Цель: познакомиться с составом, классификацией и представителями кислот, научиться определять степень окисления элементов и заряды ионов кислот, развивать навыки экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, работать самостоятельно.
Оборудование:
- на демонстрационном столе: растворы азотной, серной, соляной кислот;
- на столах учащихся: пробирки с индикаторами, раствор серной кислоты, драже аскорбиновой кислоты.
УЭ – 3 Слово учителя.
Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг пламенного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн тонн азотной кислоты.
Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый “букет” кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив или вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из незрелых плодов.
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. “Химическое оружие” широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.
Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. “Много дел” и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают.
У вас на столе лежат драже аскорбиновой кислоты. Попробуйте их на вкус. Именно вкус кислот дал им название. Но можно ли определить все кислоты по вкусу? Для этого существуют специальные вещества – указатели.
Обязательная литература: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.– 9-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2005.
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий | ||||||
УЭ-0 | Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать состав, названия, классификацию и представителей кислот; уметь определять степень окисления элементов и заряды ионов кислот; развивать навыки экспериментировать, наблюдать, делать выводы, работать самостоятельно. | Внимательно прочитайте цель урока. | ||||||
УЭ-1 | Подготовка к работе. 1. Выполните задание. Соотнесите:
2. Правильность выполнения задания проверьте в конце урока после изучения нового материала (УЭ-5). |
Работайте в тетради, самостоятельно. | ||||||
УЭ-2 | Цель: ознакомиться с составом, названиями и
классификацией кислот. Внимательно посмотрите на формулы кислот. Что в них общего? HNO3 – азотная кислота 2. Обсудите свои выводы с соседом по парте. 3. Запишите в тетрадь 4. Попробуйте сформулировать определение кислот: 5. Разделите вышеперечисленные кислоты на группы
|
Самостоятельно.
Пользуйтесь текстом на с. 71. Самостоятельно, в тетради. Закончите схемы.
Работайте парами. |
||||||
УЭ-3 | Цель: ознакомиться с представителями кислот;
сформировать умение проводить, наблюдать, анализировать опыты, делать
выводы. 1.Внимательно слушайте рассказ учителя.
|
Работайте парами.
|
||||||
УЭ-4 | Цель: научиться определять степень окисления и
заряды ионов кислот; продолжить знакомство со сложными ионами на примере
ионов кислотных остатков кислородных кислот.
|
Самостоятельно. |
||||||
УЭ-5 | Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цель урока.
Что из запланированного вы не усвоили?
4. Проверьте свои ответы по ключу. 5. Выставьте свою оценку в тетрадь. 6. Выберите домашнее задание.
Творческие задания:
|
Индивидуально. Вместе с классом. Самостоятельно, в тетради.
Ключ у учителя. Ваша оценка соответствует количеству правильных ответов
По желанию. |
Литература:
- Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – с. 64–66, с. 378–379.
- Габриелян О.С., Смирнова Г.В. Изучаем химию в 8 классе.: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна “Химия-8” для учащихся и учителей – 5-е изд., испр. и доп.– Москва: “Блик и Ко”, 2004. – с. 115–117.