Цель: познакомить учащихся с признаками класса Паукообразные, их внешним и внутренним строением, а также великим многообразием.
Задачи урока:
- cформулировать признаки класса Паукообразные;
- познакомить с внешним и внутренним строением представителей класса Паукообразные;
- познакомить с систематикой представителей класса Паукообразные;
- cформировать представления о значении представителей класса Паукообразные в природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал на каждый стол (приложения 1, 2); выставка творческих отчетов учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент – 3 минуты.
Проверка оборудования. Приветствие учащихся и учителя. Проведение утренней зарядки.
2. Проверка домашнего задания – 10 минут.
Проверка домашнего задания проводится в два этапа:
- В виде тестирования (приложение 1) – 3 минуты.
- В виде письменной проверочной работы – 5 минут.
Проверочная работа (слайд 2).
3. Объяснение нового материала (10 минут).
Ребята, давайте вспомним, о ком в народе говорят (слайд 3):
Не по рыбам,
А сет расставляет.Один – семерых положил.
Не поп, а с крестом.
Ну, конечно же, о пауках (слайд 4).
В саду или в лесу летом, идя по узкой дорожке, мы часто натыкаемся на паутину. Это ловчая сеть паука-крестовика. Большинство пауков живут на суше, но есть и водные пауки, которые хоть и дышат воздухом, но всю жизнь проводят под водой. Обитают они в подводных колоколах, наполненных воздухом.
Почти все пауки ядовиты. Ядом он убивают свою добычу. Для человека, однако, опасны лишь несколько видов. К ним, например, относятся тарантулы (слайд 5) и водяные пауки, а укус черной вдовы (слайд 6) может вообще оказаться смертельным. Самые ядовитые пауки – обитают в Южной Америке. Кстати, они очень агрессивны. А вот большие пауки- птицееды (слайд 7) сравнительно безвредны.
Очень часто дома мы встречаем домового паука. Он является безвредным жильцом нашего дома. Он ловит насекомых, главным образом мух и комаров; плетет большую, воронкообразную паутину, которую развешивает по углам помещений.
Какое внешнее строение имеет паук? (Слайд 8)
Паук – крестовик имеет 4 пары ходильных ног. Его тело разделено небольшой перетяжкой – стебельком (талией) на небольшую головогрудь и гладкое шарообразное брюшко. На верхней части головогруди расположены органы зрения – 8 простых глаз, спереди имеются ротовые органы: первая пара – челюсти, вторая пара – ногощупальца. На ногощупальцах имеются чувствительные волоски, входящие в состав органов осязания. Под основанием челюстей размещены ядовитые железы. Когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд впрыскивается внутрь и умерщвляет ее. На заднем конце брюшка видны три пары паутинных бородавок.
Итак, выделим признаки класса Паукообразные (слайд 9):
- 4 пары ходильных ног;
- Небольшая головогрудь и крупное шарообразное брюшко;
- 8 простых глаз;
- Ядовитые железы;
- Три пары паутинных бородавок.
Каково внутреннее строение паука-крестовика? (Слайд 10)
Дышит при помощи легочных мешков и дыхательных трубочек – трахей.
Кровеносная система незамкнутая. Кровь движется при помощи пульсирующего сердца.
Нервная система представлена, как и у рака, окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.
Пищеварительная система. предварительное переваривание пищи происходит вне организма паука. Твердую пищу паук есть не может.
Размножение. Раздельнополые, самка откладывает яйца в укромных местах – под корой, под камням. К змее самка умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. Весной з нх выходят молодые паучки.
Систематика паукообразных (слайд 11).
4. Презентация творческих проектов учащихся на тему: “Многообразие представителей класса Паукообразные” (13 минут)
В ходе работы рекомендуется заполнить рейтинговую таблицу (приложение 2).
А также, рабочую таблицу:
“Многообразие паукообразных”
Название паука | Внешний вид | Где живет? | Что ест? | Чем опасен? |
5. Подведение итогов (3 минуты).
Так, мы с вами сегодня познакомились с представителями класса Паукообразные, их строением и разнообразием; вы впервые попробовали представить свой творческий проект; а сейчас я бы хотела, чтобы вы попробовали оценить творческую работу одноклассников, их умение презентовать свой проект.
6. Домашнее задание (1 минута).
П. 24.