Цели. Создать условия для осмысления новой и изученной информации. Обобщить и проверить степень усвоения материала.
Цели по содержанию.
Образовательная: Способствовать пониманию связи между образом жизни и строением птиц, овладение учащимися систематизированными знаниями, умениями, навыками.
Развивающая: Продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Способствовать развитию познавательных процессов и умственных способностей.
Воспитывающая: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности. Воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.
Методы: репродуктивный и частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Средства обучения: таблицы, рисунки, глобус, чучела птиц, гербы городов птицы Красной Книги, муляж “Строение яйца”.
Межпредметные связи: история, география, литература, физика, рисование.
ХОД УРОКА
Птиц называют покорителями воздушного пространства. Благодаря способности к полету они широко распространены по всей Земле.
Какие приспособления к полету имеются у птиц?
- Перьевой покров образует гладкую обтекаемую поверхность: на туловище – покровные перья, на крыльях – маховые, на хвосте – рулевые – контурные.
- Цевка смягчает толчок при приземлении.
- Кости внутри полые, они содержат воздух и потому очень легкие.
- Большие грудные мышцы.
- Грудина имеет высокий выступ (гребень) – киль.
- Поясничные и крестцовые позвонки прочно срастаются, это очень важно, когда птица повисает в воздухе.
- Воздушные мешки, соединенные с легкими обеспечивают интенсивную циркуляцию воздуха, поэтому во время полета птица не задыхается.
- Воздушные мешки защищают внутренние органы от трения и мышцы от перегрева при работе.
- Развитие крупного мозжечка. Его роль в сохранении равновесия птицы при полете.
- Отсутствие мочевого пузыря, так как скопление мочи было бы лишним грузом.
Подвижность птиц, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает пернатых чудесным украшением природы. Но не только этим славятся птицы. Большинство из них приносят пользу. Какую?
- Защищают леса, поля, огороды от насекомых-вредителей.
- Участвуют в распространении плодов и семян.
- В опылении цветковых растений.
- Цапли уничтожают преимущественную сорную и больную рыбу.
- Грифы и другие хищные птицы питаются падалью, являясь санитарами в природе, поедают множество мелких грызунов.
- Яйца кур – продукт питания человека.
- Яйца используют для приготовления лечебных препаратов.
- Пуховые перья используют для изготовления подушек, перин, пошива теплой одежды.
А еще имеется интересный факт – на материке Северная Америка воздвигнуты памятники птицам:
ЧАЙКАМ – в городе Солт-Лейк-Сити (США), в этом городе в 2002 году проходили зимние олимпийские игры. Чайки спасли первых переселенцев от голодной смерти, они уничтожили полчища саранчи, пожиравшей посевы.
ВОРОБЬЯМ – в городе Бостоне, в фауне Америки воробьев не было, они были завезены из Англии.
Многие живописцы все свое творчество посвятили изображению родной природы - картина А.С. Саврасов “Грачи прилетели”.
В России много городов на гербах, которых изображены птицы. Гербы – это настоящие произведения культуры. Составление герба – это целая наука, которая называется геральдика.
О некоторых гербах русских городов
Курск – расположен на берегу р.Кур, по имени которой назван город. В этом городе родился художник А.А. Дейнека. В 1943 г. Происходившая Курская битва была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны.
Герб утвержден в 1780 г.
В центральной части герба синяя полоса и три летящие куропатки, означающие изобилие этой птицы.
Орел – расположен на берегу реки Орел. В 17 веке подвергался частым набегам крымских татар, поэтому город был окружен крепостью. В этом городе родился и жил писатель И.С. Тургенев.
Герб утвержден в 1780 г.
В синем поле белый город, на воротах которого черный орел в знак верности и защиты.
Торжок – город областного подчинения в Тверской области. Имеется единственная в России школа художественной вышивки и золотошвейная фабрика. В окрестностях города находится могила А.Н. Керн, которой А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”.
Герб утвержден в 1780 г.
В голубом поле 3 серебряных и три золотых голубя, имеющие красные ошейники.
В 15 веке чеканилась собственная серебряная монета.
Герб России – на фоне красного щита двуглавый орел. Две головы символизируют единство страны: одна голова смотрит на Восток, другая – на Запад. Поднятые крылья – это сила и мощь, говорит о том, что Россия – могучая страна.
Какая птица является символом мира? - Голубь
С глубокой древности человек научился делить птиц по различным признакам на группы, т.е. классифицировать.
