Цель:
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
- развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга;
- создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- расширение возможностей понимания своего ребенка.
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Материалы: альбомные листы, цветные карандаши, ручки, фломастеры, Аудиокассета "Топ-топ, хлоп-хлоп" Е. Железнова, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, лист ватмана, карандаши, картинки для коллажа.
Продолжительность занятия: 1-1,5 часа.
Участники тренинга: родители и дети - 5-6 пар.
Ход тренинга
Ведущий: Здравствуйте дорогие родители и дети. Я рада вас приветствовать на нашем тренинге "Давай вместе". Сегодня нам предстоит узнать много интересно о ваших семьях и о вас самих. Но прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом.
Упражнение 1 Знакомство
Цель: сближение участников группы
Ведущий: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого он окажется в руках, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, то сидит справа от меня.
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляется и говорит, что он любит делать больше всего. То же самое делают дети, представляя себя, называя свое имя и рассказывая, что они любят делать больше всего.
Ведущий: Ну вот мы все и познакомились, а сейчас давайте подарим друг другу частичку себя. Просто повернемся и улыбнемся соседу справа.
Упражнение 2 "Подари улыбку"
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
Дети и родители сидя в кругу, поворачиваются друг другу и улыбаются.
Ведущий: Как стало тепло и уютно у нас в зале от ваших улыбок. Но все же чего то не хватает, давайте немного украсим наш зал. Чтоб он стал более ярким и красочным. Посмотрите у нас на полу лежат лепестки цветов. Все они разного цвета. Давайте сейчас соберем лепестки и сделаем вот такой цветок (показывают цветочек) "Цветик-семицветик". Вы сами должны решить, кто будет собирать лепестки, а кто клеить. Вы можете сделать это вместе, главное, чтоб лепестков у цветочка было ровно семь и все они были разных цветов.
Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
Упражнение 3 "Цветик-семицветик"
Цель: формирование умения взаимодействия, умение договаривать и совместно выполнять работу, формирование чувства сопереживания друг за друга.
Ведущий: Ну вот наши цветочки готовы, но эти цветочки не простые. Они имеют волшебное свойство -исполнять желания. Каждый человек о чем - то мечтает. Давайте сейчас все напишем на лепестках цветов свои желания. Только как быть, ведь листочков всего 7 и вы должны будете каждый загадать только 3 желания, а что делать с оставшимся 1 лепестком, кто будет писать желание на нем?
(Ответы родителей и детей).
Упражнение 4 "Загадай желание"
Цель: формирование умение слушать другого, приблизить к внутренним потребностям и желаниям ребенка и взрослого, развитие сотрудничества, признание права ребенка на выбор.
Дети и взрослые загадывают желания: ребенок - 3, родитель - 3, а одно совместное.
Ведущий: А теперь расскажите, о чем вы желаете.
Обсуждение желаний.
Ведущий: Сейчас я, думаю, вы многое узнали друг о друге. Надеюсь, что все ваши желания рано или поздно сбудутся. А сейчас немного передохнем и потанцуем. Просто слушаем музыку и выполняем движения.
Музыкальное упражнение 5 "Топ - хлоп" Е. Железновы
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие мышечного напряжения.
Ведущий: Спасибо вам. А теперь давайте вернемся на места. И для каждой пары я приготовила новое задание. Сейчас мы поиграем в игру "Угадай-ка". Сейчас кто из пары подойдет и выберет конвертик, а в конвертике задание. Вам нужно будет показать без слов, с помощью жестов, то, что написано на карточке, а остальные участники должны угадать, что же там написано.
Упражнение 6 "Угадай"
Цель: развитие воображения, умения использовать невербальные средства общения, развитие мелкой и крупной моторики, создавать ситуацию сотрудничества.
Дети и взрослые выбирают карточки с заданиями, и показываю, что на них нарисовано жестами и мимикой. Остальные участники отгадывают.
Ведущий: Какие вы молодцы, из вас получились замечательные актеры. А сейчас посмотрим, какие из вас получаться художники. Давайте поиграем в игру. Называется одна "Двое с фломастером".
Перед вами листок бумаги, и фломастер. Вы, держа один фломастер вдвоем должны нарисовать рисунок, который будет отражать ваше настроение.
Упражнение 7 "Двое с одним фломастером"
Цель: сформировать навыки взаимодействия, развитие коммуникативных навыков и воображения.
Далее идет совместная работа в парах.
Ведущий: Какие вы все молодцы, быстро справились с заданием. На сегодняшнем тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы запомнили об этом дне. Посмотрите, у меня в руках плакат, обычный белый плакат, давайте сейчас оживим его, и на этом плакате все вместе создадим небольшую часть нашего общего дома, нашего детского сада, а именно вашу группу. Для создания вашего коллажа у вас есть картинки, фломастеры, карандаши, вы можете все это использовать.
Далее работа родителей и детей.
Упражнение 8 "Коллаж"
Цель: развитие фантазии, сплоченности коллектива.
Показ коллажа.
Упражнение 9 "Прощание"
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Ведущий: Сегодня мне было очень приятно находиться с вами рядом, давайте возьмем клубочек и каждый, у кого он окажется в руках, расскажет, что ему понравилось и запомнилось больше всего на нашем тренинге. Я хочу поблагодарить вас всех. И на память о сегодняшнем дне, каждому оставить пожелания. У меня в руках есть "Сундучок радости", я хочу, чтоб каждый взял из него пожелание.
До свидания!