Урок русского языка во 2-м классе по теме "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:

1. Закрепить навык написания слов с заглавной буквой.

2. Уточнить и научиться различать кличку животного и его название.

3. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, кругозора, развитию речи, интеллекта и логики учащихся.

4. Развивать умение употреблять заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

5. Воспитывать умение работать в паре и группе.

Оборудование:

* CD с презентацией,

* проектор,

* колонки,

* компьютер,

* карточки для групповой работы

* таблица с именами для игры “Четвертый лишний”,

* ребус к именам Женя, Саша, Валя (Приложение 1)

* цветные сигналы (круги зеленого, синего и красного цвета) для дифференцированного задания.

Ход урока

I. Орг. момент.

Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

II. Мобилизующее начало.

Учитель:

- Внимание на экран. (Слайд 2)

- Соберите слова из данных бусинок и прочитайте словосочетание. Для этого сначала прочитайте слово на больших по размеру бусинках, а затем на маленьких. (Проверка: клик, слайд №2)

- Молодцы! Вы угадали и правильно составили слова.

- Давайте же вместе вспомним, в каких случаях на письме употребляется заглавная буква. (Ответы детей)

- Вы сейчас назвали несколько примеров написания заглавной буквы в словах. Но мы с вами должны остановиться сегодня только на 2-х случаях. И вы попробуйте догадаться сами. А поможет вам вот такой слайд (слайд 3).

III. Сообщение темы урока.

- О каких же именно случаях мы сегодня будем говорить. (Ответы детей)

- Правильно. Сегодня мы будем развивать и закреплять навык написания имен, фамилий, отчеств людей и кличек животных. Вы узнаете как возникли на Руси имена и фамилии, узнаете о самом длинном, самом коротком и распространенном имени на нашей планете. Поработаете в парах, группах, индивидуально и по вариантам.

IV. Словарная работа.

(На доске помещены иллюстрации в столбик в данном порядке: собака, волк, петух, белка, корова)

- Продолжаем наш урок и переходим к словарной работе.

- Назовите каких животных вы видите на иллюстрациях.

- На какие 2 группы можно разделить этих животных по месту жительства? (Дикие и домашние).

- Назовите представителей диких животных. (Волк, белка)

- Перечислите домашних животных. (Собака, петух, корова)

- Каким животным дают клички - диким или домашним? (Ответы детей)

(Один ученик снимает с доски иллюстрации с дикими животными и оставляет иллюстрации только с домашними животными)

- Запишите слова “собака”, “петух” и “корова” в столбик в том порядке, в каком размещены иллюстрации на доске. Разделите дугами на слоги, выделите безударные гласные, поставьте ударение. (Проверка, слайд 4)

- А теперь исключите слово “петух” сразу по нескольким признакам. (Ответы детей) (количество слогов, безударные гласные(о, е), количество букв и звуков, конец слов([х], [а]), в слове “петух” есть мягкий согласный [п‘], в других словах все согласные твердые).

- А что объединяет эти слова в одну группу? (Существительные, животные, “кто?”, ударение на второй слог)

- Вы сейчас записали название животных или их клички? (Название животных)

- С какой буквы вы записали названия животных? (С маленькой)

- А с какой буквы будете писать клички животных? (С большой)

- Внимание на экран. (Слайд 5)

(Учащиеся хором читают текст с экрана)

- Что значит “орфограмма”? (Запись этих слов подчиняется каким-то правилам и законам)

- О чем нужно помнить когда вы пишете клички животных? (Ответы детей)

- Используя звуковую запись слов, запишите рядом с названием каждого животного его кличку и поставьте ударение. (Слайд 6)

Проверка (слайд 7)

- Прочитайте еще раз названия животных. С какой буквы записали?

- Прочитайте клички животных. С какой буквы записали?

- А кто из вас что-нибудь слышал или читал интересного о собаке по кличке Стрелка? (Ответы детей)

Рассказ учителя.

