Цели урока:
– Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством профессора медицины, философа В.Ф. Войно-Ясинецкого, жизненный путь которого служит примером высокой гражданской ответственности личности перед обществом.
– Углубить понимание смысла патриотического отношения к Родине, своему народу.
– Расширить представления о характере советского политического режима, при котором попирались права человека на свободу совести, вероисповеданий.
– Показать, как в тяжелейших условиях ГУЛАГА, находясь в унизительном положении, врач и священник Валентин Феликсович Войно-Ясинецкий оставался верным своим убеждениям, использовал малейшую возможность для творческой работы, помощи людям.
– Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме.
– Формировать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, высказывать свою точку зрения.
Форма проведения: семинар (2 часа)
Готовясь к занятию, ученики знакомятся с содержанием одной или нескольких глав /по желанию/ из Жития “Святителя Луки” и готовят факты из жизни Войно-Ясинецкого, характеризующие его как врача, ученого, священнослужителя, отца, просто человека, гражданина и патриота своей страны. Рекомендуется так же использовать другие источники.
Основные вопросы занятия:
- Становление врача В.Ф. Войно-Ясинецкого.
- Жизнь в Ташкенте. Принятие сана священнослужителя.
- Отношения отца и детей.
- Аресты профессора хирурга Войно-Ясинецкого. Испытания духа в условиях ГУЛАГА.
- Научные исследования в суровые годы ссылки. Творчество, приносящее радость.
- Самоотверженный труд шестидесятичетырехлетнего врача во имя победы в годы Великой Отечественной войны.
- Сталинская премия. Признание огромного вклада в науку медицину со стороны власти.
- Святитель Лука.
- Православный философ.
Оборудование:
- Презентация “Великий гражданин России”.
- Фильм Вадима Царева “В.Ф. Войно-Ясинецкий” из серии “Крымские эскизы профессора философии, культуролога Вадима Царева “Судьба, жизнь, творчество русских мыслителей середины VII – н.XX века в многосерийном фильме “Слово и дело”.
- Сергей Авдеев “Житие”.
Ход урока
На доске высвечивается фото памятника В.Ф. Войно-Ясинецкому. (слайд 1)
Учитель.
Монашеская мантия на плечах и фуфайка за спиной в кресле, мудрый, внимательный взгляд и мягкие, но в то же время сильные руки. Таким на пересечении Мира и Горького, видят красноярцы архиепископа Луку, в миру – Валентина Феликсовича Войно-Ясинецкого. Памятник в честь 125 лет со дня рождения этого знаменитого врача и священнослужителя был открыт в краевой столице 15 ноября 2002 года.
Ученик читает текст (слайд 2)
В народе его звали:
Архиепископ Лука
Святитель Лука
“Образец мужества, верности, любви и милосердия”
Архиепископ и хирург
Святитель хирург
Ученый божьей милостью
У
чительМы с восхищением перечисляем признание заслуг В.Ф. Фойно-Ясинецкого, но как нелегко давались они ему, как много тяжелейших испытаний он перенес. Видимо, в борьбе за жизнь людей, в противостоянии злу, выковывалась сильная личность, получившая еще одно народное звание: ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ (слайд 3)
Учитель объявляет тему и цель занятия (слайд 4)
Познакомиться с жизнью и творчеством профессора медицины, философа Валентина Феликсовича Войно-Ясинецкого, в миру о. Луки, жизненный путь которого служит примером высокой гражданской ответственности личности перед обществом.
Расширить представления о характере советского политического режима.
– Кого мы называем гражданином?
Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. (слайд 5 )
“Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны”
“Беседы о том, что есть сын Отечества” А.С. Радищев
– Какой смысл вложил в понятие гражданин А.С. Радищев?
– Какое из высказываний о патриотизме вы считаете более точным? (слайд 6)
- Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.
- Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Просмотр I части фильма Вадима Царева “В.Ф. Войно-Ясинецкий”.
Учитель
Мы просмотрели часть фильма, рассказывающего о начале жизненного пути В.Ф. Войно-Ясинецого.
– Какие черты характера свидетельствует о сильной личности Валентина Феликсовича?
– Почему он решил стать врачом?
Анализ высказываний Войно-Ясинецкого (слайды 7, 8, 9, 10)
– Какие цели он поставил перед собой?
– Встречались ли вам люди, ставившие столь благородные цели?
– Подумайте о своих целях в жизни. Какие они?
Выступления учеников о жизни семьи Войно-Ясинецкого в Ташкенте (слайд 11)
В марте 1917 года семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача городской больницы. Обосновавшись с семьей в просторном доме, специально построенном для главврача, он целиком погрузился в работу. В больнице им было организовано хирургическое отделение. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжелобольных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда, по свидетельствам коллег, он не возмущался, никогда не отказывал в помощи. Но дома у доктора поселилась беда. Медленно угасала жена. Окончательно сокрушила ее весть об аресте мужа. Последние тринадцать ночей он сидел у ее смертного одра, а днем работал в больнице.
