В настоящее время особенно актуальной стала проблема физического воспитания. Всё больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.
Школа – серьёзный, переломный этап для ребёнка, так как изменяется привычный образ жизни, появляются новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничивается двигательная активность, резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастает эмоциональная нагрузка. В этот период основной задачей и обязанностью учителей является сохранение здоровья учащегося.
Здоровье играет большую роль в поведении, эмоциональной настроенности ребёнка, соответствии физического и психического развития возрасту.
Здоровых детей приходит в школу только 20–25%.
В самом раннем периоде развития ребёнка активно формируются все системы его организма, определяются пути их дальнейшего становления, поэтому необходимо отводить немаловажную роль физическому воспитанию. Правильно подобранные физические упражнения, подвижные игры, игры-эстафеты помогут детям развить необходимые физические качества: силу, ловкость, выносливость, глазомер и т.д., послужат для профилактики искривления осанки, для развития у детей чувства коллективизма, уверенности в своих силах.
Игры-эстафеты занимают важное место в физическом воспитании детей. Обычно ребята с удовольствием соревнуются друг с другом, выполняют различные упражнения в эстафете, а учитель может использовать те эстафеты, которые отвечают поставленным целям.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Оно осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, всесторонне развивая школьников.
Проведённый мною анализ методической литературы по данному вопросу выявил несоответствие между потребностями использования разных форм и методов физического воспитания младших школьников и недостаточностью использования игровых форм обучения физическим упражнениям.
Основные задачи физического воспитания в игровой подготовке учащихся: содействие укреплению здоровья, физическому развитию учащихся; формирование и совершенствование умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье; равновесии, передвижениях на лыжах; создание правильной основы этих видов движений; обучение новым видам движений; содействие развитию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости; формирование навыков правильной осанки при статических положениях и передвижениях; сообщение сведений из области физической культуры; воспитание морально-волевых качеств: смелость, дружба, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм; воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой; содействие проявлению интересов и склонностей к занятиям спортом.
Все эти задачи можно реализовать, используя разнообразные игры-эстафеты, так как в них раскрывается всё богатство движений. Также игры-эстафеты могут быть применены для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов школьного коллектива.
С помощью игр-эстафет учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей, установить более тесный контакт.
Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении. Игры-эстафеты – самое лучшее лекарство от гиподинамии.
Благотворное влияние эстафет на школьников возможно только при правильной постановке занятий с учётом их возрастных особенностей и физической подготовленности. Важно регулировать физические нагрузки, так как слишком маленькие нагрузки не дают физиологического эффекта, а чрезмерно большие – вызывают утомление. Эстафеты подбираются с таким расчётом, что в начале недели, когда детский организм после предыдущей недельной нагрузки находится на относительно высоком уровне восстановления, проводятся игры, направленные преимущественно на развитие быстроты и силы. В середине недели, в период устойчивого состояния максимальной работоспособности, применяются эстафеты, направленные на развитие скоростно-силовых качеств и ловкости. К концу недели на фоне возникающих признаков утомления используются игры, развивающие выносливость.
Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе, их суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях ещё удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс её уровень резко снижается, при этом 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16–19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%.
Уроки физкультуры только частично пополняют недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. Поэтому большое значение имеет организация двигательной активности на переменах и в группах продлённого дня, регулярные занятия играми-эстафетами.
Проведя экспериментальное исследование и проанализировав все полученные результаты, я пришла к выводу, что уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста повышается при систематическом использовании правильно построенных занятий, включающих различные виды эстафет.