Закрепление и повторение пройденного материала. Математика. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока: закреплять умение решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, на увеличение числа в несколько раз.

Задачи:

  1. формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их;
  2. систематизировать изученный материал;
  3. развивать умение рассуждать и анализировать;
  4. совершенствовать концентрацию внимания;
  5. коррегировать логическое мышление;
  6. воспитывать чувство товарищества, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

Оборудование: Моро М.И. «Математика» 3 класс. – М.: Просвещение, 2009; карта с указанием маршрута к острову Фантазий; таблички с названиями островов, проливов, через которые пройдёт путешествие; задания на развитие логического мышления и концентрации внимания; двусторонние карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный этап и сообщение целей урока

На доске висит карта к острову Фантазий.

Рисунок 1

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в плавание на этом кораблике по морю Вопросов. Мы отправимся с вами к неизвестной земле, к острову Фантазий, на котором найдёт сокровища. Впереди у нас длинная дорога, много препятствий. Ну что, отправляемся в мир приключений?

II. Устный счёт

Учитель: Не успели мы отплыть, а вопросы уже так и посыпались. Это неудивительно - ведь мы в море Вопросов.

1. Работа в парах.

Учитель: В море вам в любой момент может понадобиться помощь вашего друга, умение работать вместе, понимать товарища. Вот сейчас мы и проверим – как вы умеете работать в парах.

Сейчас мы поиграем в игру «Учитель и ученик». Возьмите конверты, в которых находятся примеры на знание таблицы умножения. Пять примеров для одного ученика, пять – для соседа по парте. Проверьте, как ваш товарищ знает таблицу умножения, и оцените его работу. А затем – поменяйтесь ролями.

(Конверты заранее лежат на партах уников. Карточки с примерами двусторонние, чтобы тот ученик, который играет роль учителя, мог проверить ответы товарища.)

2. Коррекционное задание на совершенствование концентрации внимания.

Учитель: Во время путешествиявам нужно будет хорошо понимать карту, уметь её читать, ориентироваться по ней, а вдруг она зашифрована?

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать?
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.

Учитель: Сосчитай, сколько треугольников.

Рисунок 2

III. Работа по теме урока

Учитель: В море Вопросов много берегов, заливов, а мы сейчас на мысе Познания. Кто знает, что такое «мыс»? Мыс – это материк, выдавшийся горой в море. Пока двое наших товарищей будут выполнять индивидуально задания этого мыса, мы с вами повторим «хитрые» случаи умножения и деления.

Фронтальный опрос

  • Какое число будет получаться при умножении числа на 1?
  • Продолжите дальше: «При умножении любого числа на нуль…»
  • Если к числу прибавим нуль, что получится?
  • Закончите фразу: «Из числа вычитаем нуль, получаем…»
  • Какое число получим, если будем делить число само на себя?
  • Какое число получится при делении числа на один?
  • Можно ли делить на нуль?

Индивидуальные задания:

Для первого ученика. Реши цепочку примеров:

Задание для второго ребёнка. Закончи высказывания:

Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше, чем другое, нужно__________

Для того чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше, чем другое, нужно_______________________________________________________________________________.

Учитель: Молодцы, ребята. И класс, и те, кто работал индивидуально, справились с заданиями. Готовы плыть дальше? Тогда в путь.

Берег Нерешённых Задач

Учитель: Почему все три слова написаны с большой буквы? (ответы детей) Посмотрите какой пират нас встречает. Он приготовил задачи для нас. Попробуем их решить? Я думаю, у нас всё получится.

У одного пирата 7 ножей, а у другого – на 14 больше. Во сколько раз у первого пирата меньше ножей, чем у второго?

Ответ: в 3 раза меньше ножей у первого пирата, чем у второго.

Пират: Неужели справились? Наверное, задача была лёгкая. А с такой задачей справитесь?

Рисунок 3

Найдите площадь и периметр сундука с золотыми монетами. Этот сундук прямоугольной формы. Длины сторон 7 м и 3 м.

P = (7 • 2) + (3 • 2) = 20 (м)

S = 7 • 3 = 21 (м2)

Пират: Молодцы! Я не могу понять, как решить следующую задачу. Помогите!

Как в комнате расставить 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула?

IV. Физкультминутка

Учитель: Итак, мы заплываем в бухту Улыбок. Кто из вас знает, что такое» бухта»? (Бухта – это морской залив, заводь). Здесь живут люди, которые всегда улыбаются. Как вы думаете, а когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда у него ничего не болит). Я предлагаю вам тоже последить за своим здоровьем и дать возможность нашим глазкам отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.

  1. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до пяти.
  2. Крепко зажмурьте глаза (считать до 3), откройте их и посмотрите вдаль.
  3. Возьмите в свои руки карандаши. Вытяните руку перед собой. Смотрите на кончик карандаша. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями карандаша влево и вправо, вверх и вниз.
  4. Выполните круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

V. Задание на развитие логического мышления.

Учитель: Высадка на остров Странных Насекомых.

Эти насекомые.
Нам даже незнакомые.
Вы внимательно смотрите
И собрата им найдите.

Рисунок 4

VI. Продолжение работы по теме урока

Учитель: Внимание! Мы высаживаемся на мыс Задумчивости. Здесь нам придётся много думать. Растительный мир этого мыса был представлен пальмами и кактусами. Вы узнаете сколько было пальм и кактусов, если решите следующие уравнения.

Количество пальм:

 

Число кактусов:

х – 18 = 17
х = 17 + 18
х = 35
35 – 18 = 17
17 = 17

36 : х = 6
х = 36 : 6
х = 6
36 : 6 = 6
6 = 6

Учитель: Умнички. Я верила в вас. Плывём дальше.

Бухта Сравнений.

Учитель: Ребята, мы заплываем в бухту Сравнений. Здесь задание, которое должны вы выполнить самостоятельно. Как вы думаете, справитесь?

3 м 5 дм * 53 дм

1 м2 * 100 дм2

4 года * 12 мес.

24 ч. * 2 суток

VII. Итог урока.

Учитель: Ребята, мы с вами оказались на береге Итогов потому, что выполнили все задания. Побывали на всех, отмеченных на нашей карте, местах. Давайте узнаем, что зашифровано в последней записки пиратов, которую они нам оставили.

Рисунок 5

 

  1. Бьют его рукой и палкой,
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут.
    (мяч)
  2. Гость гостил,
    Золотой мост мостил –
    Без ножа, без топора,
    Без железного долота.
    (мороз)
  3. Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Дело ясное вполне:
    Пусть отмоет руки мне. (мыло)
  4. На всякий зов даю ответ,
    А ни души, ни тела нет.
    (эхо)
  5. На свете нет её сильней,
    На свете нет её буйней.
    В руках её не удержать –
    И на коне не обогнать.
    (вода)
  6. В два ряда дома стоят -
    10, 20, 100 подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга все глядят.
    (улица)
  7. Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)

После разгадывания кроссворда, по вертикале открывается слово МОЛОДЦЫ.

Учитель: Дети, вы действительно, молодцы. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам и очутились на острове Фантазий. Здесь сбываются все мечты, фантазии. А вот и сундук с сокровищами. Сокровища – это ваши отметки, которые вы сегодня получили, а ещё важней – знания – они бесценны. А чтобы знания были прочными, надо их закрепить, выполняя домашнее задание.

VIII. Домашнее задание