Класс Паукообразные

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: познакомить учащихся с признаками класса Паукообразные, их внешним и внутренним строением, а также великим многообразием.

Задачи урока:

  • cформулировать признаки класса Паукообразные;
  • познакомить с внешним и внутренним строением представителей класса Паукообразные;
  • познакомить с систематикой представителей класса Паукообразные;
  • cформировать представления о значении представителей класса Паукообразные в природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал на каждый стол (приложения 1, 2); выставка творческих отчетов учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент – 3 минуты.

Проверка оборудования. Приветствие учащихся и учителя. Проведение утренней зарядки.

2. Проверка домашнего задания – 10 минут.

Проверка домашнего задания проводится в два этапа:

  1. В виде тестирования (приложение 1) – 3 минуты.
  2. В виде письменной проверочной работы – 5 минут.

Проверочная работа (слайд 2).

  1. Местообитания и образ жизни речного рака.
  2. Разнообразие представителей класса Ракообразные.

3. Объяснение нового материала (10 минут).

Ребята, давайте вспомним, о ком в народе говорят (слайд 3):

Не по рыбам,
А сет расставляет.

Один – семерых положил.

Не поп, а с крестом.

Ну, конечно же, о пауках (слайд 4).

В саду или в лесу летом, идя по узкой дорожке, мы часто натыкаемся на паутину. Это ловчая сеть паука-крестовика. Большинство пауков живут на суше, но есть и водные пауки, которые хоть и дышат воздухом, но всю жизнь проводят под водой. Обитают они в подводных колоколах, наполненных воздухом.

Почти все пауки ядовиты. Ядом он убивают свою добычу. Для человека, однако, опасны лишь несколько видов. К ним, например, относятся тарантулы (слайд 5) и водяные пауки, а укус черной вдовы (слайд 6) может вообще оказаться смертельным. Самые ядовитые пауки – обитают в Южной Америке. Кстати, они очень агрессивны. А вот большие пауки- птицееды (слайд 7) сравнительно безвредны.

Очень часто дома мы встречаем домового паука. Он является безвредным жильцом нашего дома. Он ловит насекомых, главным образом мух и комаров; плетет большую, воронкообразную паутину, которую развешивает по углам помещений.

Какое внешнее строение имеет паук? (Слайд 8)

Паук – крестовик имеет 4 пары ходильных ног. Его тело разделено небольшой перетяжкой – стебельком (талией) на небольшую головогрудь и гладкое шарообразное брюшко. На верхней части головогруди расположены органы зрения – 8 простых глаз, спереди имеются ротовые органы: первая пара – челюсти, вторая пара – ногощупальца. На ногощупальцах имеются чувствительные волоски, входящие в состав органов осязания. Под основанием челюстей размещены ядовитые железы. Когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд впрыскивается внутрь и умерщвляет ее. На заднем конце брюшка видны три пары паутинных бородавок.

Итак, выделим признаки класса Паукообразные (слайд 9):

  1. 4 пары ходильных ног;
  2. Небольшая головогрудь и крупное шарообразное брюшко;
  3. 8 простых глаз;
  4. Ядовитые железы;
  5. Три пары паутинных бородавок.

Каково внутреннее строение паука-крестовика? (Слайд 10)

Дышит при помощи легочных мешков и дыхательных трубочек – трахей.

Кровеносная система незамкнутая. Кровь движется при помощи пульсирующего сердца.

Нервная система представлена, как и у рака, окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

Пищеварительная система. предварительное переваривание пищи происходит вне организма паука. Твердую пищу паук есть не может.

Размножение. Раздельнополые, самка откладывает яйца в укромных местах – под корой, под камням. К змее самка умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. Весной з нх выходят молодые паучки.

Систематика паукообразных (слайд 11).

4. Презентация творческих проектов учащихся на тему: “Многообразие представителей класса Паукообразные” (13 минут)

В ходе работы рекомендуется заполнить рейтинговую таблицу (приложение 2).

А также, рабочую таблицу:

“Многообразие паукообразных”

Название паука Внешний вид Где живет? Что ест? Чем опасен?
         

5. Подведение итогов (3 минуты).

Так, мы с вами сегодня познакомились с представителями класса Паукообразные, их строением и разнообразием; вы впервые попробовали представить свой творческий проект; а сейчас я бы хотела, чтобы вы попробовали оценить творческую работу одноклассников, их умение презентовать свой проект.

6. Домашнее задание (1 минута).

П. 24.