Логарифмические уравнения

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока:

  • по основной дидактической цели – закрепление полученных знаний;
  • по форме проведения – комбинированный.

Тема урока: Логарифмические уравнения.

Цели урока:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, развитие понятия логарифмической функции как математического объекта, раскрытие политехнического и прикладного значения логарифмических уравнений;
  • закрепление понятия логарифма числа, логарифмической функции, её свойств, систематизировать имеющиеся методы решения логарифмических уравнений, подготовка необходимого аппарата к ЕГЭ;
  • воспитание представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основные понятия:

  • логарифм числа;
  • свойства логарифмов;
  • свойства логарифмической функции.

Оборудование: индивидуальные карточки для самостоятельной работы, листы для парной работы, карточки - новые понятия, таблицы, схемы,, компьютерная презентация, экран, проектор, ноутбук.

Ход урока

Этапы урока Дидактическая задача этапа Деятельность участников образовательного процесса Формы организации учебной деятельности Методы организации учебной деятельности Предполагаемые результаты
1. Организационный момент Организация учащихся на работу, создание положительного настроя на урок - Математик Перельман Я. И. говорил: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!”

Согласитесь Вы с этим или нет?

- Действительно, в отдельных случаях, можно лучше разобраться в применяемых методах решения, наблюдая, как это делает другой.

В подтверждении этого хочу привести слова основоположника нашей классно-урочной системы образования Яна Коменского, который рассказывал про философа, что он, имея двух учеников – одного неспособного, а другого шаловливого, - прогнал обоих, так один, желая учиться, не мог этого делать, а другой, имея способности, тоже не смог. Поэтому, сегодня мы будем учиться, помогая, друг другу.

Коллективная Репродуктивный Положительный настрой на работу
2. Мотивацион-ный момент. Сообщение темы и постановка целей урока. Возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности. Математик Джон Бригг, прославившись открытиями в области логарифмов, писал Неперу: “Своими новыми и удивительными … уравнениями Непер заставил меня усиленно работать и головой и руками. Я надеюсь увидеть его летом, так как никогда не читал книги, которая нравилась бы мне больше и приводила бы в большее изумление”.

О каких уравнениях говорит Бриг?

- О логарифмических!

Это и будет темой сегодняшнего урока?

- “Логарифмические уравнения” (тема записывается на доске).

- Сформулируйте цели урока:

- закрепление понятий логарифма числа, свойств логарифмической функции;

- развитие умений решать логарифмические уравнения, систематизировать имеющиеся знания для подготовки к ЕГЭ;

- воспитание представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Коллективная Частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

Возбуждение интереса к новому материалу. Создание положительной установки на усвоение нового материала. Осознание и принятие учебной цели каждым учеником
3. Актуализация опорных знаний Выявление знаний учащихся по предыдущим темам. Создание положительного настроя на освоение нового материала. Что мы должны, знать и какие, знания будем использовать на уроке? Можно использовать опорный конспект по понятию логарифма.

- понятие логарифма: логарифмом положительного числа в по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число в.

Например: log? Так как 23=8;

-основное логарифмическое тождество: а=b.

Например: 5=10;

- основные формулы: log= 1, log= 0, log= с.

Например: log=1, log= 0, log= 4.

- свойства логарифмов: 1) логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел (можно называть содержательный смысл – логарифм произведения равен сумме логарифмов), 2) логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя, 3) логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени;

- каковы различия в свойствах логарифмической функции в зависимости от её основания?

Если а > 1, то функция возрастает на своей области определения и график выпуклостью вверх,

если 0 < а < 1, то функция убывает на своей области определения и график выпуклостью вниз. возрастает на своей области определения и график выпуклостью вверх;

- log > 0. если основание а и число х лежат по одну сторону от 1, log < 0. если основание а и число х лежат по разные стороны от 1: log < 0, log > 0.

Психологи рекомендуют при выполнении задания по ЕГЭ “пробежать глазами” и решить вначале наиболее лёгкие. Вот и мы с вами решим вначале наиболее лёгкие из заданий.

1. На рисунке изображён график одной из пяти следующих функций: а) у = log; б) у = log;

в) у = log; г) у = log; д) у = logх.

Назовите эту функцию.

2. Найдите область определения функции у = log

а) х>2; б)х<2; в)х 2; г)х -2; д)х>0.

3. Вычислить log- log

а) 1; б) -1; в) 3; г) – 3; д) .

4. Найти х: logх = - 1

а) -5; б) 0; в) 5; г) ; д) .

