Тип урока – урок повторения и обобщения в форме игрового занятия.
Цели:
- Образовательные – систематизировать, углубить знания учащихся о Древнем Египте, проконтролировать качество усвоенных учащимися знаний по данной теме.
- Развивающие – продолжить формировать у обучающихся умения публичного выступления, выделять главное из текста, обобщать информацию, употреблять основные понятия и термины в речи, формулировать несложные выводы, высказывать своё мнение, доказывая его, самостоятельно строить рассказ.
- Воспитательные – показать неповторимость созданных шедевров египтянами – как часть мировой культуры.
Основные понятия и термины урока: вельможа, фараон, мумия, ил, иероглиф, оазис, Нил, Мемфис, виток, папирус, храм, жрец, сфинкс, писец, пирамида, Тутанхамон, Амон – Ра, шадуф, статуя.
Оборудование урока – презентация к уроку (Приложение), проектор для презентации информационной части, оформленные на доске слова-подсказки к теме урока, заготовка «Древо познаний», приготовленные рефераты-сообщения учащихся по теме урока, выпуск познавательной газеты.
Предварительная подготовка – разбор темы «Древний Египет», создание электронного журнала – пособия «Искусство Древнего Египта».
Этапы урока |
Содержание |
Назначение |
Методы, приёмы |
Показатели выполнения |
1. Мотивационная беседа | 1. Приветствие класса и учителя 2. Проверка готовности учащихся к уроку 3. Проверка готовности наглядных пособий, доски, мела, и т.п. 4. Введение в тему предмета |
Организация внимания учащихся, настрой на ритм урока. | Приемы установки | Кратковременность этапа, готовность класса и оборудования к уроку. |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний | Работа с понятийным аппаратом | Актуализация знаний, уже
изученного материала. Создание ситуации успеха каждого ученика |
Мотивационный приём «Снежный ком» | Каждый ученик должен назвать одно понятие, относящееся к теме урока |
Проверка умений учащихся объяснить сущность исторических понятий по теме урока | Проверка осознанности усвоенного материала, позволить ученику проявить свои знания, возможность для учителя скорректировать опорные понятия, ликвидировать обнаруженные недостатки в знаниях по пройденной теме, текущий контроль, возможность для ученика получить положительную оценку | Древо познаний | Правильно сформулированное | |
3. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений устанавливать связи между родовым и видовым понятием | Доказательство утверждения «Египет – это государство» | подчеркнуть умение ребенка выделять главное, ключевое понятие | 1. Таблица сопоставлений | 1. Ребята должны назвать элементарные общие признаки государства, соотнести их с понятием Египет |
Актуализация знаний учащихся с опорой на их навыки, жизненный опыт. | 2. Работа с контурной картой государства. | 2. Ребята должны нанести на контурную
карту географические названия, объекты,
относящиеся к теме «Древний Египет» Качественно выполненное задание на уроке |
||
4. Систематизация понятий, усвоение системы знаний | 1. Установление взаимосвязи между
различными понятиями, через аргументацию своих
суждений с приведением примеров 2. Установление связи между историческим персонажем и его жизнедеятельностью 3. Проверка знаний учащимися фактического материала |
Организация деятельности учащихся по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизация знаний. Отработка умения выделять главное, его обобщение, делать вывод. Проверка умений применять знания в стандартных и измененных условиях | 1. Историческая шарада; четвертый лишний 2. Жизнь замечательных людей 3. Игра «Данетка» Разные варианты этой игры |
1. Назвать зашифрованные понятия,
указать объединяющий признак 2. Назвать исторических персонажей 3. Верно ответить на утверждения |
5. Завершающий контроль+ рефлексия | 1. Краткая презентация ранее самостоятельно подготовленных сообщений учащихся | Осуществление контроля учителем и проверка усвоения понятий темы, исторических фактов, установление учителем положительного и пробелов в знаниях | Публичное выступление | Выполненное задание в полном объеме, умение выразить своё мнение, грамотно его сформулировать, используя тематические термины |
2. Возврат к главным вопросам урока – достигнута ли цель урока. | 1. Обобщение информации, анализ
деятельности учеников на уроке 2. Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок. |
Индивидуальная характеристика работы каждого ученика. | Правильные ответы, получение оценки |