Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетентностей школьников

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Руководство учебным проектом


Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Наиболее успешно компетентностный подход реализуется в технологии проектной деятельности. Именно в ней заложены условия для успешного овладения надпредметными умениями и навыками, формирования активной инициативной думающей личности. В современных условиях реализация любого проекта немыслима без использования информационно – коммуникационных технологий, дающих возможность моделирования ситуаций, многовариантность выбора.

Суть компетентностного подхода представляется как усиление практической направленности, которое заключается в специально организованной деятельности, создании ситуации выбора, стимулировании творчества. Это условия развития компетентностей.

Мой педагогический опыт позволил сделать вывод о целесообразности применения проектной деятельности учащихся для формирования у них ключевых компетентностей. Поэтому возникла необходимость внести изменения в традиционный урок, а именно, включить специально организованную деятельность учащихся, которая предусматривает формирующуюся оценку и компетентностно-ориентированные задания. Результатом становится учебный проект, который в свою очередь позволяет учащимся выбрать свой образовательный маршрут.

Учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию, представлению результатов, презентации в различных формах, поиску и отбору актуальной информации, практическому применению школьных знаний, выбору, освоению и использованию подходящей технологии, проведению исследования. Для обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально, в паре или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эффективность проекта повышается с использованием информационных технологий.

У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых осязаемый результат творческой деятельности учащихся.

Проект формирует и развивает такие умения учащихся, как формулирование цели предстоящей работы, умение анализировать, выбирать виды практической деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Все это, безусловно, развивает творческие способности личности ребенка. Но главное, что отличает проект - это то, что в ходе его реализации нет "отдыхающих", "проигравших". Изначально условия задаются так, что каждый ученик переживает ситуацию успеха, каждый становится активным участником общего дела. Преимущества проектной деятельности учащихся неоспоримы, т.к.она позволяет:

  • сформировать ключевые компетентности,
  • повысить уверенность ребенка в своих способностях,
  • развивать критическое мышление, оценочные умения, коммуникабельность, сотрудничество,
  • организовать исследовательскую деятельность.

Именно поэтому в течение пяти последних лет работы на своих уроках я внедряю проектную деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В основе технологии проектного обучения - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Познакомившись с проектной методикой, учащиеся сформулировали для себя требования к проекту, которые назвали “Правила шести "П". Шесть “П” - это проблема -проектирование - поиск информации – продукт – презентация - портфолио.

  • 1П - наличие социально значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической),
  • 2П - планирование действий по разрешению проблемы (проектирование проекта, определение вида продукта и формы презентации),
  • 3П - исследовательская деятельность учащихся, поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы,
  • 4П - продукт - это результат работы над проектом, выход проекта, это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы,
  • 5П - представление (презентация) подготовленного продукта,
  • 6П - портфолио - это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчеты и др.

Используя проектную технологию, учитываю возрастные особенности учащихся и их учебные возможности, т.е. дифференцированно подхожу к выбору проекта в основной и старшей школе. По доминирующей деятельности учащихся в основной школе это чаще всего творческие или ролевые проекты, а в старшей - исследовательские, информационные или практико-ориентированные. По продолжительности в основной школе – минипроекты или краткосрочные, а в старшей - годичные. По количеству участников в основной школе-групповые, в старшей-парные или персональные. По форме продукта – газета, словарь, инсценировка, мультимедийный продукт в основной школе, буклет, журнал, памятка, страницы электронного учебника в старшей школе.

Возрастные особенности обучающихся необходимо учитывать не столько при выборе вида проекта, сколько при формулировании компетентностно-ориентированного задания. Его отличает возможность выполнения без предварительного объяснения учителя и необходимость в дополнительной информации, самостоятельно полученной из других источников. Так появляются в старших классах исследовательские проекты, создаются тестовые задания, страницы электронного учебника, памятки, алгоритмы (см. приложение 1).

Задания не самоцель. Важным является осознание ребенком своего уровня компетентности. Для этого выстроена мониторинговая модель оценки уровня сформированности ключевых компетентностей. Она базируется на матрице для оценивания сформированности ключевых компетентностей, а на ее основе оформляется диагностическая карта класса (см. приложение 2). Источниками диагностических данных являются педагогическое наблюдение, самооценка, основанная на известных критериях, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности. Исходя из данных диагностики, определяется индивидуальный маршрут проектной деятельности ребенка.

Моя деятельность как учителя в условиях модернизации системы образования и внедрения метода проектов в нашем частном случае включает следующие позиции:

  • определение темы, целей проектной деятельности на уроке, выработка критериев оценивания проекта,
  • отбор средств обучения, содержания образования в соответствии с целями образования,
  • анализ и выбор учебных предметных программ и корректировка тематического планирования,
  • пересмотр форм организации учебного процесса и перевод их в личностно-ориентированную плоскость,
  • определение роли и места при изучении темы компонента целеполагания и рефлексии,
  • организация труда учителя по планированию проектной деятельности на уроке,
  • осуществление педагогической диагностики с целью выявления эффективности,
  • корректировка и составление перспективной программы по развитию умений проектирования.

Я остановлюсь на некоторых из перечисленных видах деятельности.

