Цель:
1. Закрепить навык написания слов с заглавной буквой.
2. Уточнить и научиться различать кличку животного и его название.
3. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, кругозора, развитию речи, интеллекта и логики учащихся.
4. Развивать умение употреблять заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
5. Воспитывать умение работать в паре и группе.
Оборудование:
* CD с презентацией,
* проектор,
* колонки,
* компьютер,
* карточки для групповой работы
* таблица с именами для игры “Четвертый лишний”,
* ребус к именам Женя, Саша, Валя (Приложение 1)
* цветные сигналы (круги зеленого, синего и красного цвета) для дифференцированного задания.
Ход урока
I. Орг. момент.
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
II. Мобилизующее начало.
Учитель:
- Внимание на экран. (Слайд 2)
- Соберите слова из данных бусинок и прочитайте словосочетание. Для этого сначала прочитайте слово на больших по размеру бусинках, а затем на маленьких. (Проверка: клик, слайд №2)
- Молодцы! Вы угадали и правильно составили слова.
- Давайте же вместе вспомним, в каких случаях на письме употребляется заглавная буква. (Ответы детей)
- Вы сейчас назвали несколько примеров написания заглавной буквы в словах. Но мы с вами должны остановиться сегодня только на 2-х случаях. И вы попробуйте догадаться сами. А поможет вам вот такой слайд (слайд 3).
III. Сообщение темы урока.
- О каких же именно случаях мы сегодня будем говорить. (Ответы детей)
- Правильно. Сегодня мы будем развивать и закреплять навык написания имен, фамилий, отчеств людей и кличек животных. Вы узнаете как возникли на Руси имена и фамилии, узнаете о самом длинном, самом коротком и распространенном имени на нашей планете. Поработаете в парах, группах, индивидуально и по вариантам.
IV. Словарная работа.
(На доске помещены иллюстрации в столбик в данном порядке: собака, волк, петух, белка, корова)
- Продолжаем наш урок и переходим к словарной работе.
- Назовите каких животных вы видите на иллюстрациях.
- На какие 2 группы можно разделить этих животных по месту жительства? (Дикие и домашние).
- Назовите представителей диких животных. (Волк, белка)
- Перечислите домашних животных. (Собака, петух, корова)
- Каким животным дают клички - диким или домашним? (Ответы детей)
(Один ученик снимает с доски иллюстрации с дикими животными и оставляет иллюстрации только с домашними животными)
- Запишите слова “собака”, “петух” и “корова” в столбик в том порядке, в каком размещены иллюстрации на доске. Разделите дугами на слоги, выделите безударные гласные, поставьте ударение. (Проверка, слайд 4)
- А теперь исключите слово “петух” сразу по нескольким признакам. (Ответы детей) (количество слогов, безударные гласные(о, е), количество букв и звуков, конец слов([х], [а]), в слове “петух” есть мягкий согласный [п‘], в других словах все согласные твердые).
- А что объединяет эти слова в одну группу? (Существительные, животные, “кто?”, ударение на второй слог)
- Вы сейчас записали название животных или их клички? (Название животных)
- С какой буквы вы записали названия животных? (С маленькой)
- А с какой буквы будете писать клички животных? (С большой)
- Внимание на экран. (Слайд 5)
(Учащиеся хором читают текст с экрана)
- Что значит “орфограмма”? (Запись этих слов подчиняется каким-то правилам и законам)
- О чем нужно помнить когда вы пишете клички животных? (Ответы детей)
- Используя звуковую запись слов, запишите рядом с названием каждого животного его кличку и поставьте ударение. (Слайд 6)
Проверка (слайд 7)
- Прочитайте еще раз названия животных. С какой буквы записали?
- Прочитайте клички животных. С какой буквы записали?
- А кто из вас что-нибудь слышал или читал интересного о собаке по кличке Стрелка? (Ответы детей)
Рассказ учителя.
