужу!
Дети: (топают ногами) А мы станем топать!
Ветер: (по очереди подходит к детям, дети обхватывают себя руками)
Вот залезу в шубу к вам,
Быстро задрожите.
И от ветра ледяного
Вы не убежите!
Дети разбегаются.
Психолог: Ребята! Вы чувствуете, что ветер усиливается. Так вот куда нас привел Снежный колобок. Мы приближаемся к царству Снежной королевы. Чтобы встретиться с ней нам предстоит пройти через этот зеркальный коридор.
Муз. руководитель: А нужно ли нам с ней встречаться? Может, повернем назад?
Психолог: Ну что вы Марина Валентиновна. Помните сказку «Снежная королева»? Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попадали в глаза людям. Но оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые в отличие от зеркала можно разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Узнав об этом, Снежная королева выкрала их и хранит в своем сундуке. Так что можно попробовать вернуть эти очки людям.
Звучит голос Снежной королевы: «За добротой пришли? Я знаю! В сундуке она, под замком, потому что я злая! Если испытания пройдете, очки из сундука с собой унесете. А если не справитесь, в моем царстве навсегда останетесь!
Ребята! Вы готовы продолжать путь? Вместе мы справимся!
Проводится упражнение «Зеркальный коридор»
Все зеркала необычные, волшебные. Нужно пройти по коридору и заглянуть в каждое зеркало. Кто посмотрит в красное зеркало- станет злобным, в фиолетовое – страшным, в зеленое – грустным и печальным, в желтое – хитрым, в оранжевое – гордым и самодовольным. Но будьте осторожны! Не растеряйте добрые чувства, которые в вас есть.
Дети проходят по коридору, заглядывая в каждое зеркало, изображая эмоцию в соответствии с цветом и пиктограммой, прикрепленной к зеркалу.
Что вы чувствовали, когда смотрелись в зеркала? Понравилась ли вам какое-нибудь чувство? В какое зеркало вам больше не хочется заглядывать? Дети высказываются.
Муз. руководитель: Как вы считаете, мы справились с испытанием?
Предлагает исполнить «Зеркальный танец» - музыкально-двигательная импровизация.
Дети разбиваются на пары. Звучит музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.
А вот и сундук Снежной королевы. Посмотрим, что там. Не открывается. Что же делать?
Проводится игра «Белый шаман»
Дети ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Психолог: Вот и сундук открылся. Это те самые волшебные очки.
Проводится упражнение «Волшебные очки».
Давайте каждый из вас оденет их и внимательно посмотрит на каждого из ребят и постарается увидеть как можно больше в каждом – даже то, что обычно не замечается.
Муз. руководитель: Ой, что это? Все светится, играет цветами.
Психолог: Это явление называется северное сияние. На Севере часто можно увидеть, как в небе колышутся разноцветные полотнища. Частички солнышка встречаются с частичками воздуха и получается свечение. Давным - давно люди верили, что полярное сияние предвещает беду. Не пора ли нам возвращаться?
Звучит голос Снежной королевы»: «Никуда вы не пойдете, раз, два, три и вы уснете! Замерзайте! Засыпайте!»
Дети медленно ложатся на коврик, каменеют.
Проводится упражнение «Солнечный лучик»
Дети лежат на коврике с закрытыми глазами.
Психолог: «Солнышко выглянуло из-за туч и солнечный лучик:
- коснулся глаз – откройте глаза;
- коснулся лба – пошевелите бровями;
- коснулся носа – наморщите нос;
- коснулся губ – пошевелите губами;
- коснулся подбородка – подвигайте челюстью;
- коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи;
- коснулся рук – потрясите руками;
- коснулся ног – подрыгайте ногами.
Солнечный лучик согрел вас и скрылся. Вот и рассеялись чары зла и мы с вами живы и здоровы, в своем родном садике.
Рефлексия.
- Вы не жалеете о том, что отправились туда, где всегда мороз?
- Что нового вы узнали за время путешествия?
- Что нам помогало преодолевать трудности?
- Что вам больше всего понравилось? Не понравилось? Удивило?
- С каким настроением вы вернулись в д/сад?
А теперь пора прощаться, до новых путешествий. Не забудьте поделиться своими впечатлениями с друзьями и родными.