5. Решить уравнение: lg х2 = 0

а) -1; б) 0; в) 1; г) нет решений; д) х = -1, х = 1.

Сверьте полученные решения с ответами на экране А В Б Г Д, и полученные баллы (за каждый верный ответ начисляется 1 балл) проставьте в оценочный лист.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное взаимодействие и общение учащихся. Активизация опорных знаний предыдущих уроков, устранение пробелов.

 

 

 

Положительный настрой на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

4. Изучение нового материала Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания. Пробуждение учебно-познавательных мотивов 1. Вступительное слово учителя.

Если сложить ответы, то получим число 2 – 2 года, срок, определённый в федеральном законе “О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании” и федеральный закон “О высшем и послевузовском образовании” в части проведения единого государственного экзамена”, могут абитуриенты поступать в вузы с результатами сданного ЕГЭ.

Психологи советуют – при подготовке к ЕГЭ не перечитывать весь учебник, а структурировать материал, используя планы, схемы, опорные конспекты.

Поэтому, мы с вами продолжаем работать над созданием опорных конспектов.

2. Работа по созданию опорного конспекта по теме: “Решение логарифмических уравнений” (см. Приложение 1)

3. Существуют методы и приёмы для успешной сдачи ЕГЭ по математике. С одним из приёмов “движение по спирали” мы сегодня и ознакомимся. А сейчас, предлагаю Вам выполнить следующее задание, взятое мною из части “В”.

№ 1. Решить уравнение: (вызывается к доске 1 человек)

Если кто-то решает быстрее, то на экране можно сверить полученный ответ и прочесть сопроводительный текст. Варианты:

Ответ: 1

Необходимо сразу просмотреть весь тест сначала и до конца. Отметить в каждой части то, что можно выполнить сходу. На часть “В” потратьте первый, второй час, третий, четвёртый час – на “С”. В оставшееся время возвращайтесь поочерёдно к нерешённым задачам.

Ответ: -1.

Кропотливо выполняйте каждое задание, не пропуская, т.к. все задания связаны друг с другом причинно-следственной связью; не спешите - времени отводится на экзамен много.

Верный ответ: 1. Содержательный смысл текста, соответствующему ответу и раскрывает приём “движения по спирали”. Чтобы вы, при подготовке к экзамену более эффективно планировали свою деятельность, я подготовила вам данный текст в виде памятки, которую вы можете взять после нашего урока.

Ответ ученика у доски – оценивается.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в статических парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в статических парах.

Репродуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

Организация активных действий учащихся в добывании знаний. Осмысление нового учебного материала, первичное запоминание.
5. Первичное закрепление и коррекция знаний. Установление обратной связи с целью получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и своевременной коррекции вскрытых недостатков. Формирование умений самостоятельно применять новые знания в зоне обязательных результатов обучения После ввода Единого государственного экзамена не прекращаются споры: а есть ли от него польза для российской системы образования? Страна разделилась на два лагеря. Одни восторженно отзываются об этом нововведении, другие же – наоборот считают, что ЕГЭ не может показать истинных знаний экзаменующегося. Несомненно, у ЕГЭ есть свои плюсы и свои минусы. Так чего же всё же больше? Выполняя самостоятельную работу по заданиям учебника, мы это с вами постараемся выяснить.

Самостоятельная работа.

Итак, кто считает, что у ЕГЭ больше плюсов – выполняет № 1567 (а) (задание после черты в учебнике), а те, кто видит много минусов - №1550 (в).

Приглашаются 2 учащихся выполнять задание – за доску.

После того, как задание выполнено, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Плюсы (варианты ответов)

Ответ: 0,1. Преимуществом ЕГЭ является то, абитуриент из любой части страны может поступить в ведущий вуз России.

Ответ: -10.

Ведущие вузы смотрят на результат ЕГЭ формально и абитуриенту необходимо сдавать дополнительные экзамены, которые фактически являются вступительными

Минусы (варианты ответов)

Ответ: 7.

Часть “С” проверяется разными экспертами. В ситуации сжатых сроков невозможно вдумчиво и внимательно разобрать каждую работу.

Ответ: - 1; 7

Результаты ЕГЭ – объективны, невозможно поставить правильный ответ методом исключения.

В результате взаимопроверки каждый учащийся ставит себе балл в оценочный лист.

Самостоятельная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

Взаимопроверка

Продуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

Получение информации о точности понимания нового материала, устранение пробелов.

Проба сил – применение новых знаний к решению задач в зоне обязательных результатов обучения.

