Творческая самостоятельная работа по математике

Разделы: Математика


«Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умения самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно-технической информации».

Академик А.П. Александров

Творческий учитель занимает особое место в современной школе. Это человек, который преподает увлеченно сам и побуждает своих учеников к творческой деятельности. Он творчески планирует свою работу, ищет новые методы и приемы обучения, свободно ориентируется в современных педагогических идеях и технологиях обучения. Творческий педагог постоянно самосовершенствуется, экспериментирует и, используя в своей деятельности проблемные уроки, побуждает своих учеников мыслить, рассуждать и действовать творчески.

В отличие от традиционного, на творческом уроке учитель ставит перед собой цель не просто дать новый материал, а  организовать продуктивную деятельность учеников и в итоге создать творческую продукцию.

Основные задачи формирования творческой самостоятельности учащихся:

  • развить самостоятельность в познавательной деятельности;
  • научить самостоятельно овладевать знаниями;
  • научить самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Организовывая творческую самостоятельную работу на уроках математики учителю прежде всего необходимо определить:

  • цель, характер и место самостоятельной работы на уроке;
  • способы повторения необходимого для выполнения данной работы материала;
  • цель работы с учебной литературой:  поиск справочной информации, знакомство с новым материалом;
  • способы быстрой проверки результатов;
  • методику разбора допущенных ошибок.

Творческие самостоятельные работы предполагают высокий уровень самостоятельности, позволяют учащимся открывать новые стороны уже имеющихся у них знаний, применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Возможные виды творческих самостоятельных работ по математике в средней школе:

Более подробно остановлюсь на составлении текстовых задач. Текстовые задачи – это описание некоторой ситуации с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами.

Текстовые задачи являются важнейшим средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают огромный опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач развивает:

  • смекалку;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них;
  • умение рассуждать;
  • умение составлять план решения;
  • умение анализировать полученный результат;
  • логическую культуру учащихся;
  • интерес к процессу поиска решения задач;
  • интерес к предмету в целом;
  • положительные эмоции учащихся, связанные с удачным решением.

Чтобы научить учеников мыслить, нужно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать. Решение задач дает возможность связать теорию с практикой, формирует у детей практические знания, необходимые каждому человеку в повседневной жизни:  выбрать более дешевый тариф, подсчитать стоимость покупки, время прохождения некоторого пути и так далее. Решая задачу, ребёнок учится логически мыслить, рассуждать, коротко и ясно выражать свои мысли. Содержание многих задач отражает достижения в области науки, техники и культуры, что является важным воспитательным фактором. Упражнения по составлению  задач являются чрезвычайно эффективными для обобщения способа их решения.

Некоторые виды упражнений по составлению  задач:

  1. Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между данными и искомым, так как при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.
  2. Составление условия задачи по данному вопросу. При выполнении таких упражнений учащиеся устанавливают, какие данные надо иметь, чтобы найти искомое, а это так же приводит к обобщению знаний связей между данными и искомым.
  3. Подбор числовых данных.
  4. Составление задач по аналогии. Аналогичными называются задачи, имеющие одинаковую математическую структуру. Аналогичные задачи надо составлять после решения данной готовой задачи, предлагая при этом, когда возможно, изменять не только сюжет и числа, но и величины.
  5. Составление обратных задач. Упражнения в составлении и решении обратных задач помогают усвоению связей между данными и искомым.
  6. Составление задач по их иллюстрациям. Они помогают детям увидеть задачу в данной конкретной ситуации.
  7. Составление задач по данному решению. Предлагая составить задачу, надо сначала проанализировать данное решение задачи. В отдельных случаях целесообразно подсказать детям сюжет или же назвать величины.

Работая в классах с углубленным изучением французского языка, я стараюсь учесть интересы детей и на своих уроках математики. При прохождении темы «Решение задач»  в средней школе предлагаю ученикам творческую домашнюю работу с последующим обсуждением её в классе: составить текстовую задачу по теме «Россия – Франция» и художественно её оформить. Готовясь дома, учащиеся обращаются к справочной литературе, находя интересные и познавательные факты, составляют и решают собственные задачи, используя найденную информацию.  На следующем уроке знакомят класс со своими задачами. Задачи оформляются на отдельных листах формата А-4 и в дальнейшем используются как дидактический  материал, что вызывает у учеников массу положительных эмоций. Помимо этого, можно предложить коллегам – учителям французского языка  оценить перевод  придуманной задачи на французский язык. В результате ученик может получить отметку сразу по двум предметам.

Примеры  задач, составленных учащимися:

Задача 1:

Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и весит 300 тонн. Найдите вес её копии высотой 100 метров.

Задача 2:

Исаакиевский собор в 2,95 раза ниже Эйфелевой башни. Найдите высоту Исаакиевского собора, если 1/10 высоты Эйфелевой башни равна 30 метрам.

Задача 3:

Расстояние между Санкт-Петербургом и Парижем ~2100 км. Поезд идет со скоростью ~60 км в час. Остановки в пути занимают ~5 часов. Сколько времени идет поезд  от Санкт-Петербурга до Парижа?

Задача 4:

Площадь Франции 500 тыс. кв. км. Она меньше России в 31 раз. Какова площадь России? Во сколько раз площадь Франции больше площади Санкт-Петербурга, если площадь Санкт-Петербурга 606 кв. км?

Задача 5:

Река Гаронна короче Сены на 126 км. Луара, самая длинная река Франции, длиннее Гаронны на 362 км, а Нева короче Гаронны на 576 км. Общая длина рек Франции 2438 км. Найти длину каждой из них и длину Невы.

Задача 6:

Возраст Зимнего дворца  248 лет, что составляет  33,5% от возраста Сорбонны. Сколько лет Собору Парижской Богоматери, если он был построен на 130 лет позже Сорбонны?

Организовывая творческую деятельность на уроках, учитель способствует:

  • развитию творческого мышления учащихся
  • развитию поисковой и познавательной деятельности учеников
  • воспитанию инициативной личности
  • интеллектуально-творческому развитию учащихся
  • росту интереса к своему предмету

Задачи выполняют очень важную функцию в  курсе математики — они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями. Элементы занимательности, использования логических упражнений, игры вызывают у детей живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Нестандартные задания по математике повышают интерес к предмету, обеспечивают расширение кругозора учащихся.