Организация труда учителя по планированию проектной деятельности на уроке является важнейшим условием. Только правильно планируемый процесс может дать положительный результат. Весь процесс планирования должен опираться на уровень учебных возможностей учащихся. Так, учащимся со средними учебными возможностями предлагается план проекта для того, чтобы снизить уровень тревожности, гарантируется положительная отметка.

Роль учителя в ходе руководства проектом - энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, координатор, эксперт.

Педагогическая диагностика с целью выявления эффективности проектной деятельности учащихся осуществляется путем заполнения учетного листа, где экспертная комиссия выставляет оценки по следующим параметрам:

  • степень осмысления материала;
  • оригинальность идеи и способ решения проблемы;
  • уровень владения компьютерными программами;
  • включенность каждого в групповую работу;
  • уровень организации и проведения защиты проекта.

Подобная модель очень проста для оценки и дает широкий материал для диагностики учителя, позволяет выявить пробелы в организации проектирования и позволяет провести корректировку. К тому же она очень наглядна. Подобные учетные листы могут собираться в папку и давать простор для анализа.

Коррекция и составление перспективной программы по развитию умений проектирования. И все же когда проект реализован на данном временном этапе, следует ставить перспективные цели. После анализа реализации проекта следует провести корректировку и составить перспективную программу развития следующих компетентностей:

  • умение ставить цель,
  • умение планировать деятельность,
  • умение выбирать виды деятельности,
  • умение осуществлять презентацию проекта и др.

Причем, эти умения могут отрабатываться не только в ходе реализации проектной деятельности, но и при других формах работы. Но вполне рационально, что степень их сформированности может как раз отслеживаться при работе с проектами.

Технология, применяемая мною при организации проектной деятельности уч-ся на уроках русского языка и литературы, разработана на основе рекомендаций Е.С. Полат и заключается в следующем:

1. Установочное занятие, на котором ставятся цели, задачи проектных работ, определяется основной замысел, дается примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

2. Рекомендации будущим авторам по выбору темы, формулирование требований к проекту, сроки его выполнения, графики консультаций.

3. Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов.

4. Формирование проектных групп. На этом этапе используется анкета, в которой учащиеся отвечают на такие вопросы:

На уроке тебе нравится работать:

*индивидуально,

*в паре,

*в группе?

Новые сведения ты предпочитаешь:

*получать от учителя,

*находить самостоятельно в разных источниках,

*слышать из уст твоих одноклассников?

Нравится ли тебе выполнять проект по какой-либо учебной теме? Почему?

Какую форму проекта ты бы выбрал? Почему?

5. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

6. Поисковый этап.

7. Промежуточные отчеты учащихся.

8. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

9. Оформление результатов.

10. Подготовка к публичной защите проектов.

11. Формирование групп рецензентов, оппонентов (привлекаются старшеклассники, учащиеся другого класса параллели, а также те учащиеся класса, которые по каким-либо причинам не участвовали в конкретном проекте).

12. Публичная защита проектов (презентация).

13. Подведение итогов. Анализ выполненной работы.

14. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Использование технология проектного обучения на уроках облегчает внеурочную работу над годичными проектами. Такими проектами стала работа "Как мы говорим... Наблюдения за детской речью", которую дети защитили на школьной научно-практической конференции и заняли 1 место. В качестве годичного проекта стала презентация работы "Диалектизмы - наши друзья или враги?", а также выступление на школьной и городской научно-практических конференциях по теме "Родная речь родного края (наблюдения за диалектными словами жителей микрорайона школы №67)". Презентация

На уроках русского языка в 6 классе появились первые буклеты, презентации частей речи, где обязательной составляющей было творческое задание (ребус, загадка, кроссворд) для своих одноклассников.

В 7 классе годичным проектом стала работа по теме "Ассоциативный эксперимент как способ изучения речи подростков", в результате которой был составлен словарь подростков школы №67. Авторы проекта стали победителями городской и региональной научно-практической конференций учащихся. Постоянными стали индивидуальные, групповые мини-проекты и краткосрочные проекты как на уроках-зачетах обобщения и систематизации знаний, так и на уроках формирования новых знаний, когда учащиеся в форме проекта представляют блочное восприятие материала. Таким был первый урок по теме “Деепричастие” в 7 классе (см. приложение 3).

Использование технологии проектного обучения в течение 3-х лет в одном классе дало положительные результаты (см. приложение 4). Как показывает диагностика, у 42% обучающихся уровень сформированности ключевых компетентностей на оптимальном и высоком уровнях. Около 20% учащихся имеют минимальный уровень сформированности компетенций в силу низких учебных возможностей. Считаю, что к окончанию основной школы обучающиеся полностью овладеют ключевыми компетенциями в ходе проектной деятельности на оптимальном уровне.

Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. При условии   сформированности  ключевых   компетенций, выпускнику обеспечена   успешная социализация личности и профессионального самоопределения.

Сегодня педагогическое сообщество бурно обсуждает варианты методологических подходов к образовательному процессу. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Так, например, компетентностный подход критикуется за неоднозначность значений базовых понятий, нечеткость выделенных компетенций и многовариативность толкования их содержания, за неразработанность диагностического инструментария. Моя педагогическая практика показывает, что данный подход обладает большим положительным потенциалом, а его недостатки под силу преодолеть увлеченному своим делом, целеустремленному педагогу.