Одной из трудностей, с которыми нередко сталкивается учитель иностранного языка, является развитие у учеников умения правильно дифференцировать фонемы иноязычной речи на слух. Например, неспособность отличить глухой звук от звонкого в конце слова (bad [bad] – bat [bat] = плохой – летучая мышь), долгий от короткого (sheep [shi:p] – ship [ship] = овечка – корабль), обычно приводит к искажению смысла воспринимаемой информации . Дети не понимают, о чем идет речь в диалоге или тексте, не могут связать отдельные части высказывания в единое целое. Это способствует снижению внимания на уроках, и впоследствии становится одной из причин снижения у них интереса к изучению иностранного языка.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего и СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, основной целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Основой развития данных компетенций, по мнению российских и зарубежных методистов, является хорошо развитый навык аудирования (восприятие и понимание иноязычной речи на слух), который способствует готовности учащихся осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Исходя из вышесказанного каждый учитель, реализующий цели обучения иностранному языку в школе, ставит перед собой задачу – научить детей понимать на слух речь человека, который говорит на иностранном языке. Развитию этого важного умения способствует регулярное выполнение упражнений, получивших в методике название подготовительные . Их целью является мотивация учащихся к осуществлению речевой деятельности, путем тренировки восприятия на слух изолированного материала и снятия фонетических трудностей аудирования.
Эту же цель преследует и пособие “Phonetic Start”, предназначенное для учителей, работающих с учащимися как младшего и среднего школьного возраста (в качестве устного вводного курса) при начале изучения иностранного языка, так и со старшеклассниками, если у них данный вводный курс отсутствовал, или в процессе обучения был выявлен недостаточный уровень формирования навыка аудирования.
Сборник упражнений направлен на развитие фонематического слуха учащихся на уроках английского языка. Он составлен на аутентичном материале и состоит из 2-х экземпляров: первая часть – это экземпляр учителя, где подробно расписаны задания для отработки восприятия того или иного звука английского алфавита; вторая часть – это экземпляр ученика, где дублируются задания из сборника, в котором он непосредственно выполняет данные упражнения.
Работа над формированием восприятия звуков строится по принципу природосообразности и проводится по двум направлениям: гласные звуки (короткие звуки, долгие, дифтонги); согласные звуки (имеют аналоги в русском языке; не имеют аналогов в русском языке). Правила чтения букв и их сочетаний, представленные в сборнике в виде формул, наглядно показывают происхождение того или иного звука и способствуют развитию навыка чтения. Упражнения на отработку восприятия каждого звука английского алфавита расположены по принципу «от простого к сложному» (звук – слово – фраза – предложение). Это позволяет плавно снять трудности восприятия, возникающие у слабых учеников, и способствует реализации дифференцированного подхода в обучении.
Данные упражнения гармонично вписываются в структуру современного урока иностранного языка в качестве фонетической зарядки, независимо от целей и темы урока, так как работа проводится над фонетическим материалом, не акцентируя внимание на лексике и грамматике. Упражнения на восприятие звука могут быть использованы как комплексно (работа строится только на упражнениях с конкретным звуком), так и выборочно (проводится тренировка восприятия разных звуков с использованием аналогичных упражнений). В сборнике представлены упражнения разного уровня сложности, выбор которых зависит от усмотрения учителя и уровня подготовки учеников.
При написании пособия были использованы материалы учебно-методического комплекта "Английский с удовольствием" для 2 класса Биболетова М.З., а также личные наработки из опыта преподавания английского языка в общеобразовательной школе. “Phonetic Start” станет незаменимым помощником как учителям при реализации творческого потенциала в планировании фонетической зарядки, так и ученикам, способствуя формированию навыка аудирования. Для детей работа с упражнениями является увлекательным и интересным видом деятельности, способствующим повышению интереса к изучению английского языка, что подтверждают положительные результаты на протяжении ряда лет (здесь пособие представлено в сокращенном варианте).
Приложение 1: “Phonetic Start” (Упражнения для фонетической зарядки)
Приложение 2: В помощь учителю
Литература:
1. Блохина Е.В.Некоторые вопросы обучения
аудированию.: ИЯЖ, 1998, №2.
2. Государственный стандарт общего и среднего
(полного) общего образования. М:2009.
3. Исенина Е.И. О признаках слова, необходимых
для его узнавания при слушании. – В сб. : Новые
исследования в педагогических науках. Вып. 12. М.,
1999.
4. «Enjoy English», учебник для 2 класса, Биболетова М.З. и
др.: М,Титул, 2009.