(Слайд 8)

- Оказывается, в космосе, еще до первого полета человека, побывали 32 собаки. Какие только клички не давали космонавты своим питомцам. В космосе побывали собаки по кличке Цыган, Дезик, Кусачка, Модница, Чижак, Смелый, Дамка, Малышка, Снежинка, Кнопка. Бульба и другие. Самой последней стартовала собака по кличке Звездочка. И только 2 собаки Белка и Стрелка 19 августа 1960 года благополучно совершили полет и живыми вернулись на Землю.

Работа в группах.

(На столе у каждой группы лист с заданием “Кто мы и откуда”, слайд 9)

- Соедините карандашом имя героя и кличку его собаки. (См. приложение)

(Проверка: клик, слайд 9)

- Назовите синоним к слову “собака”. (Пес)

- Какие фразеологизмы со словом “собака вы знаете”? (Ответы детей)

- Посмотрите на экран и найдите среди кличек собак то слово, которое может употребляться и с большой буквой, и с маленькой буквой. (Шарик)

- Внимание на экран. (Слайд 10)

- Почему так? Слова “Шарик” и “шарик” звучат одинаково, а пишутся по-разному. (Ответы детей)

Самостоятельная работа по вариантам (слайд 11).

Проверка. (Слайд 12)

- Мы повторили и закрепили правило написания кличек животных, а теперь отправляемся в замок ИФО и поговорим об именах, отчествах и фамилиях (слайд 13).

- В этом замке 3 зала. Зал №1 – Имя, зал №2 – Фамилия и зал №3 – Отчество. На воротах замка висит предупреждение (слайд 14).

- О чем предупреждает и напоминает эта запись? (Ответы детей)

- И первый зал куда мы отправляемся – это зал Имя. (Слайд 15)

Рассказ учителя.

- У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.

- Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым (слайд 16). Того, кто родился в субботу, называли Субботка. (Слайд 17) Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. (Слайд 18) Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса, Бессон или Неупокой (слайд 19). И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. (Слайд 20) Имя могло отражать и черту характера ребенка. (Слайд 21) Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. И даже от времени года зависело имя ребенка (слайд 22, 23). Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз, девочку, родившуюся весной называли Веснянка.

- А вы знаете, какое самое распространенное мужское имя на нашей планете? (Ответы детей) От имени Иван в разных странах произошли другие имена (слайд 24). И хотя имена звучат по-разному, их объединяет одно общее правило. Какое? (Ответы детей)

- Запишите имя Иван в тетрадь.

- Это полная или краткая форма имени? (Полная)

- Как звали Ивана в детстве? (Ваня)

- Рядом запишите краткую форму этого имени.

- В русских народных сказках героев часто называют именем Иван. Назовите такие сказки. (Ответы детей)

Работа над фразеологизмами.

- А теперь послушайте рассказ девочки и посчитайте сколько у нее братьев.

(Ученица у доски)

Рассказ ученицы.

Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава.

- Сколько же братьев у девочки? (Один)

- Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня)

- Вы назвали разные формы одного и того же имени.

- Назовите фразеологические обороты и замените их синонимами. (Бездельник, лодырь, лентяй)

- Среди имен есть имена-чемпионы. Самое длинное имя состоит из 625 букв и принадлежит оно жительнице Америки. Ее имя начинается на букву “с”. Близкие и знакомые зовут ее кратко – Сноуоли, а иногда еще короче Уоли. Имя вождя одного из индейских племен состояло из 122 букв. После его смерти в племени не нашлось ни одного мастера, который смог бы высечь его имя на надгробном камне, потому что оно просто не помещалось полностью. А самое короткое имя принадлежит жителю Индии и записывается всего одной буквой. Интересен и тот факт, что женскими и мужскими именами называют стихийные бедствия: ураган Катрина, тайфун Анжелла и т.д.

- В русском языке есть имена, которые могут принадлежать и мальчику и девочке. А какие это имена вы узнаете, разгадав ребусы (см. приложение).

