Информационные технологии на уроках биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели. Создать условия для осмысления новой и изученной информации. Обобщить и проверить степень усвоения материала.

Цели по содержанию.

Образовательная: Способствовать пониманию связи между образом жизни и строением птиц, овладение учащимися систематизированными знаниями, умениями, навыками.

Развивающая: Продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Способствовать развитию познавательных процессов и умственных способностей.

Воспитывающая: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности. Воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.

Методы: репродуктивный и частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Средства обучения: таблицы, рисунки, глобус, чучела птиц, гербы городов птицы Красной Книги, муляж “Строение яйца”.

Межпредметные связи: история, география, литература, физика, рисование.

ХОД УРОКА

Птиц называют покорителями воздушного пространства. Благодаря способности к полету они широко распространены по всей Земле.

Какие приспособления к полету имеются у птиц?

- Перьевой покров образует гладкую обтекаемую поверхность: на туловище – покровные перья, на крыльях – маховые, на хвосте – рулевые – контурные.

- Цевка смягчает толчок при приземлении.

- Кости внутри полые, они содержат воздух и потому очень легкие.

- Большие грудные мышцы.

- Грудина имеет высокий выступ (гребень) – киль.

- Поясничные и крестцовые позвонки прочно срастаются, это очень важно, когда птица повисает в воздухе.

- Воздушные мешки, соединенные с легкими обеспечивают интенсивную циркуляцию воздуха, поэтому во время полета птица не задыхается.

- Воздушные мешки защищают внутренние органы от трения и мышцы от перегрева при работе.

- Развитие крупного мозжечка. Его роль в сохранении равновесия птицы при полете.

- Отсутствие мочевого пузыря, так как скопление мочи было бы лишним грузом.

Подвижность птиц, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает пернатых чудесным украшением природы. Но не только этим славятся птицы. Большинство из них приносят пользу. Какую?

- Защищают леса, поля, огороды от насекомых-вредителей.

- Участвуют в распространении плодов и семян.

- В опылении цветковых растений.

- Цапли уничтожают преимущественную сорную и больную рыбу.

- Грифы и другие хищные птицы питаются падалью, являясь санитарами в природе, поедают множество мелких грызунов.

- Яйца кур – продукт питания человека.

- Яйца используют для приготовления лечебных препаратов.

- Пуховые перья используют для изготовления подушек, перин, пошива теплой одежды.

А еще имеется интересный факт – на материке Северная Америка воздвигнуты памятники птицам:

ЧАЙКАМ – в городе Солт-Лейк-Сити (США), в этом городе в 2002 году проходили зимние олимпийские игры. Чайки спасли первых переселенцев от голодной смерти, они уничтожили полчища саранчи, пожиравшей посевы.

ВОРОБЬЯМ – в городе Бостоне, в фауне Америки воробьев не было, они были завезены из Англии.

Многие живописцы все свое творчество посвятили изображению родной природы - картина А.С. Саврасов “Грачи прилетели”.

В России много городов на гербах, которых изображены птицы. Гербы – это настоящие произведения культуры. Составление герба – это целая наука, которая называется геральдика.

О некоторых гербах русских городов

Курск расположен на берегу р.Кур, по имени которой назван город. В этом городе родился художник А.А. Дейнека. В 1943 г. Происходившая Курская битва была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны.

Герб утвержден в 1780 г.

В центральной части герба синяя полоса и три летящие куропатки, означающие изобилие этой птицы.

Орел – расположен на берегу реки Орел. В 17 веке подвергался частым набегам крымских татар, поэтому город был окружен крепостью. В этом городе родился и жил писатель И.С. Тургенев.

Герб утвержден в 1780 г.

В синем поле белый город, на воротах которого черный орел в знак верности и защиты.

Торжок – город областного подчинения в Тверской области. Имеется единственная в России школа художественной вышивки и золотошвейная фабрика. В окрестностях города находится могила А.Н. Керн, которой А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”.

Герб утвержден в 1780 г.

В голубом поле 3 серебряных и три золотых голубя, имеющие красные ошейники.

В 15 веке чеканилась собственная серебряная монета.

Герб России – на фоне красного щита двуглавый орел. Две головы символизируют единство страны: одна голова смотрит на Восток, другая – на Запад. Поднятые крылья – это сила и мощь, говорит о том, что Россия – могучая страна.

Какая птица является символом мира? - Голубь

С глубокой древности человек научился делить птиц по различным признакам на группы, т.е. классифицировать.

Какие таксономические единицы используются при классификации птиц? (Одновременно с ответом учащихся учитель прикрепляет на доску магнитные карточки).

ТИП ОТРЯД КЛАСС РОД ВИД

На столах у учеников лежат карточки “таксономические единицы”

Покажите самую крупную таксономическую единицу? ТИП. Наименьшая? ВИД.