Какие таксономические единицы используются при классификации птиц? (Одновременно с ответом учащихся учитель прикрепляет на доску магнитные карточки).
ТИП | ОТРЯД | КЛАСС | РОД | ВИД |
На столах у учеников лежат карточки “таксономические единицы”
Покажите самую крупную таксономическую единицу? ТИП. Наименьшая? ВИД.
Задание: Найдите соответствие, используя таксономические единицы. Показать соответствующую таксономическую единицу к каждому слову.
Большая - ВИД
Синица - РОД
Воробьинообразные - ОТРЯД
Птицы - КЛАСС
Хордовые - ТИП
Перед вами изображения птиц. Какая птица в этой “компании лишняя”. Почему?
Воробей, синица, ворона – отряд Воробьинообразные, журавль – отряд Журавлиные.
А чем отличаются эти птицы? Размерами. Самая большая - страус масса 130 кг, колибри масса 1,5 г.
А что вы знаете об этой птице?
- Археоптерикс “древняя птица”, вымерла около 150 млн. лет назад.
- Археоптерикс имеет признаки рептилий, пресмыкающихся:
а) длинный хвост 20-ю позвонками;
б) в клюве сохранились зубы.
Признаки птицы:
а) все тело покрыто перьями;
б) передние конечности имели особенности птичьих крыльев (видоизменились).
В) на ногах 3 пальца обращены вперед, 1 – назад.
Сравнивая эти признаки, какой можно сделать вывод?
Факт ее существования в далеком прошлом доказывает, что птицы произошли от пресмыкающихся.
Назовите черты сходства между этими двумя классами?
- Кожа почти совсем не имеет желез, за исключением копчиковой железы.
- Роговые чешуйки на задних конечностях, перья – это тоже роговые образования.
- У обоих классов яйца богатые желтком.
- Зародыши похожи по внешнему виду.
А теперь постарайтесь доказать почему птицы являются более высокоорганизованными животными по сравнению с пресмыкающимися?
- Увеличенный головной мозг: крупные размеры больших полушарий переднего мозга.
- Большие размеры зрительных долей среднего мозга свидетельствуют о превосходном зрении.
- Развитие крупного мозжечка, отвечающего за сохранение равновесия согласованность работы всех мышц.
- Совершенство дыхательной системы: воздушные мешки.
- 4-х камерное сердце, наличие перегородки отделяет артериальную кровь от венозной.
- Снабжение всего организма кровью, богатой О2, за счет этого происходит энергичный обмен веществ.
- t тела не зависит от t окружающей среды – они являются теплокровными. Этот факт есть основное различие между рептилиями и птицами.
Чтобы выполнить следующее задание нужно иметь не только знания, но и ваше внимание.
Что обозначают данные термины?
Артерия |
- сосуд, по которому кровь течет от сердца
Рефлекс |
- ответная реакция организма на раздражение при участии ЦНС.
Халазы |
- скрученные белковые канатики, поддерживающие желток внутри яйца.
Зоб |
- расширенная часть пищевода
Вены |
- сосуды, по которым кровь течет к сердцу.
Мозжечок |
- отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений.
Орнитология |
- наука о птицах.
Сколько цветов вы видели? -7.
С каким явлением природы они связаны? – Радуга.
На каком фоне было слово “халазы”? – На желтом.
У меня на столе 2 яйца: сырое и вареное. Как можно распознать, где какое? Объясните почему?
Яйцо необходимо привести во вращательное движение. Жидкие части яйца белок и желток – имеют разные скорости вращения. У белка она больше, так как он находится дальше от оси вращения, чем желток. Внутреннее трение, возникающее между белком и желтком, определяет кратковременное вращение сырого яйца. Вращение вареного яйца как единого целого более длительно по времени.
В 60-х годах в науке появилось новое направление - БИОНИКА. Цель этой науки решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов.
Сегодня мы в быту пользуемся застежкой “молния”. Какой природный аналог застежки находится в этом ящике?
Контурное перо, опахало, которого состоит из цепляющихся друг за друга пластинок: бородки I и II порядка.
Опрос-молчанка
Итак, чему мы научились на уроке?*
- Сравнивать птиц с рептилиями;
- Характеризовать строение птиц;
- Значение птиц в природе;
- Повторили основные термины и понятия, систематические единицы.
Кроме повторения, узнали о некоторых гербах России, разобрали познавательные задачи.
Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам известную дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело.
И – мозг, зрение, слух.
Е – горло.
О – сердце.
У – живот.
А – конечности.
М и Ш – на организм в целом.
Приложение (викторина)