(Слайд 8)
- Оказывается, в космосе, еще до первого полета человека, побывали 32 собаки. Какие только клички не давали космонавты своим питомцам. В космосе побывали собаки по кличке Цыган, Дезик, Кусачка, Модница, Чижак, Смелый, Дамка, Малышка, Снежинка, Кнопка. Бульба и другие. Самой последней стартовала собака по кличке Звездочка. И только 2 собаки Белка и Стрелка 19 августа 1960 года благополучно совершили полет и живыми вернулись на Землю.
Работа в группах.
(На столе у каждой группы лист с заданием “Кто мы и откуда”, слайд 9)
- Соедините карандашом имя героя и кличку его собаки. (См. приложение)
(Проверка: клик, слайд 9)
- Назовите синоним к слову “собака”. (Пес)
- Какие фразеологизмы со словом “собака вы знаете”? (Ответы детей)
- Посмотрите на экран и найдите среди кличек собак то слово, которое может употребляться и с большой буквой, и с маленькой буквой. (Шарик)
- Внимание на экран. (Слайд 10)
- Почему так? Слова “Шарик” и “шарик” звучат одинаково, а пишутся по-разному. (Ответы детей)
Самостоятельная работа по вариантам (слайд 11).
Проверка. (Слайд 12)
- Мы повторили и закрепили правило написания кличек животных, а теперь отправляемся в замок ИФО и поговорим об именах, отчествах и фамилиях (слайд 13).
- В этом замке 3 зала. Зал №1 – Имя, зал №2 – Фамилия и зал №3 – Отчество. На воротах замка висит предупреждение (слайд 14).
- О чем предупреждает и напоминает эта запись? (Ответы детей)
- И первый зал куда мы отправляемся – это зал Имя. (Слайд 15)
Рассказ учителя.
- У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.
- Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым (слайд 16). Того, кто родился в субботу, называли Субботка. (Слайд 17) Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. (Слайд 18) Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса, Бессон или Неупокой (слайд 19). И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. (Слайд 20) Имя могло отражать и черту характера ребенка. (Слайд 21) Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. И даже от времени года зависело имя ребенка (слайд 22, 23). Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз, девочку, родившуюся весной называли Веснянка.
- А вы знаете, какое самое распространенное мужское имя на нашей планете? (Ответы детей) От имени Иван в разных странах произошли другие имена (слайд 24). И хотя имена звучат по-разному, их объединяет одно общее правило. Какое? (Ответы детей)
- Запишите имя Иван в тетрадь.
- Это полная или краткая форма имени? (Полная)
- Как звали Ивана в детстве? (Ваня)
- Рядом запишите краткую форму этого имени.
- В русских народных сказках героев часто называют именем Иван. Назовите такие сказки. (Ответы детей)
Работа над фразеологизмами.
- А теперь послушайте рассказ девочки и посчитайте сколько у нее братьев.
(Ученица у доски)
Рассказ ученицы.
Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава.
- Сколько же братьев у девочки? (Один)
- Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня)
- Вы назвали разные формы одного и того же имени.
- Назовите фразеологические обороты и замените их синонимами. (Бездельник, лодырь, лентяй)
- Среди имен есть имена-чемпионы. Самое длинное имя состоит из 625 букв и принадлежит оно жительнице Америки. Ее имя начинается на букву “с”. Близкие и знакомые зовут ее кратко – Сноуоли, а иногда еще короче Уоли. Имя вождя одного из индейских племен состояло из 122 букв. После его смерти в племени не нашлось ни одного мастера, который смог бы высечь его имя на надгробном камне, потому что оно просто не помещалось полностью. А самое короткое имя принадлежит жителю Индии и записывается всего одной буквой. Интересен и тот факт, что женскими и мужскими именами называют стихийные бедствия: ураган Катрина, тайфун Анжелла и т.д.
- В русском языке есть имена, которые могут принадлежать и мальчику и девочке. А какие это имена вы узнаете, разгадав ребусы (см. приложение).
