Цели:
- закрепление правильного произношения звука [р] в словах предложениях;
- закрепление умения определять наличие и место звука [р] в словах;
- развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи, навыков общения, сотрудничества;
- активизация мыслительных процессов;
- содействие экологическому воспитанию детей.
Оборудование:
- песочница (60, 80, 10 см);
- чистый, просеянный песок;
- наборы миниатюрных игрушек – животных, предметов, имитирующих растительный мир, природные предметы: камни, ракушки, варианты жилища (домики, замки);
- аудиозапись «Водопад»;
- компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Введение в игровую деятельность.
Логопед. Дети! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Перед нами пустыня, кругом один песок. А когда-то это был остров. На острове росли пальмы, лианы, орхидеи и водились, храбрые, рыже-полосатые тигры, грациозные, чёрные, красивые пантеры, огромные гориллы, орангутанги, стройные, поджарые гепарды, умные леопарды. Жизнь на этом острове была безмятежной и спокойной. Но налетел ураган и уничтожил этот прекрасный остров, засыпав его песком.
2. Дифференцированное дыхательное упражнение: «Налетел ураган»
Вдох ртом, выдох ртом;
вдох ртом, выдох носом;
вдох носом, выдох ртом;
вдох носом, выдох носом.
Но этот остров могут найти сильные, смелые люди – археологи.
– Скажите, пожалуйста, вы знаете, чем
занимается археолог? (Ответы детей).
На мониторе компьютера появляется картинка с
изображением археолога. Логопед объясняет,
уточняет значение слова – археолог.
– Сейчас мы с вами превратимся в археологов, будем делать раскопки, а помогать нам в этом будет звук [Р] и наши пальчики, но сначала мы их разомнём.
3. Пальчиковая гимнастика «Руки золотые»
Наши руки умелые такие, Дети вытягивают руки вперёд,
Наши руки – руки золотые: поворачивают ладони то вверх, то вниз.
Они умеют вышивать, Выполняют движения в соответствии с текстом.
Шить и шарфики вязать.
Подметать, варить, стирать,
Раскопки проводить и не шалить.
Суп мешать, пыль вытирать,
Ценности в земле искать.
Вот они какие – Протягивают руки вперёд.
Руки золотые.
Логопед. И, наконец, мы приступаем к раскопкам.
– Вот и первые жители нашего города. (Дети раскапывают песок и находят фигурки животных, птиц; деревья, проговаривают названия, делая акцент на звук [Р]) в начале, середине, конце слов.
4. Физминутка
«Оживление» животных и показ их повадок выразительными действиями, а логопед отгадывает.
– А теперь нужно восстановить этот остров.
Дети обустраивают остров: сажают деревья, добавляют фигурки животных, птиц, сопровождая свои действия речью. Добиваться от детей построения грамматически правильных, распространённых предложений.
Логопед. Чтобы путешественники сразу узнавали наш остров, нужно отпечатать букву Р на песке, но сначала обведём её в воздухе.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес качаясь.
Логопед. Вот теперь все
путешественники и гости будут знать, что
здесь появился новый остров.
– Дети! Что нужно делать человеку, всем людям на
Земле для того, чтобы было как меньше
разрушительных ураганов, других природных
катастроф, для того, чтобы наша Вселенная
оставалась таинственной, чистой, красивой и
Величавой. (Ответы детей).
5. Итог занятия
6. Релаксация «Водопад»
Содержание. Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на острове в прекрасный летний день под небольшим водопадом. Небо – светло-голубое, воздух свеж, вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь.
(Упражнение выполняется стоя).