Модульный урок по теме "Кислоты"

Разделы: Химия


Цель: познакомиться с составом, классификацией и представителями кислот, научиться определять степень окисления элементов и заряды ионов кислот, развивать навыки экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, работать самостоятельно.

Оборудование:

  • на демонстрационном столе: растворы азотной, серной, соляной кислот;
  • на столах учащихся: пробирки с индикаторами, раствор серной кислоты, драже аскорбиновой кислоты.

УЭ – 3 Слово учителя.

Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг пламенного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн тонн азотной кислоты.

Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый “букет” кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив или вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из незрелых плодов.

Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. “Химическое оружие” широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.

Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. “Много дел” и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают.

У вас на столе лежат драже аскорбиновой кислоты. Попробуйте их на вкус. Именно вкус кислот дал им название. Но можно ли определить все кислоты по вкусу? Для этого существуют специальные вещества – указатели.

Обязательная литература: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.– 9-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2005.

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0 Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать состав, названия, классификацию и представителей кислот; уметь определять степень окисления элементов и заряды ионов кислот; развивать навыки экспериментировать, наблюдать, делать выводы, работать самостоятельно. Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ-1 Подготовка к работе.

1. Выполните задание.

Соотнесите:

названия веществ

1) муравьиная кислота;
2) молочная кислота;
3) лимонная кислота;
4) уксусная кислота;
5) соляная кислота;

 

 объекты, в которых вещество содержится:

о) квашеная капуста;
а) жгучие волоски крапивы;
к) желудочный сок;
и) скисшее вино;
т) кефир, сметана;
л) сок лимона;
с) столовый уксус.

2. Правильность выполнения задания проверьте в конце урока после изучения нового материала (УЭ-5).

Работайте в тетради, самостоятельно.
УЭ-2 Цель: ознакомиться с составом, названиями и классификацией кислот.

Внимательно посмотрите на формулы кислот. Что в них общего?

HNO3 – азотная кислота
HNO2 – азотистая кислота
H2SO4 – серная кислота
H2SO3 – сернистая кислота
H2S – сероводородная кислота
HCl – соляная кислота
H2CO3 – угольная кислота
H2SiO3 – кремниевая кислота
H3PO4 – ортофосфорная кислота

2. Обсудите свои выводы с соседом по парте.

3. Запишите в тетрадь

4. Попробуйте сформулировать определение кислот:
Кислоты – это … вещества, которые состоят из атомов … и … .
Сравните свое определение с определением в учебнике.
Запишите его в тетрадь.

5. Разделите вышеперечисленные кислоты на группы
1) по числу атомов водорода


6. С соседом по парте проверьте правильность выполнения задания друг у друга. В доброжелательной форме укажите на ошибки, если они есть.

Самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуйтесь текстом на с. 71.

Самостоятельно, в тетради.

Закончите схемы.

 

 

Работайте парами.

УЭ-3 Цель: ознакомиться с представителями кислот; сформировать умение проводить, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы.

1.Внимательно слушайте рассказ учителя.
2. Выполните лабораторную работу “Изменение окраски индикаторов в растворе кислот”

  1. Запишите в тетрадь вид и название работы. Вспомните правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.
  2. В трех пробирках находятся разноцветные индикаторы. Прилейте к каждому из них немного раствора серной кислоты.
  3. Что вы наблюдаете? Заполните таблицу.
     
    Индикатор Нейтральная среда (вода) Кислая среда (кислота)
    1. Лакмус
    2. Метилоранж
    3. Фенолфталеин
    Фиолетовый
    Оранжевый
    бесцветный
     
     
  4. Сравните получившиеся данные с таблицей 4 на с. 70.
 

 

 

Работайте парами.

 

 

 

УЭ-4 Цель: научиться определять степень окисления и заряды ионов кислот; продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот.
  1. Прочитайте текст учебника на с. 72.
  2. Определите степень окисления элементов: H2S, H2CO3, HNO2
  3. Определите заряды ионов: HBr, H2SO3
  4. Обсудите и оцените результаты работы.
  5. Выставьте себе оценку по пятибалльной системе.
 

Самостоятельно.
Индивидуально.
Пользуйтесь указаниями в тексте учебника.
Вместе с классом.
1 формула – 1балл

УЭ-5 Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока. Что из запланированного вы не усвоили?
2. Проверьте правильность выполненного вами задания в начале урока.
3. Выполните задание.

  1. Выберите формулы кислот:
    м) HCl
    в) P2O5
    ж) NH3
    г) Ca(OH)2
    о) H3PO4
    и) NaCl
     
  2. Выберите двухосновные кислоты:
    п) HNO3
    р) HF
    н) HCl
    с) H3PO4
    л) H2SO4
    о) H2CO3
  3. Выберите бескислородные кислоты:
    д) H2S
    ч) HF
    т) HNO3
    з) H3PO4
    к) H2SO3
    м) HNO2
  4. Выберите формулу кислоты, в которой степень окисления атомов серы +6:
    д) H2SO3
    и) H2SO4
    а) H2S
  5. Выберите формулы кислот, ион кислотного остатка которых имеет заряд 2-:
    н) H2S
    б) HNO3
    а) H2CO3
    к) H3PO4

4. Проверьте свои ответы по ключу.

5. Выставьте свою оценку в тетрадь.

6. Выберите домашнее задание.

  1. Если вы выполнили все учебные элементы и тест без ошибок – можете выбрать любое творческое задание.
  2. Если в работе встречались трудности, есть исправления – повторите материал §20, выполните задание №1 на с. 74.

Творческие задания:

  1. Приготовьте сообщение о применении серной и соляной кислотах.
  2. Составьте кроссворд по названиям кислот.
Индивидуально.

Вместе с классом.

Самостоятельно, в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ у учителя.

Ваша оценка соответствует количеству правильных ответов

 

 

 

 

По желанию.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – с. 64–66, с. 378–379.
  3. Габриелян О.С., Смирнова Г.В. Изучаем химию в 8 классе.: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна “Химия-8” для учащихся и учителей – 5-е изд., испр. и доп.– Москва: “Блик и Ко”, 2004. – с. 115–117.