Осенью 1920 года в Ташкенте открылся Государственный Туркестанский университет. Валентин Феликсович Войно-Ясинецкий занял на медицинском факультете кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии. Великолепные лекции Валентина Феликсовича собирали полную аудиторию. Слушать его приходили не только студенты, но и многие городские врачи. Слайд (12)
Ташкентские прихожане свидетельствовали о том, что профессор Войно-Ясинецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином. Очень часто он бывал на богословских собраниях верующих, выступал с беседами на темы Священного Писания. В конце 1920 года Валентин Феликсович присутствовал на епархиальном собрании, на котором произнес речь о положении дел в Ташкентской епархии. Это выступление произвело большое впечатление на слушателей. После собрания правящий архиерей – епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) – отвел профессора в сторону и, восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: "Доктор, вам надо быть священником!" Святитель Лука так вспоминает в своих мемуарах: "У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!" (слайд 12)
С этой беседы началась качественно новая жизнь Валентина Феликсовича. Ассистенту, который обратился к нему по имени-отчеству, он ответил, что Валентина Феликсовича больше нет, а есть священник отец Валентин. (слайд 13)
Во внутреннем мире Войно-Ясинецкого наука уживались так, что не мешали одна другой и даже друг другу помогали.
Учитель
- Что характерно для политики государства в первые годы советской власти?
Ученики.
1922 – начало1823 гг. были для христианской церкви в России трагическими. Не проходило и дня, чтобы в газетах не появлялось объявлений об аресте священников и епископов. Процессы церковников шли по всей стране. Часто на них выносили смертельные приговоры. Отделив церковь от государства, Советское правительство никогда не исполняло собственный Декрет. Никогда не признавалось за гражданами и право на свободу совести. В секретном письме членам Политбюро, разосланном 19 февраля 1922 года, Ленин писал о необходимости антицерковного террора.
Но надеть рясу в то время, когда на стенах домов висели плакаты: “Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти”,— мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был…
Принять обед монашества означало навлечь на себя гнев властей. Однако, Войно-Ясинецкий делает следующий шаг – принятие епископской митры, который почти наверняка вел к аресту и ссылке. Друзья, сотрудники и близкие отговаривали его от священства ради детей. Но Войно-Ясинецкий остался непреклонным.
Учитель
– Как вы оцениваете этот поступок Валентина Феликсовича, ведь он был отцом четырех детей?
– Как арест отца отразился на судьбе детей В.Ф. Войно-Ясинецкого?
Учащиеся приводят примеры нелегкой полуголодной почти нищенской жизни сыновей и дочери Валентина Феликсовича, заботу о которых приняла на себя Софья Сергеевна Белецкая, работавшая медицинской сестрой.
Рассказы учащихся о тяжелых испытаниях В.Ф. Войно-Ясинецкого в ссылках.
В 1923 году Валентин Феликсович прошёл по этапу Ташкент — Москва — Енисейск — Туруханск — деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). (слайд 16)
Из письма сыну, семнадцатилетнему Михаилу:
“Все дело в том, чтобы жизнь имела высший смысл добра. И с этой точки зрения деятельность врача представляется одной из самых высоких. Но дело в том, что это верно лишь тогда, когда очень глубоки и тверды основы высшей нравственности, на которых строится деятельность врача. Надо, чтобы он всецело был проникнут стремлением служить людям, любить людей”. В.Ф. Войно-Ясинецкий (слайд17)
Учитель
– Каким, по мнению В.Ф. Войно-Ясинецкого должен быть врач?
– Приведите примеры высоконравственного служения людям врача Войно-Ясинецкого.
– Как люди относились “телесному и духовному” к врачевателю о. Луке?
– Почему популярность ссыльного архиерея среди населения, раздражала местную власть, которая сослала его на берег Ледовитого океана? (слайды 17-21)
Ученики
В январе 1926-го Войно-Ясинецкий вернулся в Ташкент
6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобождён в мае 1933 года. (слайд 22)
В архангельской ссылке епископ-профессор разработал новый метод лечения гнойных ран. Свой многолетний опыт он обобщил в монографии “Очерки гнойной хирургии”, которая после издания в 1934 году приобрела мировую известность. (слайд 22)
Несколько лет после ссылки профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента.
24 июля 1937 года В.Ф. Войно-Ясинецкий был арестован в третий раз (слайд 24)
Самым страшным было обвинение в шпионаже в пользу иностранной разведки. К этому не постеснялись добавить и обвинение Владыки в убийстве больных на операционном столе. Старший лейтенант Лацис называл заслуженного профессора "хирургом-вредителем".
Шестидесятилетнего профессора подвергли жестоким пыткам, выбивая показания против ни в чем неповинных людей. Но Владыка остался тверд на допросах, никого не оклеветал и не оговорил. Он верил, что показания против него были выбиты силой. (слайд 25)
С марта 1940 года ссыльный Войно-Ясинецкий, епископ, хирург с мировым именем, живет и работает в районном центре Большая Мурта в ста десяти километрах от Красноярска (слайд 26)
Узнав о том, что идет война с фашистской Германией, посылает Телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой разрешить лечить раненых бойцов. (слайд 27)
Учитель.