Задание: Найдите соответствие, используя таксономические единицы. Показать соответствующую таксономическую единицу к каждому слову.

Большая - ВИД

Синица - РОД

Воробьинообразные - ОТРЯД

Птицы - КЛАСС

Хордовые - ТИП

Перед вами изображения птиц. Какая птица в этой “компании лишняя”. Почему?

Воробей, синица, ворона – отряд Воробьинообразные, журавль – отряд Журавлиные.

А чем отличаются эти птицы? Размерами. Самая большая - страус масса 130 кг, колибри масса 1,5 г.

А что вы знаете об этой птице?

- Археоптерикс “древняя птица”, вымерла около 150 млн. лет назад.

- Археоптерикс имеет признаки рептилий, пресмыкающихся:

а) длинный хвост 20-ю позвонками;

б) в клюве сохранились зубы.

Признаки птицы:

а) все тело покрыто перьями;

б) передние конечности имели особенности птичьих крыльев (видоизменились).

В) на ногах 3 пальца обращены вперед, 1 – назад.

Сравнивая эти признаки, какой можно сделать вывод?

Факт ее существования в далеком прошлом доказывает, что птицы произошли от пресмыкающихся.

Назовите черты сходства между этими двумя классами?

- Кожа почти совсем не имеет желез, за исключением копчиковой железы.

- Роговые чешуйки на задних конечностях, перья – это тоже роговые образования.

- У обоих классов яйца богатые желтком.

- Зародыши похожи по внешнему виду.

А теперь постарайтесь доказать почему птицы являются более высокоорганизованными животными по сравнению с пресмыкающимися?

- Увеличенный головной мозг: крупные размеры больших полушарий переднего мозга.

- Большие размеры зрительных долей среднего мозга свидетельствуют о превосходном зрении.

- Развитие крупного мозжечка, отвечающего за сохранение равновесия согласованность работы всех мышц.

- Совершенство дыхательной системы: воздушные мешки.

- 4-х камерное сердце, наличие перегородки отделяет артериальную кровь от венозной.

- Снабжение всего организма кровью, богатой О2, за счет этого происходит энергичный обмен веществ.

- t тела не зависит от t окружающей среды – они являются теплокровными. Этот факт есть основное различие между рептилиями и птицами.

Чтобы выполнить следующее задание нужно иметь не только знания, но и ваше внимание.

Что обозначают данные термины?

Артерия

- сосуд, по которому кровь течет от сердца

Рефлекс

- ответная реакция организма на раздражение при участии ЦНС.

Халазы

- скрученные белковые канатики, поддерживающие желток внутри яйца.

Зоб

- расширенная часть пищевода

Вены

- сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

Мозжечок

- отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений.

Орнитология

- наука о птицах.

Сколько цветов вы видели? -7.

С каким явлением природы они связаны? – Радуга.

На каком фоне было слово “халазы”? – На желтом.

У меня на столе 2 яйца: сырое и вареное. Как можно распознать, где какое? Объясните почему?

Яйцо необходимо привести во вращательное движение. Жидкие части яйца белок и желток – имеют разные скорости вращения. У белка она больше, так как он находится дальше от оси вращения, чем желток. Внутреннее трение, возникающее между белком и желтком, определяет кратковременное вращение сырого яйца. Вращение вареного яйца как единого целого более длительно по времени.

В 60-х годах в науке появилось новое направление - БИОНИКА. Цель этой науки решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов.

Сегодня мы в быту пользуемся застежкой “молния”. Какой природный аналог застежки находится в этом ящике?

Контурное перо, опахало, которого состоит из цепляющихся друг за друга пластинок: бородки I и II порядка.

Опрос-молчанка

  1. Птицы – теплокровные животные. (+)
  2. Птенцы гнездовых птиц вылупляются опушенными и зрячими. (-)
  3. Птицы различают не только основные цвета, но и их оттенки. (+)
  4. Кишечник заканчивается в клоаке. (+)
  5. Мозжечок развит слабо. (-)
  6. Цевка характерна только для птиц. (+)
  7. Большинство птиц откладывают по 15-20 яиц. (-)
  8. Поясничные и крестцовые позвонки прочно срастаются между собой. (+)
  9. Обмен веществ протекает медленно. (-)
  10. Желудок состоит из 2 отделов. (+)

Итак, чему мы научились на уроке?*

  1. Сравнивать птиц с рептилиями;
  2. Характеризовать строение птиц;
  3. Значение птиц в природе;
  4. Повторили основные термины и понятия, систематические единицы.

Кроме повторения, узнали о некоторых гербах России, разобрали познавательные задачи.

Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам известную дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело.

И – мозг, зрение, слух.

Е – горло.

О – сердце.

У – живот.

А – конечности.

М и Ш – на организм в целом.

Приложение (викторина)