Урок природоведения по теме "Растения"

Разделы: Биология


Вот уже 12 лет я преподаю биологию в школе. В самом начале педагогического пути я столкнулась с тем, что уроки получаются «сухими» и скучными, дети работают неактивно, а новый материал, в основном, заучивают по учебнику. И, конечно, никакого морального удовлетворения от своей работы я не получала. Я стала сомневаться в правильности выбора профессии.
А мне хотелось, чтобы на уроке была дружеская рабочая обстановка, чтобы ученики задавали все новые и новые вопросы, а в их глазах светились искорки. Учение для детей должно быть не обузой, а увлекательным путешествием в мир знаний.
Стандартная конструкция урока для этого не подходила, необходимо было изменить методику преподавания. Проштудировав массу методической литературы, проанализировав опыт педагогов – новаторов, я остановилась на методике развивающего обучения.
В пятом классе ко мне приходят дети из начальной школы. Они впервые переступают порог кабинета биологии, с большим желанием узнать много нового и моя задача развить этот интерес, превратить ученика в исследователя, творческую личность.
Для своих учеников я предлагаю формы работы согласно их возрасту и особенностям мышления. Это мини-сценки о животных, устные презентации, игры, решение логических задач, путешествие в мир нового, с использованием маршрутных листов… по окончании изучения какой-либо тем в 5-7 классах мы устраиваем выставки творческих работ, на которых дети обмениваются опытом.
Такая форма работы приносит свои результаты: 100%успеваемость, высокое качество обучения, достижения в различных мероприятиях, а самое главное неподдельный интерес к изучаемому предмету. А я чувствую полное удовлетворение от своей работы и гордость за своих учеников.
Предлагаю разработку урока по теме «Растения» (природоведение 5 класс).

Цели: повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, рассмотреть основные группы растений, определить значение растений в природе и жизни человека; продолжить формирование логического, системного мышления;  заложить основы и навыки проведения домашних опытов, продолжить формирование бережного отношения к природе. 

Наглядность:  эпиграф к уроку, комнатные растения, рисунки растений, слайды.

Раздаточный материал: методики – навигаторы, предметные стекла, черновики.

Природа не для всех очей
Покров свой тайны подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает.

 Конструктор урока.

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Дидактическая игра «Три подсказки».  Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.

Подсказки:

  • Среди этих организмов встречаются хищники.
  • Среди них есть гиганты и карлики.
  • Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)
  • Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)
  • Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.

2. Поисково-практический этап

Тема урока записывается в маршрутном листе.
Слайд «Растения».
Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы? Ответ: живой.

Аналитическая работа  в маршрутном листе (Приложение)

Сравнивается объект живой и неживой природы.

Cвойства

Роза

Стул

Появление на свет

+

+

Движение

+

Дыхание

+

Питание

+

Рост и развитие

+

Размножение

+

Завершение жизненного цикла

+

+

Вывод: Растения – живые организмы, они дышат, питаются, растут и размножаются.

Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко. Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды. Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.

Вопрос: А как растения питаются? О: корнями – минеральное питание и листьями –  органическое.
Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах?
В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (в переводе с греческого «хлорос» – зеленоватый, «филлон» – лист).
Схема фотосинтеза.

Работа в маршрутном листе (Приложение)

Что отличает растения от остальных живых организмов?

  • Зеленая окраска
  • Ограниченное движение
  • Способность к фотосинтезу

Это отличительные признаки

– А теперь предлагаю вам немного отдохнем и отгадать мои загадки о растениях. Назвать признаки, которые помогли найти ответ.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Каждой весной лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)

Колюч, как еж,
А красив, как роза. (Шиповник)

– Молодцы! Растения действительно разнообразны. Они имеют ряд отличительных признаков. Предлагаю сыграть в игру «Третий лишний» (Приложение)

роза                                           капуста                                      ландыш
сирень                                       одуванчик                                 ромашка
ель                                             огурец                                       подсолнух

Вывод: растения можно разделить условно на группы по определенным признакам. (Заполняется таблица в маршрутном листе – Приложение)

3. Рефлексивно-оценочный этап

Дидактическая игра «Кто больше?!» Используя материал сегодняшнего урока, учащимся нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?»

Возврат к эпиграфу. Приподняли мы занавес над царством растений?