Современные подходы в работе с родителями по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дошкольников здоровьесберегающего двигательного поведения - важная задача совместной работы детского сада и семьи.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству.

Воспитать ребенка здоровым - это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Компоненты здорового образа жизни:

- рациональный режим;

- систематические физкультурные занятия;

- закаливание;

- правильное питание;

- благоприятная психологическая обстановка в семье - хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

Успешное решение задач физического воспитания требует объединения усилий педагогов дошкольных учреждений и семьи. Систему этого взаимодействия устанавливают педагоги ДОУ, они реализуют содержание формирования здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего поведения дошкольников, выбирают подходящие формы организации взаимной работы детского сада и семьи [1].

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ - В ТВОИХ РУКАХ!

Игра - практикум для родителей

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизни; подвести к осознанию, что заботиться о своем организме может и должен каждый; показать пути поддержания и укрепления здоровья.

Оборудование: плакат "Дерево решений", карточки выбора (№1, №2, №3), рисунок "Здоровые дети", "кирпичики" для построения "Дома здоровья", тексты о неграмотном поведении детей, "шифровка" и "ключ" к ней, карточки для составления " меню", кроссворд, цветные наклейки для самооценки, бейджики, цветные флажки для сигнализации готовности ответов, музыкальное оформление.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о здоровом образе жизни. Каждый из нас понимает эту фразу по - своему и по - разному к этому относится. Что такое здоровье? Здоровье - это счастье! Когда ты здоров, ты улыбаешься, хочешь прыгать, играть, учиться. Это веселая жизнь! Ты смело думаешь о будущем. Ты чувствуешь радость, и тебе хочется, чтобы всем было хорошо. Тебе хочется всех любить, делать добрые дела.

Здоровье - это красота! Это - чистота. Это, когда ты веселый и на тебя приятно смотреть. Это - когда ты, как волшебник все можешь. Это - когда ты стройный, подтянутый. Нужно хотеть и уметь заботиться о своем здоровье. Жизнь - это движение! Здоровье - это движение![2]

Тестирование для родителей "Все ли в норме?"

Выносливость - Прыжки.

Перед началом упражнения необходимо измерить пульс (количество ударов в минуту). Пружинисто подпрыгивайте в течение трех минут, имитируя прыжки через скакалку. Если хотите, можете при этом поднимать руки вверх. Через три минуты вновь измерьте пульс и подсчитайте, насколько он участился. Пульс участился менее чем на 40 ударов - хорошо; не более, чем на 50 ударов - приемлемо; более, чем на 50 ударов - плохо.

Гибкость - наклоны.

Встаньте прямо, ноги не сгибайте. Наклонитесь вперед, сделайте выдох и положите ладони на пол. Не напрягайтесь. Продержитесь в этом положении столько времени, сколько сможете. Если вы задержали ладони на полу 10 сек. - хорошо; 5 сек. - приемлемо; только дотронулись пальцами - плохо.

Руки за спину. Попробуйте соединить руки за спиной: одну руку через плечо закиньте назад ладонью к спине, а другую положите на спину ладонью наружу. Насколько возможно, надвиньте одну руку на другую. Одна ладонь прикрывает другую - хорошо; кончики пальцев прикрывают друг друга - приемлемо; руки не сходятся - плохо.

В порядке ли ваше сердце?

В течение 1,5минут сделать 20 наклонов вперед - выдох при наклоне, вдох - выпрямиться. Проверить пульс до начала упражнения - П1, и после окончания - П2, и через минуту П3. Подсчитайте общую сумму ударов минус 200 и разделите на 10

(П1+П2+П3) - 200) :10

Результат:

  • От 0 до 3 - сердце прекрасно;
  • От 3 до 6 - в хорошем;
  • От 6 до 9 - в среднем;
  • От 9 до 12 - в посредственном;
  • Больше 12 - к врачу.

Подводится итог тестирования.

Давайте в начале нашей игры определим свое отношение к своему здоровью, своему образу жизни. А сделаем мы это при помощи цветных наклеек.

Инструкция:

  • Ж.- я веду здоровый образ жизни;
  • З.- я стараюсь, но не всегда получается;
  • Г.- я не обращаю внимания на свое здоровье.

Выберите наклейку нужного цвета и прикрепите к фигурке, которая есть у ваших помощников.

Ведущий: Вот так выглядит ваше отношение к своему здоровью. Очень хорошо, что мы смогли оценить его, задумались о том, что очень важно для каждого современного человека.

Перед нами встает вопрос: кто поможет сохранить здоровье? Существует несколько путей решения этой проблемы:

  • Вопросы о здоровье можно решать только с медицинским работником.
  • О здоровье заботиться не надо, организм сам справится.
  • Мы сами должны приложить к этому усилия.

Предлагаю вам принять решение, взвесив все положительные и отрицательные последствия выбора. (Участники игры делают выбор)

Мы с вами сегодня попробуем разобраться, что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья.

Строим "Дом здоровья"!

Все неприятности, которые сваливаются на человека, похожи на снежный ком, проливной дождь, от которого трудно спрятаться. А где можно спрятаться от дождя и снега? Давайте мы с вами построим сегодня воображаемый "Дом здоровья", то есть наметим пути, которые помогут нам и нашим детям избежать многих неприятностей жизни.

1. Фундамент.

