Урок геометрии в начальной школе "Пирамида"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: комбинированный.    

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами моделирования.

Цель урока: познакомить с новой геометрической фигурой.

Задачи урока:

  • познакомить с существенными признаками пирамиды;
  • систематизировать знания о треугольнике;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческих способностей;
  • развивать навыки работы с чертёжными инструментами;
  • воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание в совместной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, моделирование

Оборудование: чертёжные инструменты, ножницы, пластилин, счётные палочки, демонстрационный материал.

Технология: на деятельной основе. частично-поисковый.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент
Прозвенел звонок, начинаем урок геометрии. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что сегодня мы все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А начнём мы наш урок со слов А.С. Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг».
Учащиеся настраиваются на работу.
Значение каких слов непонятно?
Просвещенье
Гений
Парадокс
Подберите синоним к слову чудных.
Работа с толковым словарём.
Перечитайте слова ещё раз и подумайте, почему я решила начать урок именно с этих слов?
Да! Нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое
Дети высказывают предположение о том, что предстоит сделать какие-то открытия, узнать что-то новое.
II. Актуализация опорных знаний, минутка теории
А сейчас минутка повторения, маленькая разминка. Работаем в группах. Работа в группах.
Задание 1. Я утверждаю, что треугольник не является ломаной линией. Ответ: Ваше высказывание ложно, т.к. треугольник это замкнутая ломаная линия, состоящая из трёх звеньев.
Задание 2. Условия построения треугольника. Ответ: сумма двух любых сторон должна быть больше третьей стороны.
Задание 3. Я утверждаю, чтобы найти периметр треугольника, надо длину стороны умножить на 3. Ответ: Ваше высказывание ложно, т.к. периметр это сумма длин всех сторон.
Как изменить условие, чтобы высказывание стало истинным? (этот вопрос задаётся при проверке выполнения заданий) Ответ: периметр равностороннего треугольника.
Задание 4. Продолжи: по наличию сторон треугольники бывают равносторонние, ...
По типу сторон треугольники бывают остроугольные, ...
Ответ: равнобедренные, равносторонние;
тупоугольные, прямоугольные.
III. Презентация (Приложение 1)
Что объединяет все эти вопросы? Ответ: треугольник.
Где в жизни встречаются треугольники? Ответ: шалаш, крыша дома, гора….
А слова «БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» вам знакомы? Ученики делятся своими знаниями.
Это место, где загадочным образом исчезали корабли и самолёты, причём со времён Колумба, открывшего Америку.
Вот так тихо и мирно выглядит сейчас побережье острова, входящего в Бермудский треугольник. Снимок сделан в феврале 2007 года. Но оно может выглядеть и вот так. Это место одно из самых капризных мест с точки зрения погоды. Где же находится этот загадочный район Атлантического океана? Слева наверху – Америка, внизу Карибское море, в центре острова Багамские, Антильские, а сверху справа Бермудские. Давайте возьмём Бермудские острова и проведём воображаемую линию к острову Пуэрто Рико. Далее проведём эту линию к побережью острова Флорида в Майами. А затем вернёмся в исходную точку – Бермудские острова. Какая фигура получилась?
Это место ещё называют «Дьявольское море» или «Море проклятых».
Про этот треугольник рассказывают много загадочных историй о брошенных кораблях, на которых не оказывалось экипажа, о постаревших за несколько дней людях. Как знать, может быть, кто-то из вас, повзрослев, займётся загадками нашей планеты и решит их. Ну а мы возвращаемся от Бермудского треугольника к обыкновенным.
Презентация Погодина В.Н. «Уроки математики с применением инф.технологий» Глобус. Москва.
IV. Построение треугольника по трём сторонам
Дано:
а = 6 см
в = 7 см
с = 8 см
 
Вспомним алгоритм построения треугольника по трём сторонам. Ученики вспоминают алгоритм построения:
1. Строим отрезок АВ, равный основанию треугольника 6 см.
Сколько вершин треугольника получим? Ответ: две вершины.
2. Делаем раствор циркуля, равный длине второй стороны 7 см. Ставим остриё циркуля в т. А и делаем засечку.
3. Делаем раствор циркуля равный длине третьей стороны 8 см. Ставим остриё циркуля в т. В и делаем вторую засечку.
Получаем третью вершину треугольника.
Учащиеся, быстрее других правильно выполнившие задание помогают одноклассникам, испытывающим затруднения.
Давайте докажем, что мы получили нужный нам треугольник. Ответ: основание 6 см, вторая сторона 7 см и третья сторона 8 см.
Дайте характеристику треугольника. Ответ: это плоская геометрическая фигура, остроугольный, равнобедренный.
Какие задания мы можем выполнить? Найти периметр и площадь этого треугольника.
Сами определите, какое задание будете выполнять. Самостоятельная работа. Проверка на доске.
V. Физкультминутка (рисуй глазами треугольник…)
VI. Моделирование
Возьмите по три палочки, немного пластилина. Смоделируйте любую геометрическую фигуру. Дети моделируют отрезок, луч, ломаную, треугольник, угол, смежные углы, вертикальные углы.
Спасибо, молодцы! Смоделируйте треугольник.
Возьмите ещё по три палочки, включите фантазию, воображение и дополните наш треугольник. (в случае затруднения подсказать, что хотите увидеть объёмное геометрическое тело)
Дети моделируют пирамиду.
Какова же тема нашего урока?
Ответ: «ПИРАМИДА».
Из чего же состоит пирамида?
«ОСНОВАНИЕ» – им может быть любой правильный многоугольник.
«БОКОВЫЕ ГРАНИ» – треугольники.
«РЁБРА» – отрезки, по которым пересекаются грани
«ВЕРШИНЫ» – точки пересечения рёбер.
Запись в тетрадях.
Где в жизни встречаются пирамиды?
Пирамиды – это гигантские сооружения, в которых хоронили фараонов в Египте. Пирамиды возводили, сплавляя каменные блоки по реке Нил, втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх один слой камней над другим. Блоки были высотой более метра. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что, кажется. Будто сделаны они из целого камня.
Презентация «Пирамиды» (Приложение 1).
VII. Домашнее задание
В основании великой пирамиды Хеопса лежит квадрат со стороной 233 метра. Поставьте главный вопрос и решите задачу.
Как вы думаете, ребята, что ещё можно вычислить у пирамиды? (объём, площадь боковой поверхности)
 
VIII. Моделирование пирамиды из бумаги
(Каждый ученик имеет на парте зараее подготовленные чертежи: два вписанных в окружность треугольника). Приложение 2.
Проводим линии сгиба по сторонам большого треугольника, а затем и маленького. Складываем пирамидку.
Выполнение задания по образцу.
Вспомнить ТБ при работе с ножницами.
Давайте дадим ей характеристику. Ответ: это объёмное геометрическое тело, в основании треугольник, граней 4 (основание тоже считают гранью), рёбер 6, вершин 4.
IX. Подведение итогов
Вернёмся к словам Пушкина. Перечитаем их. Сбылись ли пророчества поэта? Какие мы сделали открытия, что нового узнали? Почему же говоря о пирамиде , мы с вами очень много времени уделили на уроке треугольнику?
Заполнение анкеты. (Приложение 3)
 

Приложение 4.