- Это полные или краткие формы имен? (Краткие)
- Девочки встаньте и назовите хором полную форму данных имен, так, чтобы они считались женскими. (Аналогичная работа с мальчиками)
- Как называют людей, у которых одинаковые имена? (Ответы детей) (слайд 25)
- Есть ли в нашем классе тезки? (Ответы детей)
- Продолжаем наше путешествие по замку И.Ф.О. и отправляемся в зал №2 – Фамилия. (Слайд 26)
- С древнего римского языка слово “фамилия” означало “семья”. В отличие от имен, фамилии на Руси появились позже и образовывались они по-разному:
- От места жительства (слайд 27).
- От названия зверей (слайд 28).
- От названия рыб (слайд 29).
- От названия птиц (слайд 30).
- От названия насекомых (слайд 31).
- От названий профессий или ремесла (слайд 32, 33).
- От имен (слайд 34).
(Далее возможна работа по выяснению происхождения фамилий некоторых учащихся класса)
Дифференцированная работа (слайд 35).
(Красный кружок – высокий уровень, синий – средний уровень, зеленый – низкий. У учащихся на столах разноцветные кружочки. Уровни детям не сообщаются.)
Задание:
- высокий уровень: записать предложение буквами
- средний уровень: образовать фамилию, используя иллюстрацию, от названия животного и записать предложение
- низкий уровень: выписать только те фамилии, которые произошли от названия растений.
Проверка (слайд 36).
- А как называют людей с одинаковыми фамилиями? (Однофамильцы)
- Каких писателей-однофамильцев вы знаете? (Ответы детей)
- В России известны 3 писателя, живших в разное время, но носивших все фамилию Толстой. (Слайд 37)
- Как называются первые 2 заглавные буквы перед фамилией? (Инициалы)
- Продолжаем наше путешествие и переходим к следующему залу – Отчество. (Слайд 38)
- Что обозначает слово “отчество”? (Отец, отчизна)
- Как же образуются отчества? (Слайд 39)
Работа в парах. Игра “Ловушка”. (Слайд 40)
- Выпишите в тетрадь номера тех имен, от которых можно образовать отчество.
Проверка. (Слайд 41)
- От каких же имени нельзя было образовать отчества? (От женских)
- Назовите женские имена, которые были в списке. (Ответы детей)
- Назовите краткие формы этих имен. (Ответы детей)
Итог урока.
- Кто может полностью назвать свое имя, фамилию, отчество? (4-5 человек)
- А называют ли детей по имени отчеству? (Ответы детей)
- Почему к взрослому человеку мы обращаемся по имени отчеству? (Ответы детей)
Загадка.
Что принадлежит только вам, а произносится чаще другими людьми? (Имя)
- Как вы понимаете выражение “у этого человека доброе имя”? (Это значит, имеют ввиду, что он хороший человек)
- А что значит “не позорь имени моего”? (Значит, не позорь меня)
- То есть другими словами ваши хорошие или плохие поступки становятся известны окружающим благодаря имени. Поэтому прославляйте свое имя только хорошими поступками и не прославляйте плохими.
- Так как же пишутся имена, отчества, фамилии и клички животных? (Ответы детей)
Викторина.
- Назовите фамилию писателя, которая произошла от слова “пушка”? (Пушкин)
- (Жил 600 лет назад боярин Григорий. У него был очень громкий голос. За это его прозвали Пушка. А Пушкин А.С. был его прапраправнуком)
- Какое женское имя получится, если написать 30 букв “я”? (Зоя)
- Каким женским именем называют мальчика, если он долго спит? (Соня)
- Назовите город, в названии которого одно мужское имя и 100 женских. (Севастополь)
- Как звали героиню произведения К.И. Чуковского, от которой убежала вся посуда? (Федора)
- Назовите лишнее имя в каждой строчке и докажите (Саша Шура Александр Алексей Дима Дмитрий Миша Митя)
- Из каждого имени возьмите только первый слог и назовите полученное имя: Маша Рита Наташа (Марина)
- Назовите имена, которые читаются слева направо и справа налево одинаково. (Тит, Ада, Аза, Анна, Алла)