- Мы с вами, сделав выбор, что каждый должен заботиться о своем здоровье, уже сделали большой шаг к его сохранению. И мы можем начать "строительство". Ведь основой всего, фундаментом является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни.

Прикрепляем наше сознание.

2. Зарядка.

- Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? Предлагаю всем встать и сделать небольшую разминку.

Очень хорошо у вас получилось. Ни для кого не секрет, что очень трудно заставить себя по утрам делать зарядку. А такие упражнения помогут сделать не физическую разминку, но и зарядиться хорошим настроением.

- А какие еще виды деятельности человека, связанные с движением, помогут сохранить здоровье нам и нашим детям?

Прикрепляем "кирпичики".

ЗАРЯДКА, СПОРТ АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Посмотрите внимательно на первый ряд кирпичиков. Они все связаны с движением.

3. Правила гигиены.

- Вы, конечно, слышали такую фразу "неграмотный человек"? Это не только тот, кто не умеет читать и писать, но и тот, кто не знает правил здорового образа жизни. Послушайте ситуации и оцените их.

(читают, обсуждают, объясняют свое решение)

Детские ситуации:

- Сеня считал, что в жизни столько всего интересного и столько надо успеть, что ему просто некогда было искупаться, умыться, почистить и погладить одежду. Вымыть обувь. Ел он на ходу, забывая помыть руки, а часто и фрукты.

- Коля очень любил читать. Он читал много и везде: во время езды, в транспорте, во время еды. А еще очень любил громкую музыку и часто не снимал наушники плеера по нескольку часов.

- Аня любила конфеты, но боялась зубных врачей. После еды она забывала не только почистить зубы. Но и прополоскать рот. Постепенно на деснах появился налет. В зубах появились маленькие дырочки, которые становились больше. А цвет зубов изменился - стал темным. Но Аня считала, что зубы покрасили конфеты.

(за ответ участники получают "кирпичики")

СОБДЮДЕНИЕ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ,
ОПРЯТНОСТЬ
ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ,
СЛУХА, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА
СЛЕДИТЬ ЗА ЗУБАМИ,
ВОВРЕМЯ ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ

4. Окно.

- В каждом доме должно быть окно. Зачем? Чтобы построить окно в нашем доме, необходимо расшифровать слово, которое обозначает важный элемент здорового образа жизни.

18 6 8 10 14
         

("ключом" к выполнению задания является алфавит, в котором пронумерованы буквы)

А Б В Г Д Е Е Ж З И Й К Л
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я            
27 28 29 30 31 32 33            

5. Меню.

Основными режимными моментами являются завтрак, обед, и ужин. Попробуем составить меню на один день. У меня в конверте наборы слов с названиями блюд. Выберите те блюда, которые считаете нужными. Прикрепите их к карточке "Меню".

Участники игры выбирают конвертики "завтрак", "обед", "ужин". Из них отбирают те полоски со словами, которые им подходят для выполнения задания. Прикрепляют их к бланкам "Меню". За выполнение задания получают "кирпичики".

ФРУКТЫ, ОВОЩИ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ, КРУПЫ МЯСО, РЫБА

Третий ряд "кирпичиков" составляет сбалансированное питание.

6. Крыша.

- Но наш дом еще не завершен. Ему не хватает крыши. А построить крышу мы сможем, решив кроссворд.

Задания кроссворда:

1.Солнце,: и вода - наши лучшие друзья (воздух)

2. В здоровом теле - здоровый :(дух)

3. Где здоровье - там и :(красота)

4. Держи голову в холоде, : - в голоде, а ноги - в тепле (живот)

5. : - мать здоровья (умеренность)

6. : - половина здоровья (чистота)

7. Быстрого и ловкого : не догонит (болезнь)

8. Береги платье снову, а : смолоду (здоровье)

9. Чистая : - для хвори беда (вода)

10. Лук семь недугов лечит, а : семь недугов изводит (чеснок)

11. Баня здоровит, . . . веселит (разговор)

Итог.

Итак мы с вами построили "Дом здоровья", т.е. наметили пути сохранения здоровья. В начале игры мы сделали вывод о том, что заботиться о здоровье должен каждый человек и доказали, что вы знаете пути его сохранения, многое умеете для этого делать. Главное - захотеть быть здоровым!

Самооценка.

Итак, что же вы выберите? По какому пути пойдете:

- К здоровому образу жизни.

- Другой путь.

Это решать каждому из вас.

Я очень хочу, чтобы вы еще раз задумались о своем отношении к своему здоровью.

Инструкция.

  • Ж. - Я буду стараться вести здоровый образ жизни.
  • З. - Я не уверен в своем выборе.
  • Г. - Я так же равнодушен к своему здоровью.

Участники делают выбор, помощники вывешивают бланки с самооценкой до и после игры. Ведущий делает анализ самооценки.

- Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Я уверена, что каждый из вас хочет, чтобы наши дети были здоровыми, сильными и счастливыми. Верю, что все у вас получится! Надеюсь, что здоровый образ жизни войдет у вас и ваших детей в привычку и не будет вызывать сложностей. А каждый день надо начинать с улыбки, тогда он будет как праздник![3]

ДОМ ЗДОРОВЬЯ

 

Литература.

1. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Изд-во ВАКО. 2010.

2. Л. В. Баль, В. В. Ветрова. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000,

3. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сос. Т.Н. Захарова и др. - Волгоград: Учитель. 2007.