Вот уже 12 лет я преподаю биологию в школе. В
самом начале педагогического пути я столкнулась
с тем, что уроки получаются «сухими» и скучными,
дети работают неактивно, а новый материал, в
основном, заучивают по учебнику. И, конечно,
никакого морального удовлетворения от своей
работы я не получала. Я стала сомневаться в
правильности выбора профессии.
А мне хотелось, чтобы на уроке была дружеская
рабочая обстановка, чтобы ученики задавали все
новые и новые вопросы, а в их глазах светились
искорки. Учение для детей должно быть не обузой, а
увлекательным путешествием в мир знаний.
Стандартная конструкция урока для этого не
подходила, необходимо было изменить методику
преподавания. Проштудировав массу методической
литературы, проанализировав опыт педагогов –
новаторов, я остановилась на методике
развивающего обучения.
В пятом классе ко мне приходят дети из начальной
школы. Они впервые переступают порог кабинета
биологии, с большим желанием узнать много нового
и моя задача развить этот интерес, превратить
ученика в исследователя, творческую личность.
Для своих учеников я предлагаю формы работы
согласно их возрасту и особенностям мышления.
Это мини-сценки о животных, устные презентации,
игры, решение логических задач, путешествие в мир
нового, с использованием маршрутных листов… по
окончании изучения какой-либо тем в 5-7 классах мы
устраиваем выставки творческих работ, на которых
дети обмениваются опытом.
Такая форма работы приносит свои результаты:
100%успеваемость, высокое качество обучения,
достижения в различных мероприятиях, а самое
главное неподдельный интерес к изучаемому
предмету. А я чувствую полное удовлетворение от
своей работы и гордость за своих учеников.
Предлагаю разработку урока по теме «Растения»
(природоведение 5 класс).
Цели: повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, рассмотреть основные группы растений, определить значение растений в природе и жизни человека; продолжить формирование логического, системного мышления; заложить основы и навыки проведения домашних опытов, продолжить формирование бережного отношения к природе.
Наглядность: эпиграф к уроку, комнатные растения, рисунки растений, слайды.
Раздаточный материал: методики – навигаторы, предметные стекла, черновики.
Природа не для всех очей
Покров свой тайны подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает.
Конструктор урока.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Дидактическая игра «Три подсказки». Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.
Подсказки:
- Среди этих организмов встречаются хищники.
- Среди них есть гиганты и карлики.
- Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)
- Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)
- Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.
2. Поисково-практический этап
Тема урока записывается в маршрутном листе.
Слайд «Растения».
Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой
природы? Ответ: живой.
Аналитическая работа в маршрутном листе (Приложение)
Сравнивается объект живой и неживой природы.
Cвойства |
Роза |
Стул |
Появление на свет | + |
+ |
Движение | + |
– |
Дыхание | + |
– |
Питание | + |
– |
Рост и развитие | + |
– |
Размножение | + |
– |
Завершение жизненного цикла | + |
+ |
Вывод: Растения – живые организмы, они дышат, питаются, растут и размножаются.
Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко. Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды. Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.
Вопрос: А как растения питаются? О:
корнями – минеральное питание и листьями –
органическое.
Почему из космоса наша планета Земля видится в
зелено-голубых тонах?
В зеленых частях растений, особенно листьях,
образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл
(в переводе с греческого «хлорос» – зеленоватый,
«филлон» – лист).
Схема фотосинтеза.
Работа в маршрутном листе (Приложение)
Что отличает растения от остальных живых организмов?
- Зеленая окраска
- Ограниченное движение
- Способность к фотосинтезу
Это отличительные признаки
– А теперь предлагаю вам немного отдохнем и отгадать мои загадки о растениях. Назвать признаки, которые помогли найти ответ.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)Каждой весной лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)Колюч, как еж,
А красив, как роза. (Шиповник)
– Молодцы! Растения действительно разнообразны. Они имеют ряд отличительных признаков. Предлагаю сыграть в игру «Третий лишний» (Приложение)
роза
капуста
ландыш
сирень
одуванчик
ромашка
ель
огурец
подсолнух
Вывод: растения можно разделить условно на группы по определенным признакам. (Заполняется таблица в маршрутном листе – Приложение)
3. Рефлексивно-оценочный этап
Дидактическая игра «Кто больше?!» Используя материал сегодняшнего урока, учащимся нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?»
Возврат к эпиграфу. Приподняли мы занавес над царством растений?