Логопедическое занятие по теме "Путешествие по Снежной стране" (занятие для детей с ОНР. 2-й класс)

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Коррекционно-образовательные цели:

активизация и расширение словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя  и связной речи,  совершенствование навыков звуко-буквенного и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

развитие зрительного внимания и восприятия, логического мышления, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: снежинки, картины зимней природы, конверт с письмом, музыка из цикла “Времена года” о зиме композитора Антонио Вивальди, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход занятия

Организационный момент.

Речевая разминка.

Да-да-да - Наступили холода.
Да-да-да - Превратилась в лёд вода.
Ду- ду- ду - Холодно в лесу.
Ды-ды-ды - На снегу следы.

Введение в тему.

- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего занятия.

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...

Ответ: Зима.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

Появляется слайд с изображением зимнего пейзажа.

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о зиме. Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, весёлая, злая, длинная, лютая, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.)

Вдруг раздаётся стук в дверь. Учитель-логопед выглядывает в коридор: никого нет, но найдено письмо.

- Но от кого же оно? Давайте же поскорее прочитаем.

Логопед открывает конверт и читает.

- Ребята, это письмо от снеговика. Он пишет, что находится в тёмном суровом лесу у злых разбойников и просит нас о помощи. Но, чтобы помочь снеговику мы должны пройти длинный путь по Снежной стране. Ребята, пойдём к нему на помощь? Прежде чем отправиться в путь, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.

Дети. Дышать нужно через нос.

Дыхательная гимнастика.

- Ребята, это упражнение выполняется стоя. Держа в руках снежинки, вам нужно произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.

С неба падает снежинка
И кружится над землёю
Лёгкая пушинка,
Белая снежинка.

Появляется слайд с изображением снежинки.

- Нашим проводником в зимний лес будет вот эта красивая снежинка. Куда она полетит – туда и мы пойдём.

Дети бегут в зимний лес (звучит музыка из цикла “Времена года” о зиме композитора Антонио Вивальди).

Работа в тетрадях.

Звуко-буквенный анализ слова “снежинка”.

Закрепление знаний детей об однокоренных и родственных словах.

- Вот мы и в Снежной стране. Ребята, поспешим за нашей снежинкой. Чтобы спасти нашего снеговика мы должны катить снежный ком из слов-родственников. Но сначала вы должны отгадать загадки злых разбойников, а потом подобрать к отгадкам родственные слова:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Появляется слайд, где записаны однокоренные слова к слову “зима”. Дети находят слова, которые не называли.

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

Появляется слайд, где записаны однокоренные слова к слову “лёд”. Дети находят слова, которые не называли.

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз)

Появляется слайд, где записаны однокоренные слова к слову “мороз”. Дети находят слова, которые не называли.

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (Снег)

Появляется слайд, где записаны однокоренные слова к слову “снег”. Дети находят слова, которые не называли.

Речевой материал:

Зима (зимовье, зимушка, зимник, зимовка, предзимье, зимняя, озимые, зимующие, зимовать, перезимовать…)

Снег (снежок, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход, подснежник, снегопад, снежный, заснеженный, белоснежный…)

Мороз (морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий, обморожение, замораживать, подмораживать…)

Лед (ледник, ледок, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, ледовый, ледниковый…)

Учащиеся записывают однокоренные слова.

Развитие слогового анализа и синтеза “Собери слово”.

Появляется слайд с изображением ёлки.

- Разбойники навеяли ветер на ёлку и слова “рассыпались” на слоги. Пожалуйста, составьте и запишите получившиеся слова и обозначьте в каждом слове корень. Это задание также поможет освободить нашего снеговика.

сок, ле ______________________

рок, го, при ____________________

муш, кор, ка ____________________

ний, зим ____________________

жин, сне, ка _____________________

Гимнастика для глаз “Снежинка”.

- Прежде чем мы перейдём к выполнению следующего испытания, снежинка предлагает нам отдохнуть, сделать гимнастику для глаз.

Учитель-логопед перемещает снежинку вправо-влево, вверх-вниз, делает круговые движения.

С неба падает зимою
И кружится над землею
Легкая пушинка,
Белая снежинка.
Вот она летает и порхает,
А наши глазки наблюдают.

Работа на уровне словосочетания. Упражнение “Подбери предметы к признакам”.

- Сейчас с новыми силами примемся за работу. Вам нужно подобрать предметы к признакам.

Зимний – день, мороз, лес …

Зимняя – дорога, сказка, прогулка …

Зимнее – утро, солнце, путешествие …

Зимние – дни, вечера, каникулы…

Закрепление навыков словообразования. Упражнение “Образуй признаки (от действий)”.

Прочитайте словосочетания и замените их словами-признаками:

Снег сверкает (он какой?) – сверкающий,

снег серебрится (он какой?) – серебристый,

снег рассыпается (он какой?) – рассыпчатый,

снег блестит (он какой?) – блестящий,

снег хрустит (он какой?) – хрустящий,

снег падает (он какой?) – падающий.

- Молодцы! Вы все хорошо справились и с этим заданием злых разбойников.

Работа на уровне предложения. Упражнение “Закончи предложение”.

- Следующее испытание, которое приготовили злые разбойники это упражнение “Закончи предложение”. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик, изменяя окончание слова.

В лесу одиноко стоит… …(снеговик).

Ребята решили слепить…(снеговика).

Они приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Ребята показали родителям нашего…(снеговика).

Они играли с нашим …(снеговиком).

Ребята рассказали друзьям о …(снеговике).

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Работа на уровне текста.

- Злые разбойники придумали для нас ещё одно испытание. Они перемешали два текста в одну кучу и предлагают нам выписать предложения о зиме.

- Ребята, прочитайте текст. Напишите заглавие “В лесу зимой” и выпишите предложения о зиме.

Весело в лесу летом. Тихо в лесу зимой. Все деревья стоят зелёные. Лесные полянки пестреют цветами. Деревья и кусты убраны хлопьями снега. Земля покрыта снежным ковром. Дети приходят в лес за грибами и ягодами. Ребята прикрепили к веточке сосны кормушки. Попрятались в норы полевые мыши. Спит в берлоге медведь.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились и с этим заданием.

Физминутка “Снеговик”.

Давай, дружок, смелей, дружок,  
Кати по снегу свой снежок.  
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком,    “Рисуют” руками большой круг.
И станет ком снеговиком.              “Рисуют” снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла!  Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла.                   Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.

Развитие логического мышления. Отгадывание кроссворда.

Появляется слайд с кроссвордом.

- А сейчас мы должны отгадать кроссворд, который составили злые разбойники. Если мы его отгадаем, то освободим нашего снеговика и узнаем, что же приготовили для нас разбойники, ведь они стали добрее.

1. Метель.

2. Снежный шар.

3. Спутник мороза.

4. Холодное время года.

5. Зимний религиозный праздник.

6. Без рук, а рисует,
    Без зубов, а кусает.

7. Место для катания на коньках.

Сюрпризный момент

- Правильно, разбойники приготовили для вас подарок, ведь они стали добрее.

Появляется слайд с изображением снеговика с подарком.

Под фонограмму появляется снеговик, в руках держит подарок.

- А вот и наш снеговик. Он благодарит вас за помощь. Много было препятствий на вашем пути, но ваша сплоченность и правильные ответы помогли спасти снеговика. Он очень рад тому, что вы помогли ему (дети получают раскраски с изображением снеговика).

Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по Снежной стране. Вы можете отдыхать и внимательно рассмотреть свои подарки. Нашему снеговику больше не грозит опасность.

Пора возвращаться домой.

Звучит весёлая музыка.