Игра-занятие "Чудесный остров"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • закрепление правильного произношения звука [р] в словах предложениях;
  • закрепление умения определять наличие и место звука [р] в словах;
  • развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие связной речи, навыков общения, сотрудничества;
  • активизация мыслительных процессов;
  • содействие экологическому воспитанию детей.

Оборудование:

  • песочница (60, 80, 10 см);
  • чистый, просеянный песок;
  • наборы миниатюрных игрушек – животных, предметов, имитирующих растительный мир, природные предметы: камни, ракушки, варианты жилища (домики, замки);
  • аудиозапись «Водопад»;
  • компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Введение в игровую деятельность.

Логопед. Дети! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Перед нами пустыня, кругом один песок. А когда-то это был остров. На острове росли пальмы, лианы, орхидеи и водились, храбрые, рыже-полосатые тигры, грациозные, чёрные, красивые пантеры, огромные гориллы, орангутанги, стройные, поджарые гепарды, умные леопарды. Жизнь на этом острове была безмятежной и спокойной. Но налетел ураган и уничтожил этот прекрасный остров, засыпав его песком.

2. Дифференцированное дыхательное упражнение: «Налетел ураган»

Вдох ртом, выдох ртом;
вдох ртом, выдох носом;
вдох носом, выдох ртом;
вдох носом, выдох носом.

Но этот остров могут найти сильные, смелые люди – археологи.

– Скажите, пожалуйста, вы знаете, чем занимается археолог?  (Ответы детей).
На мониторе компьютера появляется картинка с изображением археолога. Логопед объясняет, уточняет значение слова – археолог.

– Сейчас мы с вами превратимся в археологов, будем делать раскопки, а помогать нам в этом будет звук [Р] и наши пальчики, но сначала мы их разомнём.

3. Пальчиковая гимнастика «Руки золотые»

Наши руки умелые такие,                  Дети вытягивают руки вперёд,
Наши руки – руки золотые:                поворачивают ладони то вверх, то вниз.
Они умеют вышивать,                       Выполняют движения в соответствии с текстом.
Шить и шарфики вязать.                  
Подметать, варить, стирать,
Раскопки проводить и не шалить.
Суп мешать, пыль вытирать,
Ценности в земле искать.
Вот они какие –                                  Протягивают руки вперёд.
Руки золотые.

Логопед. И, наконец, мы приступаем к раскопкам.

– Вот и первые жители нашего города. (Дети раскапывают песок и находят фигурки животных, птиц; деревья, проговаривают названия, делая акцент на звук [Р]) в начале, середине, конце слов.

4. Физминутка

«Оживление» животных и показ их повадок выразительными действиями, а логопед отгадывает.

– А теперь нужно восстановить этот остров.

Дети обустраивают остров: сажают деревья, добавляют фигурки животных, птиц, сопровождая свои действия речью. Добиваться от детей построения грамматически правильных, распространённых предложений.

Логопед. Чтобы путешественники сразу узнавали наш остров, нужно отпечатать букву Р на песке, но сначала обведём её в воздухе.

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес качаясь.

Логопед. Вот теперь все путешественники и гости  будут знать, что здесь появился новый остров.
– Дети! Что нужно делать человеку, всем людям на Земле для того, чтобы было как меньше разрушительных ураганов, других природных катастроф, для того, чтобы наша Вселенная оставалась таинственной, чистой, красивой и Величавой. (Ответы детей).

5. Итог занятия

6. Релаксация «Водопад»

Содержание.  Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на острове в прекрасный летний день под небольшим водопадом. Небо – светло-голубое, воздух свеж, вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь.

(Упражнение выполняется стоя).