- Это полные или краткие формы имен? (Краткие)

- Девочки встаньте и назовите хором полную форму данных имен, так, чтобы они считались женскими. (Аналогичная работа с мальчиками)

- Как называют людей, у которых одинаковые имена? (Ответы детей) (слайд 25)

- Есть ли в нашем классе тезки? (Ответы детей)

- Продолжаем наше путешествие по замку И.Ф.О. и отправляемся в зал №2 – Фамилия. (Слайд 26)

- С древнего римского языка слово “фамилия” означало “семья”. В отличие от имен, фамилии на Руси появились позже и образовывались они по-разному:

  1. От места жительства (слайд 27).
  2. От названия зверей (слайд 28).
  3. От названия рыб (слайд 29).
  4. От названия птиц (слайд 30).
  5. От названия насекомых (слайд 31).
  6. От названий профессий или ремесла (слайд 32, 33).
  7. От имен (слайд 34).

(Далее возможна работа по выяснению происхождения фамилий некоторых учащихся класса)

Дифференцированная работа (слайд 35).

(Красный кружок – высокий уровень, синий – средний уровень, зеленый – низкий. У учащихся на столах разноцветные кружочки. Уровни детям не сообщаются.)

Задание:

- высокий уровень: записать предложение буквами

- средний уровень: образовать фамилию, используя иллюстрацию, от названия животного и записать предложение

- низкий уровень: выписать только те фамилии, которые произошли от названия растений.

Проверка (слайд 36).

- А как называют людей с одинаковыми фамилиями? (Однофамильцы)

- Каких писателей-однофамильцев вы знаете? (Ответы детей)

- В России известны 3 писателя, живших в разное время, но носивших все фамилию Толстой. (Слайд 37)

- Как называются первые 2 заглавные буквы перед фамилией? (Инициалы)

- Продолжаем наше путешествие и переходим к следующему залу – Отчество. (Слайд 38)

- Что обозначает слово “отчество”? (Отец, отчизна)

- Как же образуются отчества? (Слайд 39)

Работа в парах. Игра “Ловушка”. (Слайд 40)

- Выпишите в тетрадь номера тех имен, от которых можно образовать отчество.

Проверка. (Слайд 41)

- От каких же имени нельзя было образовать отчества? (От женских)

- Назовите женские имена, которые были в списке. (Ответы детей)

- Назовите краткие формы этих имен. (Ответы детей)

Итог урока.

- Кто может полностью назвать свое имя, фамилию, отчество? (4-5 человек)

- А называют ли детей по имени отчеству? (Ответы детей)

- Почему к взрослому человеку мы обращаемся по имени отчеству? (Ответы детей)

Загадка.

Что принадлежит только вам, а произносится чаще другими людьми? (Имя)

- Как вы понимаете выражение “у этого человека доброе имя”? (Это значит, имеют ввиду, что он хороший человек)

- А что значит “не позорь имени моего”? (Значит, не позорь меня)

- То есть другими словами ваши хорошие или плохие поступки становятся известны окружающим благодаря имени. Поэтому прославляйте свое имя только хорошими поступками и не прославляйте плохими.

- Так как же пишутся имена, отчества, фамилии и клички животных? (Ответы детей)

Викторина.

  1. Назовите фамилию писателя, которая произошла от слова “пушка”? (Пушкин)
  2. (Жил 600 лет назад боярин Григорий. У него был очень громкий голос. За это его прозвали Пушка. А Пушкин А.С. был его прапраправнуком)
  3. Какое женское имя получится, если написать 30 букв “я”? (Зоя)
  4. Каким женским именем называют мальчика, если он долго спит? (Соня)
  5. Назовите город, в названии которого одно мужское имя и 100 женских. (Севастополь)
  6. Как звали героиню произведения К.И. Чуковского, от которой убежала вся посуда? (Федора)
  7. Назовите лишнее имя в каждой строчке и докажите (Саша Шура Александр Алексей Дима Дмитрий Миша Митя)
  8. Из каждого имени возьмите только первый слог и назовите полученное имя: Маша Рита Наташа (Марина)
  9. Назовите имена, которые читаются слева направо и справа налево одинаково. (Тит, Ада, Аза, Анна, Алла)