"Внешность". Занятие для старшеклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


В обществе, где не прививают здоровый образ жизни. а только лечат больных, всегда будет нехватка врачей. В культуре, где душой человека занимаются только тогда, когда она болит, всегда будет нехватка психотерапевтов и инспекторов по делам несовершеннолетних. Полагаться в решении этой проблемы на семью недостаточно. Ученые утверждают, что психология необходима и как предмет общего образования. Г.И.Челпанов задавал резонный вопрос: “Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений и животных, то отчего же в такой мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, темперамент и т.д. не столь же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений.?” А между тем дети имеют слабое представление о содержании внутреннего мира. Все знают, что физическая травма опасна и что надо учить как избегать травм и как оказывать первую помощь. Никому не приходит в голову сказать человеку сломавшему ногу: “Что ты раскис! Прекрати ныть!” А ведь душевные раны могут быть еще болезненнее. Подрастающему человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят как этому научиться. Интерес к самопознанию превышает его возможности познать себя, так как он не располагает сведениями о психологических особенностях человека.

Учебный курс клуба “Школа жизни” имеет практическую и прикладную направленность - с одной стороны, овладение психологическими знаниями способствует личностному росту, а с другой – достигается конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у растущего человека проблем.

Главная цель преподавания психологии в данном курсе определяется отношением к учению, как к совместно создаваемому и переживаемому опыту.

Центральная задача курса – помочь старшекласснику стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и как следствие целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках здоровье сберегающих технологий.

Предлагаю сценарий одного из занятий клуба:

  • тема: “Внешность”;
  • цель: содействие личностному росту и саморазвитию;
  • задачи: развитие адекватного восприятия недостатков и достоинств своей личности.

Создание условий для объективной оценки учащимися своей внешности.

  • время: 2 занятия по 45 минут;
  • участники: учащиеся клуба “Школа жизни”;
  • сценарий занятия (в виде таблицы);
  • автор: Ткаченко Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования.

 

Этап занятия Время Задачи на каждом этапе Методы (упражнения, игры) Комментарии Вопросы для обсуждения
I 5 мин. Создание условий для объективной оценки учащимися своей внешности Игра “Встаньте кто…”

Ведущий предлагает: “Встаньте те кто …” и называет какое-то качество. Те, кто может отнести к себе это качество, встает и хором говорят: “Желаем всем хорошего настроения!” последнее предложение: “Встаньте те, кто считает себя красивым!”

Психогимнастика. Эта игра имеет цель мотивировать участников на дальнейшую работу, через создание соответствующего эмоционального настроения. 1. Что такое красота?

2. Кого принято считать красивым?

II 25 мин. 1. Создание условий для осознания участниками собственных стереотипов “идеальной внешности”

2. Создание условий для осознания участниками относительности эталонов красоты.

Группа делится на группу мальчиков и группу девочек. Подгруппы получают задание: “Опишите внешне идеальных юношу и девушку” Если возникают разногласия можно описать разные эталоны красоты.

Результаты фиксируются на доске, разделив на 4 части:

- девочки об идеальной девушке

- мальчики об идеальной девушке

- девочки об идеальном юноше

- мальчики об идеальном юноше

Описания обсуждаются

Притча о красоте (в приложении)

В ходе групповой рефлексии уч-ся развивают умение воспринимать, понимать, оценивать других, самих себя, свою группу. В ходе обсуждения уч-ки делают вывод, что единых эталонов красоты нет. Главное – это то, как человек относится к себе сам. Недостатки внешности можно скрыть или превратить в “изюминку”

В качестве иллюстрации

1. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на занятии?

2. Что вы знаете об эталонах красоты в других странах?

III 15 мин. Развитие адекватного восприятия недостатков и достоинств своей внешности Упражнение “Недостатки внешности и ее достоинства”.

В тетрадях предлагается записать несколько недостатков своей внешности и найти способ превратить их в достоинства или скрыть. Затем написать достоинства своей внешности – хотя бы на одно больше, чем перечисленных недостатков.

Метод концентрации присутствия. Метод групповой рефлексии.

Метод символического самовыражения. Это упражнение даст возможность для свободного самоописания и сосредоточения на своих ощущениях. В ходе обсуждения выяснили что недостатки в себе видеть проще, чем достоинства, а это мешает нравиться себе и другим. Полезно думать о достоинствах своей внешности. 1. Что было легче найти в собственной внешности достоинства или недостатки?

2. Трудно или легко превратить недостатки в достоинства?

3. Знаете ли вы способы скрыть недостатки внешности

IV 15 мин. 1. Создание условий для проявления индивидуальной творческой активности

2. Разрядка негативных чувств, связанных у участников с переживаниями недостатков своей внешности

Упражнение “Кривое зеркало”.

На отдельных листочках ученикам предлагается нарисовать свое изображение в кривом зеркале в полный рост.

При их обсуждении, если не нашлись смелые показать свой рисунок, то обсуждаются рисунки учеников других групп.

В ходе обсуждения выясняется, что на рисунках, как правило, особенно искажаются те элементы внешности, которые человека больше всего не устраивают.

Реализуя метод символического самовыражения используем материал этого упражнения, который оказался наиболее тесно связан с содержанием внутреннего мира подлежащего преобразованием, в щелях саморазвития.

Это упражнение так же реализует метод групповой рефлексии

 
V 20 мин. 1. Поиск ресурсов самопринятия с помощью анализа ребятами своих достоинств.

2. Развитие положительного самоотношения.

Упражнение “Стул хвастовства”.

Участники в общем круге. Один из стульев стоит ближе к центру. Предлагается сесть на этот стул любому желающему и похвастаться любым достижением в своей жизни. Достижение, в глазах других может выглядеть малозначимым, но для участника оно является важным.

Это упражнение подчеркивает уникальность т значимость каждого участника. Данная игра оказывает эмоциональную поддержку робким и застенчивым участникам и служит средством повышения уверенности в себе Метод обмена опытом. 1. Много ли хорошего ты вспомнил про себя?

2. Почему так важно, говорить хорошее о самом себе?

3. Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом?

VI 10 мин. 1. Создание условий для рефлексии учащимся своих достоинств. Обратная связь “Волшебный карандаш”.

Участники сидят в кругу. Предлагается пустить по кругу карандаш. У кого он в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось что получилось а что нет.

Упражнение настраивает на самоанализ своих переживаний и мыслей рекомендуются методы:

Групповой рефлексии и метод концентрации присутствия.

1. Что принес это день?

2. Что вы узнали нового?

Какие выводы сделали для себя?

Литература

  1. Козлов Н.И., Устинов Д.Ю. Практическая психология на каждый день. Москва, 1998 г.
  2. Козлов Н.И., Прутченков А. С. Школа делового успеха. Москва, 2001 г.
  3. Свергун О. Психология успеха или как стать хозяином своей жизни. Москва, 2000 г.
  4. Вагин И.О. Психология зла. Санкт-Петербург, 2001 г.
  5. Григорьева Т.Г., Линская О., Кольцева Е., Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1998 г.
  6. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения М.; Смысл 1996 г.
  7. Козлов Н.И. “Синтон-программа”, Москва.1991 г.
  8. “Азбука общения”, издат. Санкт-Петербургского Российского педагогического университета
  9. Забродин Ю.М., Попова М.В. “Психология, как учебный предмет в школе”, М. 2001 г.
  10. И.Вачков. “Приключения во внутреннем мире” – “Школьный психолог”, Изд. “Первое сентября”.

Приложение 1