Урок обучения грамоте по теме "Звуки [д], [д'], буквы Д, д"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить работу по обучению чтению;
  • Закрепить знания уч-ся об изученных буквах;
  • Совершенствовать умение слышать звуки [д], [д'], выделять их в речи;
  • Формировать умение определять позицию звука в слове;
  • Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слова;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, речь учащихся;
  • Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям, своим игрушкам.

Оборудование: учебник "Русская азбука", сигнальные карточки, "звуковые линейки", рисунок с изображением магазина, предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какие задания вы хотели бы выполнять сегодня на уроке? (Ответы детей)

II. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над звуками, с которыми познакомились вчера на уроке, будем учиться читать, играть, отгадывать загадки.

III. Повторение. Работа по "ленте памяти".

- Назовите гласные звуки, которые обозначают твердость согласных.

- Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных.

- Почему согласные расположены в два ряда? (Звонкие и глухие.)

- Какие ещё могут быть согласные? ( Мягкими и твёрдыми.)

- С какими звуками вы вчера познакомились? (Звуки [д], [д']).

- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Дд).

- Почему этих букв две? (Заглавная и маленькая).

- Дайте характеристику звукам [д], [д']. (Согласный, звонкий, парный, твердый; согласный, звонкий, мягкий, парный).

IV. Речевая зарядка.

Да-да-да отдыхаем у пруда,
Ду-ду-ду рыбу ловим мы в пруду,
Де-де-де жарим на сковороде,
Ды-ды-ды в мире нет вкусней еды.

Заучивание наизусть.

V. Отгадываем загадки. Работа по "звуковым линейкам".

1.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

- Как догадались, что это дерево?

- Почему летом дерево было одетым?

2.

Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю,
И ушел по лужам в поле. (Дождь)

Как догадались, что это дождь?

3.

Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он весь
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

4.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной. (Медведь)

-Почему медведи сосут лапу зимой?

-Какие бывают календари?

В каждом слове отгадке определяется место нахождения звука и показывается на звуковой линейке. На доску вывешиваются картинки с изображением медведя, календаря, дождя, дерева.

VI. Физминутка "Мишки".

Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленьким он был,
С погремушками ходил.
Динь-динь-динь
Динь-динь-динь
С погремушками ходил.

VII. Классификация предметов.

На доске картинки с изображением дыни, абрикоса, шара, апельсина.

-Назовите предметы. (Ответы детей)

-Какое слово лишнее? Почему?

-Как назвать одним словом дыню, абрикос, апельсин? (Фрукты)

Закрываются картинки.

-Назовите предметы по порядку как вы их запомнили.

-Назовите первые звуки каждого слова и вы получите имя девочки. (Даша)

-Откройте тетради и сделайте звуковую схему этого слова.

Проверка у доски.

VIII. Сказка про Дашу.

-А сейчас послушайте сказку про девочку Дашу.

-Жила-была девочка Даша. И такая она была непослушная и неряшливая. Игрушки у нее всегда были разбросаны. И однажды девочке приснился сон. Пришла к ней в гости Мальвина. Говорит она Даше: "Сегодня я буду учить тебя бережному отношению к игрушкам. Но для этого ты будешь выполнять все мои задания правильно, а если не выполнишь, то заберу тебя к себе в сказку. А Даша не училась еще в школе, поэтому многого не знает. Поможем Даше?

IX. Игра "Магазин"

Первое задание:

На доске рисунок с изображением детей в магазине. На полках прилавка игрушки аиста, динозавра, медведя и дракона

-Куда пришли дети?

-Что они будут покупать?

-Дети будут выбирать себе игрушку по первому звуку своего имени.

-Первую девочку зовут Аня. Кого выберет она себе? (Аист)

-С какой игрушкой будет дружить Митя? (Медведь)

-А маленькая девочка выбрала себе дракона. Как ее зовут Дана или Дина? (Дана)

-А вот этот мальчик выбрал себе динозавра. Придумайте имя мальчику. (Денис, Дима)

-Молодцы ребята.

-Все дети выбрали себе игрушки. Как они будут обращаться с игрушками?

-Мальвина довольна.

Второе задание.

-К нам на урок приехал "Весёлый паровозик". Он непростой, а волшебный. На его вагонах слоги.

да, до, ду, ды, ди, де.

-Прочитайте эти слоги.

-Дополните слоги до слов.

X. Упражнение на внимание.

-А сейчас выявим самого внимательного из вас. Если я говорю неправильно, то вы хлопаете в ладоши, если правильно - прыгаете на месте.

-Лягушка мяукает, собачка лает, утята мычат, цыплята пищат, поросята хрюкают, хлеб едят, кирпич бьют, колбасу выбрасывают, медведи в цирке танцуют, верблюд без горба.

XI. Работа по учебнику стр.111.

3 задание.

-Прочитаем слова в столбиках.

-Что такое сад? Кто такой садовник?

-Какие это слова?(родственные)

- Чтение текст? Озаглавливание.

- Вопросы после чтения.

Почему Денис покраснел? Что такое стыд? А Даше сейчас стыдно? Почему?

XII. Игра "Теремок".

4 задание

Игра "Теремок". На доску выставляется теремок. Дети выходят к доске и берут по одной букве.

Составляем слово садик из букв: к, и, с, а, д.

-А сейчас это слово мы заселим в теремок.

-Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?

-Это я - звук "с" -согласный, глухой, твёрдый, парный. На письме обозначается буквой С, с.

(Итак, заселяется каждый звук.)

-Как называется место где воспитываются дети до школы?

-Кто воспитывает детей в детском саду?

-Чему учили вас воспитатели?

-Закончите сказку про Дашу.

Дети заканчивают сказку, учат Дашу бережному отношению к игрушкам.

XIII. Итог урока.

-Чем занимались на уроке?

-Что было интересного?

-Что вам особенно понравилось?

-Чему научились на уроке?

-Урок окончен!