Приведите примеры самоотверженной работы Войно-Ясинецкого в годы Великой отечественной войны, отношения к нему раненых и сослуживцев.
– Какой награды он был удостоен?
– Как в городе Красноярске хранится память о хирурге и архиепископе о.Луке?
(Слайды 28-30)
Учитель
Пример благотворительности врача, никогда не бравшего плату за лечение и помощь, сегодня высоко ценится в обществе, вызывает глубокое уважение и признательность.
В наше время в сибирских городах при больницах строятся часовни, в которых люди могут облегчить свою душу молитвой перед иконой Святого Луки. (слайды 31,32)
Ученики
В 1944 году, вслед за победоносным наступлением наших войск, эвакогоспитали переехали в Тамбов. Владыка Лука был назначен хирургом – консультантом. Его ожидало широкое поле деятельности в госпиталях и областной больнице. Молодые врачи, работавшие под началом опытного профессора, получили немало ценных советов и наставлений. В феврале 1944 года Войно-Ясенецкий развернул научно-практическую работу, результаты которой изложены в монографии "О течении хронической эмпиемы и хондратах". Насыщенность и обширность хирургической работы была колоссальной. Шестидесятисемилетний Владыка работал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно!
В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру (слайд 33)
Учитель.
Профессор и архиепископ В.Ф. Войно-Ясинецкий жил согласно народной мудрости: “ДЕЛАЙ, ЧТО ДОЛЖНО, И БУДЬ, ЧТО БУДЕТ” (слайд 34)
– В чем, по-вашему, смысл этой мудрости?
С мая 1946 года о. Лука возглавлял Крымскую кафедру в Симферополе.
В 1955-м ослеп полностью. В 1957 году диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга “Я полюбил страдание…”
Удивительно, но бедствия и страдания были для него энергетической подпиткой, закалили его, и не только не сломили дух, но наполнили жизнь любовью.
Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, на земле Российской просиявших. Православные люди назвали о. Луку Святителем. (слайд 35)
– Кого называли Святителями на Руси?
Получить такое звание от народа в годы воинственного атеизма было чудом.
Человек, которого народ признал святителем, должен не только обладать высочайшими нравственными качествами, но и проявить их в деле, в служении людям. Так и случилось. Архиепископ и хирург стал образцом мужества, верности, любви и милосердия к людям в труднейшие тридцатые и сороковые годы. В течение всей жизни он был и телесным, и духовным врачевателем.
Ученик
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. Канонизирован как местночтимый святой Красноярской епархией РПЦ. (слайд 36)
В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомученников и исповедников Российских. Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности, Элладской православной церковью. (слайды 37, 38)
Ученик
Валентин Войно-Ясинецкий награжден:
- Премией им. Хойнацкого от Варшавского университета (1916г.),
- Бриллиантовым крестом на клобук от патриарха Всея Руси (1944г),
- медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной воине” (1945г.),
- Сталинской премией I степени (1946 г.).
Кроме медицинских трудов его перу принадлежат 12 томов проповедей, а также богословский труд “О духе, душе и теле”. (слайд 39)
Учитель
– Сегодня мы познакомились с жизнью В.Ф. Войно-Ясинецкого.
Каким человеком он предстал перед нами?
В итоге беседы ученики делают вывод о том, что Валентин Феликсович Войно-Ясинецкий был:
– человеком, которого любили, уважали знавшие его люди;
– человеком, который всегда был готов прийти на помощь другим;
– прекрасным хирургом-новатором, спасшим тысячи жизней, всегда делившимся опытом;
– самоотверженным ученым, который находясь в труднейших тюремных условиях, продолжал работу над рукописью “Очерки гнойной хирургии”;
– бесстрашным защитником и служителем православной веры;
– патриотом своей Родины, считавшим служение родному народу главным делом жизни;
– стойкой личностью, мужественно переносившей ссылки в самых холодных сибирских местах, не поступившийся своими принципами.
Все эти качества дают право говорить о нем, как о Великом гражданине России.
Но мы не назвали еще одно качество В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Его имя стоит в ряду с нашими выдающимися мыслителями России
О философских трудах В.Ф. Войно-Ясенецкого мы узнаем из второй части фильма профессора философии, культуролога Вадима Царева.
Просмотр II части фильма “В.Ф. Войно-Ясинецкий”
Беседа:
– Какие философские труды написал В.Ф. Войно-Ясинецкий?
/ “Дух, душа и тело”, “Сердце как орган высшего познания” /
– Какой главный завет оставил нам философ? /Любовь/
– В чем смысл любви?
– Какой вывод для себя вы сделали, познакомившись с жизнью В.Ф. Войно-Ясенецкого?
– Какой урок извлекли из нашего занятия?