Сила тока. Единицы измерения. Амперметры

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с понятием "сила тока", ввести единицу силы тока на основе опыта по взаимодействию проводников с током, формировать умение рассчитывать силу тока, анализировать, сравнивать, обобщать результаты эксперимента.
  2. Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение выделять главное, делать выводы. Развивать познавательную и информационно-коммуникативную компетенции.
  3. Воспитательные: формировать интерес к изучению физики.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Подготовка к восприятию новой темы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Фронтальный эксперимент.
  5. Знакомство и изучение измерительного прибора.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Тестирование по материалу урока
  8. Итоги урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявляется тема урока "Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр".

2. Фронтальный опрос, подготовка к восприятию новой темы.

1) Что называется электрическим током?

2) Что называется током в металлах?

3) Какие электроны называются свободными?

4) Почему, когда мы нажимаем на выключатель, свет практически мгновенно появляется в комнате, хотя скорость направленного движения электронов мала?

5) Направление движения каких частиц принято за направление тока?

6) По каким действиям можно обнаружить электрический ток?

7) Верно ли высказывание? "Электрический ток может быть слабым и сильным".

Демонстрация опыта: металлический чайник ( железный или медный) и алюминиевый сосуд от калориметра соединяем проводниками с гальванометром. В чайник налит чай, в котором растворено немного поваренной соли. Переливая чай, наблюдается возникновение тока.

Изменяя длину и толщину струи, отмечаем изменение силы тока.

3. Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается презентация урока на тему "Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр". Даётся структурная схема для изучения данной темы. При объяснении материала учащиеся делают записи в тетрадях для заучивания дома.

Слайд 2.Обсуждается явление: при замыкании цепей лампы загораются, но одна горит ярче другой. Интересно, почему? Учащиеся высказывают своё мнение.

Слайд 3. Выдвигается гипотеза, что действия электрического тока могут проявляться в разной степени. Обсуждение вопроса: почему это происходит?

Слайд 4. Ребятам представляется научный факт. Для этого рассматривается опыт: на электроде откладывается медь и в зависимости от времени прохождения тока можно судить об абсолютном значении заряда, прошедшего через раствор. Учащиеся обсуждают зависимость электрического тока от времени и от величины заряда.

Слайд 5. Далее вводятся физические величины и формула силы тока. Учащиеся разбирают математическую зависимость величин, учатся находить их.

Слайд 6. Вводится единица измерения силы тока через взаимодействие проводников с током. Даём определение ампера , кратных и дольных единиц.

Слайд 7. Демонстрируем портрет Андре Мари Ампера. Ученик, подготовивший выступление, рассказывает краткую биографию учёного.

Слайд 8. На основе единицы силы тока вводим единицу измерения электрического заряда.

4. Фронтальный эксперимент.

Слайд 9. Учащимся предлагается самостоятельно провести эксперимент. Работа выполняется по 2 вариантам:

1 вариант: Соберите электрическую цепь из источника тока, ключа, электрической лампы и соединительных проводов. Замкните цепь, обратив внимание на яркость свечения лампы. Затем соедините последовательно два источника тока и вновь замкните цепь. Изменилась ли яркость свечения? Почему?

2 вариант: Соберите электрическую цепь из источника тока, ключа, спирали и соединительных проводов .Замкните цепь на 0,5 - 1 мин., затем разомкните и прикоснитесь рукой к спирали. Замените гальванический элемент батарей элементов и повторите опыт. Изменилась ли температура спирали? Почему?

Ученики записывают результаты опыта и выводы в тетрадь. За эту работу выставляется оценка.

5. Знакомство и изучение измерительного прибора.

Слайд 10. Можно ли измерить силу тока? Учащимся демонстрируется прибор для измерения силы тока, объясняем устройство и принцип работы, в параграфе 38 (учебник "Физика 8, под редакцией А.В.Пёрышкина) учащиеся читают правила включения амперметра в цепь.

6. Закрепление нового материала.

Слайды 11-12. Предлагаем учащимся решить задачи на закрепление изученных формул и единиц измерения. После выполнения можно проверить правильность решения, для всех задач на слайде даны ответы. Для более сильных учеников предусматриваются карточки с дополнительными задачами (раздаточный материал):

а) Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдёт через паяльник за 2 мин?

б) Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?

в) При включении лампы накаливания в электрическую цепь через её нить за 0,5 мин проходит 9 Кл электричества, а после того как накал достигнет максимальной величины - 12 Кл за 1 мин. Как изменяется сила тока в лампе? Каким образом можно объяснить это явление?

Слайд 13. Опасно ли электричество? Задаём этот вопрос ученикам и объясняем электрический ток, какой силы опасен для жизни. Приводим примеры бытовых приборов и их номинальную силу тока, сравниваем с опасным значением. Техника безопасности.

7. Тестирование по материалу урока.

(тестирование проводится с помощью раздаточного материала)

1. Величина силы тока зависит от значения электрического заряда:

А. прямо пропорционально;

Б. обратно пропорционально;

В. не зависит;

2. Формула для вычисления силы тока имеет вид:

А.

Б.

В.

3. Электрический заряд равен:

А. отношению силы тока ко времени;

Б. отношению времени к силе тока;

В. произведению силы тока на время;

4. Чтобы измерить силу тока, в электрическую цепь включают:

А. вольтметр;

Б. амперметр;

В. гальванометр;

5. Прибор для измерения силы тока включают в цепь:

А. параллельно;

Б. не имеет значения;

В. последовательно;

6. Сила тока в 500 мА это:

А. 0,5 А;

Б. 0,05 А;

В. 0,005 А;

7. Сила тока, безопасная для жизни человека, имеет значение:

А. до 10 мА;

Б. до 1 мА;

В. до 100 мА;

8. Итоги урока.

Слайд 13. Подводятся итоги урока, выставляются оценки, задаём домашнее задание.