Цель урока:
- закрепить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, зрительную память;
- воспитывать коллективизм, взаимовыручку, поддержку при работе в группах, в паре, воспитывать интерес к профессиям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, магнитофон, аудиозапись, медали, сигнальные карточки для оценивания, тесты.
Ход
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
2. Самоопределение целей урока.
– Чем мы занимались на прошлом уроке?
– Чем мы сегодня будем заниматься?
– свои ответы и ответы своих товарищей будете оценивать с помощью сигнальных
карточек.
3. Вводная беседа.
– Какие вы знаете профессии?
– Я вам предлагаю сегодня соприкоснуться с очень интересной профессией, которая
называется “ детектив”.
– С чем связана эта профессия?
– Как по-другому называют детективов?
– Какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю?
(Музыкальная вставка.)
– А работать мы будем в детективном агентстве. Можем вывесить табличку “Детективное агентство”.
А помогать нам в работе будет знаменитый сыщик из сказки “Бременские музыканты”. Вот он к нам уже спешит.
(Видеофрагмент.)
Итак, детективы, на повестку дня мы должны рассмотреть два вопроса: первый – закрепить и отработать навыки умножения многозначных чисел на двузначные, и второй – расследовать криминалистические дела. А также , вы должны обладать острым взглядом, иметь хорошую зрительную память, логическое мышление, обладать умением слушать и запоминать.
– Вы обладаете такими качествами? Сейчас я проверю.
4. Минутка чистописания.
У каждого детектива есть блокноты. А блокнотом будет ваша рабочая тетрадь. Откройте свои тетради. Расследование будем вести 16 ноября.
– Что такое шифр?
– Что написано в шифровке?
325 единиц ІІ класса и 482 единицы І класса (325482)
335 единиц ІІ класса и 483 единицы І класса (335483)
– Найди закономерность и продолжи ряд. (345484)
– В какой последовательности записаны числа.
Проверьте, что вы написали. (Слайд.)
– Какое среди данных чисел наименьшее?
– Какое среди данных чисел наибольшее?
– Какое число предшествует данному числу?
– Какое число последующее?
– Оцените свою работу на минутке чистописания.
5. Устный счёт.
В наше агентство было получено много дел для расследования. Вызывается оперативная группа 4А класса. Все известные детективы: (Слайд) Шерлок Холмс, Доктор Ватсон – заняты расследованием. Так что за дело придётся взяться нам.
(Музыкальная заставка)
Мы получили дело № 1. “Дело об ограблении магазина”.
Ограблен магазин. На месте преступления побывало много народа. И теперь очень трудно отыскать преступников. Но наш помощник – сыщик на месте преступления обнаружил их визитные карточки. Давайте расшифруем имена похитителей. Для этого поработаем устно.
1) Работа в группе. Решение примеров.
1-й ряд.
280 : 7 х 24 + 1300 х 8 = 11360 И
618 : 6 + 804 х 8 = 6535 П
210 х 400 = 84000 Т
150 х 60 = 9000 Е
14350 – 35 х 10 = 14000 Р
6535 | 11360 | 84000 | 9000 | 14000 |
П | И | Т | Е | Р |
2-й ряд.
3600 х 7 – 200 : 5 х 17 = 24520 О
903 х 8 – 906 : 3 = 6922 Н
4444 х 200 = 888800 Д
400 х 50 = 20000 Ж
888800 | 20000 | 24520 | 6922 |
Д | Ж | О | Н |
3-й ряд.
120 х 54 – 800 : 20 = 6480 Р
380 х 45 + 900 : 45 = 17080 К
1100 х 800 = 880000 М
500 х 90 = 45000 А
880000 | 45000 | 6480 | 17080 |
М | А | Р | К |
Проверка по экрану (Слайды )
– Оцените работу в группе.
Мы имеем дело с особо опасными преступниками. (Слайд)
2) Работа в парах. Задача на смекалку.
Мы имеем дело с особо опасными преступниками. (Слайд)
Расследование любого дела связано с решением логических задач. Вы должны догадаться, что украл каждый преступник. Прочитаем задачу.
Произошла кража. Украдены часы, кошелёк и шапка. Подозреваются три
преступника: Питер, Джон и Марк. Они поклялись, что будут говорить правду, но
друг друга не выдадут.
Питер: “Я не брал часы, а Марк не брал кошелёк”.
Джон: “Я не брал шапку, а Питер не брал часы”.
Марк: “Я не брал кошелёк, и Джон не брал кошелёк”.
Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?
Работать будем в парах. Одна пара у доски.
КОШЕЛЁК | ЧАСЫ | ШАПКА | |
ПИТЕР | + | – | – |
ДЖОН | – | + | – |
МАРК | – | – | + |
– Оцените Работу в парах.
Молодцы, первое дело раскрыли.
6. Работа по учебнику.
(Музыкальная заставка.)
– Берёмся за дело №2. “Дело гастролёра”.
“Гастролёр” – преступник, совершающий свои “грязные” дела каждый раз в новом месте. Наш вор, переезжая из города в город, всё время что-то похищал. Вы должны узнать, в каких населённых пунктах было совершено преступление.
1) Примеры № 210, стр. 56
Для этого решим примеры № 210, стр. 56. (Из каждого ряда по одному ученику).
1-й ряд – 1 столбик
2-й ряд – 2 столбик
3-й ряд – 3 столбик
(Проверка по экрану.)
– Оцените своего товарища.
А сейчас, внимание на экран. В каком населённом пункте на территории РБ было совершено преступление? (Слайд )
Работа с именованными числами. № 214, стр. 57
А сейчас узнайте, сколько времени было потрачено на преступление. А поможет вам в этом задание № 214, стр. 57
7. Физкультминутка “Твоя звезда”.
