Цели:
- Продолжить работу по обучению чтению;
- Закрепить знания уч-ся об изученных буквах;
- Совершенствовать умение слышать звуки [д], [д'], выделять их в речи;
- Формировать умение определять позицию звука в слове;
- Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слова;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям, своим игрушкам.
Оборудование: учебник "Русская азбука", сигнальные карточки, "звуковые линейки", рисунок с изображением магазина, предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Какие задания вы хотели бы выполнять сегодня на уроке? (Ответы детей)
II. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над звуками, с которыми познакомились вчера на уроке, будем учиться читать, играть, отгадывать загадки.
III. Повторение. Работа по "ленте памяти".
- Назовите гласные звуки, которые обозначают твердость согласных.
- Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных.
- Почему согласные расположены в два ряда? (Звонкие и глухие.)
- Какие ещё могут быть согласные? ( Мягкими и твёрдыми.)
- С какими звуками вы вчера познакомились? (Звуки [д], [д']).
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Дд).
- Почему этих букв две? (Заглавная и маленькая).
- Дайте характеристику звукам [д], [д']. (Согласный, звонкий, парный, твердый; согласный, звонкий, мягкий, парный).
IV. Речевая зарядка.
Да-да-да отдыхаем у пруда,
Ду-ду-ду рыбу ловим мы в пруду,
Де-де-де жарим на сковороде,
Ды-ды-ды в мире нет вкусней еды.
Заучивание наизусть.
V. Отгадываем загадки. Работа по "звуковым линейкам".
1.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- Как догадались, что это дерево?
- Почему летом дерево было одетым?
2.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю,
И ушел по лужам в поле. (Дождь)
Как догадались, что это дождь?
3.
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он весь
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
4.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной. (Медведь)
-Почему медведи сосут лапу зимой?
-Какие бывают календари?
В каждом слове отгадке определяется место нахождения звука и показывается на звуковой линейке. На доску вывешиваются картинки с изображением медведя, календаря, дождя, дерева.
VI. Физминутка "Мишки".
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленьким он был,
С погремушками ходил.
Динь-динь-динь
Динь-динь-динь
С погремушками ходил.
VII. Классификация предметов.
На доске картинки с изображением дыни, абрикоса, шара, апельсина.
-Назовите предметы. (Ответы детей)
-Какое слово лишнее? Почему?
-Как назвать одним словом дыню, абрикос, апельсин? (Фрукты)
Закрываются картинки.
-Назовите предметы по порядку как вы их запомнили.
-Назовите первые звуки каждого слова и вы получите имя девочки. (Даша)
-Откройте тетради и сделайте звуковую схему этого слова.
Проверка у доски.
VIII. Сказка про Дашу.
-А сейчас послушайте сказку про девочку Дашу.
-Жила-была девочка Даша. И такая она была непослушная и неряшливая. Игрушки у нее всегда были разбросаны. И однажды девочке приснился сон. Пришла к ней в гости Мальвина. Говорит она Даше: "Сегодня я буду учить тебя бережному отношению к игрушкам. Но для этого ты будешь выполнять все мои задания правильно, а если не выполнишь, то заберу тебя к себе в сказку. А Даша не училась еще в школе, поэтому многого не знает. Поможем Даше?
IX. Игра "Магазин"
Первое задание:
На доске рисунок с изображением детей в магазине. На полках прилавка игрушки аиста, динозавра, медведя и дракона
-Куда пришли дети?
-Что они будут покупать?
-Дети будут выбирать себе игрушку по первому звуку своего имени.
-Первую девочку зовут Аня. Кого выберет она себе? (Аист)
-С какой игрушкой будет дружить Митя? (Медведь)
-А маленькая девочка выбрала себе дракона. Как ее зовут Дана или Дина? (Дана)
-А вот этот мальчик выбрал себе динозавра. Придумайте имя мальчику. (Денис, Дима)
-Молодцы ребята.
-Все дети выбрали себе игрушки. Как они будут обращаться с игрушками?
-Мальвина довольна.
Второе задание.
-К нам на урок приехал "Весёлый паровозик". Он непростой, а волшебный. На его вагонах слоги.
да, до, ду, ды, ди, де.
-Прочитайте эти слоги.
-Дополните слоги до слов.
X. Упражнение на внимание.
-А сейчас выявим самого внимательного из вас. Если я говорю неправильно, то вы хлопаете в ладоши, если правильно - прыгаете на месте.
-Лягушка мяукает, собачка лает, утята мычат, цыплята пищат, поросята хрюкают, хлеб едят, кирпич бьют, колбасу выбрасывают, медведи в цирке танцуют, верблюд без горба.
XI. Работа по учебнику стр.111.
3 задание.
-Прочитаем слова в столбиках.
-Что такое сад? Кто такой садовник?
-Какие это слова?(родственные)
- Чтение текст? Озаглавливание.
- Вопросы после чтения.
Почему Денис покраснел? Что такое стыд? А Даше сейчас стыдно? Почему?
XII. Игра "Теремок".
4 задание
Игра "Теремок". На доску выставляется теремок. Дети выходят к доске и берут по одной букве.
Составляем слово садик из букв: к, и, с, а, д.
-А сейчас это слово мы заселим в теремок.
-Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?
-Это я - звук "с" -согласный, глухой, твёрдый, парный. На письме обозначается буквой С, с.
(Итак, заселяется каждый звук.)
-Как называется место где воспитываются дети до школы?
-Кто воспитывает детей в детском саду?
-Чему учили вас воспитатели?
-Закончите сказку про Дашу.
Дети заканчивают сказку, учат Дашу бережному отношению к игрушкам.
XIII. Итог урока.
-Чем занимались на уроке?
-Что было интересного?
-Что вам особенно понравилось?
-Чему научились на уроке?
-Урок окончен!