Цель: формирование навыка решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.
Задачи:
- Показать прикладное значение изучаемого способа решения расчетных задач в жизни.
- Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.
- Воспитывать чувство товарищества и ответственности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с задачами, раствор соляной кислоты и куриное яйцо для опыта, мел, доска.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Презентация. Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Вы уже знакомы с понятием “массовая доля компонента раствора”. Слайд 2. На экране вы видите изображено несколько формул, ответьте на мои вопросы, выбрав нужную:
- Какой формулой она выражается? (ω = mвещества/mраствора ·100%)
- А как определить массу растворенного вещества? (mвещества = ω· mраствора/100%)
- В каких единицах выражается массовая доля? (В процентах или десятичных долях.)
- Сколько будет в долях 50%? 20%? 85%? 5%?
А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы?
Правильно (приготовить раствор уксусной кислоты для удаления накипи, сделать раствор бордосской жидкости для защиты растений от вредителей, вывести пятно нужным раствором нашатырного спирта).
На прошлом уроке вы решали задачи с помощью этих формул. А вы когда-нибудь решали задачи графическим способом, с помощью рисунков? А давайте сегодня попробуем?
Запишите в тетради число и тему.
II. Ознакомление с новым материалом.
Слайд 3. На рисунках удобно изображать сосуды, в которых находятся растворы, в одних – исходные, в других – растворы после проведения операций. Там же указывают характеристики раствора – его массу и массовую долю растворенного вещества.
Слайд 4. Над изображением сосуда записываем массовую долю в виде десятичной дроби (над растворителем – 0, над веществом – 1). Под изображением записываем массу. Слайд 5.
Затем составляем математическое уравнение, и решаем его.
Так же просто решаются задачи на разбавление и выпаривание растворов. Слайд 6.
Чтобы закрепить новый материал, сейчас вы вместе со мной решите одну задачу. А получившиеся результаты нам понадобятся для проведения занимательного опыта. Слайд 7.
Рассчитайте массу воды и соляной кислоты, которые надо взять чтобы получить 500г 5%-го раствора.
Итак, у нас получилось, что для эксперимента нам нужен раствор, полученный из 475г воды и 25г соляной кислоты. Приливаем кислоту в воду, а не наоборот! В первом стакане у нас вода, а во втором – полученный раствор. Опустим куриное яйцо в стакан с водой – оно утонуло. А теперь достанем его и опустим в стакан с раствором кислоты – оно не тонет, даже более того – оно покрылось, словно мохнатой шубкой, пузырьками выделяющегося углекислого газа.
III. Применение изученного.
А теперь вы будете работать в группах. Представьте, что вы – работники лаборатории и получили несколько заказов от частной компании. И их требуется выполнить. Прошу каждую группу обсчитать свою заказ и назначить одного представителя группы выступить с расчетами у доски. Обратите внимание, что все задачи – бытовые, то есть мы с ними встречаемся в жизни. Время, выделенное на выполнение расчетов, – 7 минут.
Команда 1.
Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки. Какую массу
марганцовки и воды надо взять для приготовления 200г раствора? Марганцовки
10г, воды 190г
Команда 2.
В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор “зеленки”. Сколько красителя
бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25г
“зеленки”? 0,3г красителя
Команда 3.
Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае? 3,8 %
Команда 4.
Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500г соленого раствора с массовой долей соли 1%? 5г соли, 495г воды
А сейчас – обмениваемся опытом, выступающие работают у доски, все остальные – в своих тетрадях. Презентация. Слайд 8, 9, 10, 11.
IV. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок.
Научившись решать задачи таким методом, вы без труда сможете помочь маме рассчитать концентрацию уксуса для консервирования.
Итак, наши усилия сегодня были направлены на решение задач, связанных с понятие “доля”. В чем их особенность?
В результате занятия мы выполнили заказ, провели демонстрационный опыт, поработали в группах.
Теперь переверните карточки с задачами. На обратной стороне вы видите таблицу – запишите в ней свою фамилию и процентную долю вашего участия в работе группы.
V. Домашнее задание: § 26, задачи 5, 6, 7.