А сейчас пришло время перерыва в нашем агентстве.
(Звучит тихая музыка.)
Сядьте по удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Теперь представьте себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представьте себе, что с ног до головы озарён светом этой звезды, светом любви и радости… Представьте себе ещё, что этот свет насквозь пронизывает всё твоё тело… Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного тёплого сета и что этот свет идёт ко всем находящимся в этом классе. Подумай обо всех, кто находится в классе, и пошли всем немного своего света… Теперь пошли немного света людям, которых нет в этом классе: твоим родителям, друзьям, а также близким и знакомым. Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение. Или тебе просто нужны свежие силы. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Детективу необходима хорошая зрительная память. Посмотрите 30 секунд на изображение комнаты после ограбления и ответьте на вопросы:
– Открыта или закрыта дверца клетки? (Закрыта.)
– Где находится букет? (В трубе.)
– Чей портрет стоит на телевизоре? (Собаки.)
– Сколько времени показывают часы? (10:30)
3) Решение задачи.
(Музыкальная заставка.)
– Берёмся за дело № 3. “Дело о взломе сейфа”.
В небольшом отеле г. Уфы ночью было совершено ограбление. Все мирно отдыхали, и вдруг… В 23 часа внезапно отключилось электричество! Поднялась суматоха. Воспользовавшись всеобщей неразберихой и темнотой, вор вскрыл сейф, где хранились деньги. На месте преступления наш сыщик нашёл запись владельца денег. Прочитайте, что было там записано.
На верхней полке сейфа было 635 купюр по 50 рублей, а на нижней -214 купюр по 10 рублей.
– Как вы думаете, что мы должны узнать?
– Чего не хватает в условие задачи?
– Давайте поставим вопрос задачи и её решим.
– Что известно в задаче?
– Что мы должны найти?
– Сможем ли мы ответить на главный вопрос задачи? Почему?
– Когда мы узнаем, сколько рублей на верхней полке, сможем ли мы ответить на
вопрос задачи? Почему?
– Когда мы узнаем, сколько рублей на нижней полке, сможем ли мы ответить на
вопрос задачи? Значит, задача решается во сколько действий?
Решение задачи у доски.
На верхней – ? руб. 635к. по 50 руб.
На нижней – ? руб. 214к. по 10 руб ? руб.
- 50 х 635 = 31750 (руб) - на верхней
- 10 х 214 = 2140 (руб) – на нижней
- 31750 + 2140 = 33890 (руб)
Ответ. В сейфе было 33890 рублей.
– Оцените работу.
8. Тестирование по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”.
– Как вор смог открыть сейф?
– Вам нужно догадаться, какой был шифр сейфа? Для этого выполним тестовые
задания, а ответы будут шифром сейфа. (42324)
Оцените свои силы о возможности. Я вам даю право выбора. Сами выберите, какой тест вы бы хотели выполнить.
(Проверка по экрану.)
– Оцените свою работу.
9. Итог урока.
Уважаемые детективы! Давайте подведём итог нашей работы в детективном агентстве. Продолжите:
У нас была цель…
Я считаю, что цели…
Теперь я знаю…
Я могу использовать эти знания…
В процессе урока я усвоил новые понятия такие, как…
Из материала урока мне показалось интересным…
Вы проявили способности при решении сложнейших детективных дел, при которых
повторили решение примеров и задач по теме “ Умножение многозначного числа на
двузначное”. Острый глаз, память, логическое мышление привели вас к победе.
В благодарность за проделанную работу, наш сыщик– помощник дарит вам на память своё фото.
10. Домашнее задание.
- Дополнительно узнать о профессии детектива.
- Составить задачи с криминалистическими историями.
Тест по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”
- Как записать цифрами число сто одна тысяча восемь?
1) 1018
2) 10018
3) 10108
4) 101008 - Как записать число, в котором 500 единиц ІІІ класса, 50 единиц ІІ класса
и 5 единиц І класса?
1) 5 005 500
2) 500 050 005
3) 500 505
4) 50 005 050 - Укажи наибольшее из чисел:
1) 17295
2) 17335
3) 17374
4) 17296 - Найди значение выражения 6100х30
1) 1830
2) 183000
3) 18000
4) 180300 - Найди решение данной задачи. Реши задачу.
В магазине было 18 коробок конфет по 10 кг в каждой и 12 коробок вафель по 14 кг в каждой. Сколько всего килограмм конфет и вафель было в магазине?
10 х 18 - 14 х 12
10 х 18 : 14 х 12
10 х 18 х 14 х 12
10 х 18 + 14 х 12
Ответ.___________
Тест по теме “ Умножение многозначного числа на двузначное”
- В числе 75012 цифру из разряда десятков тысяч увеличена на 5. Какое
число получилось?
1) 80 012
2) 125 120
3) 75 512
4) 125 012 - Не выполняя вычислений, определи, какое произведение больше и на
сколько: 17х324 или 17х323
1) 17 х 323 больше на 17
2) 17 х 324 больше на 17
3) 17 х 324 больше на 324
4) 17 х 324 больше на 323 - Рассмотри примеры. Укажи, какая запись верная?
- Найди закономерность и продолжи ряд : 320 600, 340 600…
1) 360 000
2) 360 600
3) 360 060
4) 369 006 - Нади решение данной задачи. Реши задачу.
На складе было 19 мешков муки по 10 килограмм в каждом и 15 мешков риса по 12 килограмм в каждом. Сколько всего килограмм муки и риса было на складе?
1) 10 х 19 : 12 х 15
2) 10 х 19 х 12 х 15
3) 10 х 19 - 12 х 15
4) 10 х 19 + 12 х 15
Ответ._________