6. Физминутка Снятие умственного и физического напряжения, переключение внимания. - Сцепили руки в “замок”, вытянули перед собой, подняли вверх и хорошо потянулись. Врачи утверждают, что в этот момент выделяется “фермент счастья”.

- Я надеюсь, вы счастливы так же, как и я, от нашей совместной работы.

Коллективная Репродуктивный Повышение умственной активности, переключение внимания.
7. Отработка полученных знаний. Получение информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения.

Формирование умений самостоятельно применять новые знания в зоне обязательных результатов обучения

Фронтальная работа на компьютерах с использование программы “ЕГЭ”

Учащимся, считающим, что у ЕГЭ больше плюсов предлагается сесть за компьютеры и выполнить тест по теме: “Логарифмы”. (Если только в процессе обсуждения не были изменены мнения отдельных старшеклассников).

Каждый выбирает свой уровень части “В”, “С”.

Работа по группам (творческое задание)- учащимся, оставшимся на месте.

Верно ли, что система уравнений имеет бесконечное множество решений

(ответ обосновать)

Ответ: неверно.

Как считает Сергей Комков, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик РА, “конечная цель ЕГЭ – оглупление нации, возведение её до уровня бессловесного стада. Один из инструментов этой диверсии и есть единый госэкзамен…”.

Ответ: верно.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов на интернет-педсовете призвал общественность активно подключаться к обсуждению и участию в контроле за соблюдением процедуры ЕГЭ.

Учащимся, считающим, что у ЕГЭ больше минусов предлагается сесть за освободившиеся компьютеры и выполнить тест по теме: “Логарифмы”.

Работа по группам (творческое задание) - учащимся, оставшимся на месте.

Пример математического софизма

Рассмотрим верное неравенство: .

Преобразуем его: , логарифмируя, получаем: . Сокращаем на lgимеем: 2 > 3.

Где ошибка?

Ответ: при сокращении на lgне был изменён знак неравенства.

Комментарий министра образования и науки России А.Фурсенко:

“…не надо ЕГЭ демонизировать, не будем делать ошибок. Давайте попробуем посмотреть на него с позитивной точки зрения”.

Отчет групп.

При отказе учащегося работать в группе ему предлагается выполнить задания из “математического лото”, где задания подобраны по типу ЕГЭ (Прилож. 2).

Задания типа В, С (в скобках ответы)

Задания типа В, С (в скобках ответы)
В1(-15) В2 (7) В3 (0) В4 (-3)
В6 (3) В7 (2) В8 (1) В9 (25)
В11 (1) В12 (20) В13 (5) В14 (-3)
С1 ({5}) С2

({;})

С3 (5,) С4

Фронтальная

 

 

 

 

 

Дифференцированный подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

Частично-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

Проба сил – применение новых знаний к решению поставленных задач в зоне обязательных результатов обучения.
9. Самостоятельная работа учащихся.

Контроль

Выявление качества и уровня овладения знаниями Итак, завершая наш урок, мне бы хотелось узнать, какие оценки вы сегодня получили. Подсчитайте итоговое количество баллов в оценочном листе (см.Приложение 2) теста и выставите оценку.
Ф.И., класс Теоретическая база Тест Самостоятельная работа Работа на компьютере Работа в группе Итог в баллах, оценка
             

Критерий оценивания:

  • “5” - 18б. и больше
  • “4” - 14б. – 17 баллов
  • “3” - 7 б. – 13 баллов
  • “2” - ниже 7 баллов
Индивидуальная Продуктивный Получение информации учителем и каждым учеником о достижении планируемых результатов
10. Подведение итогов урока.

 

 

 

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспектив последующей работы. - Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей?

Подвести итоги нашего урока я хочу ещё одним советом психологов по подготовке к ЕГЭ:

Готовясь к экзамену, никогда не думай, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину успеха!

Я думаю, что если кто выберет экзамен по математике в форме ЕГЭ, то обязательно успешно его сдаст!

Фронтальная Частично-поисковый Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах деятельности.
11. Задание на дом Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Кто получил оценку “3” - ещё раз внимательно разберите параграф 51 учебника, часть 1, обращаясь, всё время к опорному конспекту.

Решите №1547-1551 (б), №1553(а,в)

Кто получил оценку “4” - на основании опорного конспекта решите №1554(г), №1558-1560 (в,г), №1563(б)

Кто получил оценку “5” - №1573-1575(г), задание опережающего характера – разработайте опорный конспект по теме “Логарифмические неравенства”.

Индивидуальная Продуктивный, творческий Понимание учащимися способов применения новых знаний в домашнем задании