Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: закреплять умение решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, на увеличение числа в несколько раз.
Задачи:
- формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их;
- систематизировать изученный материал;
- развивать умение рассуждать и анализировать;
- совершенствовать концентрацию внимания;
- коррегировать логическое мышление;
- воспитывать чувство товарищества, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Оборудование: Моро М.И. «Математика» 3 класс. – М.: Просвещение, 2009; карта с указанием маршрута к острову Фантазий; таблички с названиями островов, проливов, через которые пройдёт путешествие; задания на развитие логического мышления и концентрации внимания; двусторонние карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный этап и сообщение целей урока
На доске висит карта к острову Фантазий.
Рисунок 1
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в плавание на этом кораблике по морю Вопросов. Мы отправимся с вами к неизвестной земле, к острову Фантазий, на котором найдёт сокровища. Впереди у нас длинная дорога, много препятствий. Ну что, отправляемся в мир приключений?
II. Устный счёт
Учитель: Не успели мы отплыть, а вопросы уже так и посыпались. Это неудивительно - ведь мы в море Вопросов.
1. Работа в парах.
Учитель: В море вам в любой момент может понадобиться помощь вашего друга, умение работать вместе, понимать товарища. Вот сейчас мы и проверим – как вы умеете работать в парах.
Сейчас мы поиграем в игру «Учитель и ученик». Возьмите конверты, в которых находятся примеры на знание таблицы умножения. Пять примеров для одного ученика, пять – для соседа по парте. Проверьте, как ваш товарищ знает таблицу умножения, и оцените его работу. А затем – поменяйтесь ролями.
(Конверты заранее лежат на партах уников. Карточки с примерами двусторонние, чтобы тот ученик, который играет роль учителя, мог проверить ответы товарища.)
2. Коррекционное задание на совершенствование концентрации внимания.
Учитель: Во время путешествиявам нужно будет хорошо понимать карту, уметь её читать, ориентироваться по ней, а вдруг она зашифрована?
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать?
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Учитель: Сосчитай, сколько треугольников.
Рисунок 2
III. Работа по теме урока
Учитель: В море Вопросов много берегов, заливов, а мы сейчас на мысе Познания. Кто знает, что такое «мыс»? Мыс – это материк, выдавшийся горой в море. Пока двое наших товарищей будут выполнять индивидуально задания этого мыса, мы с вами повторим «хитрые» случаи умножения и деления.
Фронтальный опрос
- Какое число будет получаться при умножении числа на 1?
- Продолжите дальше: «При умножении любого числа на нуль…»
- Если к числу прибавим нуль, что получится?
- Закончите фразу: «Из числа вычитаем нуль, получаем…»
- Какое число получим, если будем делить число само на себя?
- Какое число получится при делении числа на один?
- Можно ли делить на нуль?
Индивидуальные задания:
Для первого ученика. Реши цепочку примеров:
Задание для второго ребёнка. Закончи высказывания:
Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше, чем другое, нужно__________
Для того чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше, чем другое, нужно_______________________________________________________________________________.
Учитель: Молодцы, ребята. И класс, и те, кто работал индивидуально, справились с заданиями. Готовы плыть дальше? Тогда в путь.
Берег Нерешённых Задач
Учитель: Почему все три слова написаны с большой буквы? (ответы детей) Посмотрите какой пират нас встречает. Он приготовил задачи для нас. Попробуем их решить? Я думаю, у нас всё получится.
У одного пирата 7 ножей, а у другого – на 14 больше. Во сколько раз у первого пирата меньше ножей, чем у второго?
Ответ: в 3 раза меньше ножей у первого пирата, чем у второго.
Пират: Неужели справились? Наверное, задача была лёгкая. А с такой задачей справитесь?
Рисунок 3
Найдите площадь и периметр сундука с золотыми монетами. Этот сундук прямоугольной формы. Длины сторон 7 м и 3 м.
P = (7 • 2) + (3 • 2) = 20 (м)
S = 7 • 3 = 21 (м2)
Пират: Молодцы! Я не могу понять, как решить следующую задачу. Помогите!
Как в комнате расставить 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула?
IV. Физкультминутка
Учитель: Итак, мы заплываем в бухту Улыбок. Кто из вас знает, что такое» бухта»? (Бухта – это морской залив, заводь). Здесь живут люди, которые всегда улыбаются. Как вы думаете, а когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда у него ничего не болит). Я предлагаю вам тоже последить за своим здоровьем и дать возможность нашим глазкам отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.
- Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до пяти.
- Крепко зажмурьте глаза (считать до 3), откройте их и посмотрите вдаль.
- Возьмите в свои руки карандаши. Вытяните руку перед собой. Смотрите на кончик карандаша. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями карандаша влево и вправо, вверх и вниз.
- Выполните круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
V. Задание на развитие логического мышления.
Учитель: Высадка на остров Странных Насекомых.
Эти насекомые.
Нам даже незнакомые.
Вы внимательно смотрите
И собрата им найдите.
Рисунок 4
VI. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Внимание! Мы высаживаемся на мыс Задумчивости. Здесь нам придётся много думать. Растительный мир этого мыса был представлен пальмами и кактусами. Вы узнаете сколько было пальм и кактусов, если решите следующие уравнения.
Количество пальм: |
|
Число кактусов: |
х – 18 = 17 |
36 : х = 6 |
Учитель: Умнички. Я верила в вас. Плывём дальше.
Бухта Сравнений.
Учитель: Ребята, мы заплываем в бухту Сравнений. Здесь задание, которое должны вы выполнить самостоятельно. Как вы думаете, справитесь?
3 м 5 дм * 53 дм
1 м2 * 100 дм2
4 года * 12 мес.
24 ч. * 2 суток
VII. Итог урока.
Учитель: Ребята, мы с вами оказались на береге Итогов потому, что выполнили все задания. Побывали на всех, отмеченных на нашей карте, местах. Давайте узнаем, что зашифровано в последней записки пиратов, которую они нам оставили.
Рисунок 5
- Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч) - Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.
(мороз) - Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло) - На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет.
(эхо) - На свете нет её сильней,
На свете нет её буйней.
В руках её не удержать –
И на коне не обогнать.
(вода) - В два ряда дома стоят -
10, 20, 100 подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
(улица) - Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)
После разгадывания кроссворда, по вертикале открывается слово МОЛОДЦЫ.
Учитель: Дети, вы действительно, молодцы. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам и очутились на острове Фантазий. Здесь сбываются все мечты, фантазии. А вот и сундук с сокровищами. Сокровища – это ваши отметки, которые вы сегодня получили, а ещё важней – знания – они бесценны. А чтобы знания были прочными, надо их закрепить, выполняя домашнее задание.
VIII. Домашнее задание