«Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умения самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно-технической информации».
Академик А.П. Александров
Творческий учитель занимает особое место в современной школе. Это человек, который преподает увлеченно сам и побуждает своих учеников к творческой деятельности. Он творчески планирует свою работу, ищет новые методы и приемы обучения, свободно ориентируется в современных педагогических идеях и технологиях обучения. Творческий педагог постоянно самосовершенствуется, экспериментирует и, используя в своей деятельности проблемные уроки, побуждает своих учеников мыслить, рассуждать и действовать творчески.
В отличие от традиционного, на творческом уроке учитель ставит перед собой цель не просто дать новый материал, а организовать продуктивную деятельность учеников и в итоге создать творческую продукцию.
Основные задачи формирования творческой самостоятельности учащихся:
- развить самостоятельность в познавательной деятельности;
- научить самостоятельно овладевать знаниями;
- научить самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.
Организовывая творческую самостоятельную работу на уроках математики учителю прежде всего необходимо определить:
- цель, характер и место самостоятельной работы на уроке;
- способы повторения необходимого для выполнения данной работы материала;
- цель работы с учебной литературой: поиск справочной информации, знакомство с новым материалом;
- способы быстрой проверки результатов;
- методику разбора допущенных ошибок.
Творческие самостоятельные работы предполагают высокий уровень самостоятельности, позволяют учащимся открывать новые стороны уже имеющихся у них знаний, применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Возможные виды творческих самостоятельных работ по математике в средней школе:
Более подробно остановлюсь на составлении текстовых задач. Текстовые задачи – это описание некоторой ситуации с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами.
Текстовые задачи являются важнейшим средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают огромный опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач развивает:
- смекалку;
- умение ставить вопросы и отвечать на них;
- умение рассуждать;
- умение составлять план решения;
- умение анализировать полученный результат;
- логическую культуру учащихся;
- интерес к процессу поиска решения задач;
- интерес к предмету в целом;
- положительные эмоции учащихся, связанные с удачным решением.
Чтобы научить учеников мыслить, нужно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать. Решение задач дает возможность связать теорию с практикой, формирует у детей практические знания, необходимые каждому человеку в повседневной жизни: выбрать более дешевый тариф, подсчитать стоимость покупки, время прохождения некоторого пути и так далее. Решая задачу, ребёнок учится логически мыслить, рассуждать, коротко и ясно выражать свои мысли. Содержание многих задач отражает достижения в области науки, техники и культуры, что является важным воспитательным фактором. Упражнения по составлению задач являются чрезвычайно эффективными для обобщения способа их решения.
Некоторые виды упражнений по составлению задач:
- Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между данными и искомым, так как при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.
- Составление условия задачи по данному вопросу. При выполнении таких упражнений учащиеся устанавливают, какие данные надо иметь, чтобы найти искомое, а это так же приводит к обобщению знаний связей между данными и искомым.
- Подбор числовых данных.
- Составление задач по аналогии. Аналогичными называются задачи, имеющие одинаковую математическую структуру. Аналогичные задачи надо составлять после решения данной готовой задачи, предлагая при этом, когда возможно, изменять не только сюжет и числа, но и величины.
- Составление обратных задач. Упражнения в составлении и решении обратных задач помогают усвоению связей между данными и искомым.
- Составление задач по их иллюстрациям. Они помогают детям увидеть задачу в данной конкретной ситуации.
- Составление задач по данному решению. Предлагая составить задачу, надо сначала проанализировать данное решение задачи. В отдельных случаях целесообразно подсказать детям сюжет или же назвать величины.
Работая в классах с углубленным изучением французского языка, я стараюсь учесть интересы детей и на своих уроках математики. При прохождении темы «Решение задач» в средней школе предлагаю ученикам творческую домашнюю работу с последующим обсуждением её в классе: составить текстовую задачу по теме «Россия – Франция» и художественно её оформить. Готовясь дома, учащиеся обращаются к справочной литературе, находя интересные и познавательные факты, составляют и решают собственные задачи, используя найденную информацию. На следующем уроке знакомят класс со своими задачами. Задачи оформляются на отдельных листах формата А-4 и в дальнейшем используются как дидактический материал, что вызывает у учеников массу положительных эмоций. Помимо этого, можно предложить коллегам – учителям французского языка оценить перевод придуманной задачи на французский язык. В результате ученик может получить отметку сразу по двум предметам.
Примеры задач, составленных учащимися:
Задача 1:
Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и весит 300 тонн. Найдите вес её копии высотой 100 метров.
Задача 2:
Исаакиевский собор в 2,95 раза ниже Эйфелевой башни. Найдите высоту Исаакиевского собора, если 1/10 высоты Эйфелевой башни равна 30 метрам.
Задача 3:
Расстояние между Санкт-Петербургом и Парижем ~2100 км. Поезд идет со скоростью ~60 км в час. Остановки в пути занимают ~5 часов. Сколько времени идет поезд от Санкт-Петербурга до Парижа?
Задача 4:
Площадь Франции 500 тыс. кв. км. Она меньше России в 31 раз. Какова площадь России? Во сколько раз площадь Франции больше площади Санкт-Петербурга, если площадь Санкт-Петербурга 606 кв. км?
Задача 5:
Река Гаронна короче Сены на 126 км. Луара, самая длинная река Франции, длиннее Гаронны на 362 км, а Нева короче Гаронны на 576 км. Общая длина рек Франции 2438 км. Найти длину каждой из них и длину Невы.
Задача 6:
Возраст Зимнего дворца 248 лет, что составляет 33,5% от возраста Сорбонны. Сколько лет Собору Парижской Богоматери, если он был построен на 130 лет позже Сорбонны?
Организовывая творческую деятельность на уроках, учитель способствует:
- развитию творческого мышления учащихся
- развитию поисковой и познавательной деятельности учеников
- воспитанию инициативной личности
- интеллектуально-творческому развитию учащихся
- росту интереса к своему предмету
Задачи выполняют очень важную функцию в курсе математики — они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями. Элементы занимательности, использования логических упражнений, игры вызывают у детей живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Нестандартные задания по математике повышают интерес к предмету, обеспечивают расширение кругозора учащихся.