Цели урока:
Образовательные: На основе интеграции истории, литературы, изобразительного искусства, музыки познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры, подчеркнуть её место в мировой художественной культуре; определить уровень грамотности населения Древней Руси и значения литературы в жизни наших предков; сформировать у учащихся представление о древнерусском изобразительном каноне и особенностях архитектурного строительства в IX–XII веках.
Развивающие: Развитие умений конспектировать и работать с первоисточниками; развитие навыков классифицировать предметы культуры по указанным признакам; развитие навыков логического описания предметов материальной культуры и быта, художественных произведений, архитектурных сооружений; развитие навыков выдвижения версий и оценок наиболее значительных произведений искусства; работать с проблемными вопросами и тестами из ЕГЭ.
Воспитательные: Развитие мотивации чувства гордости культурой предков, любви к Родине, гражданственности; формирование национального самосознания и уважения к культурному наследию Отечества и окружающего мира.
Оборудование: см. Приложение 1.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Введение.
Звучит музыка: “Песнь Бояна” из оперы “Руслан и Людмила”.
А). Вводная беседа:
– Вы любите экскурсии?
– С какой целью вы их совершаете?
– Что такое экскурсия, на ваш взгляд?
– А что такое экскурсия, согласно словарю Ожегова?
Учитель: Сегодня мы с вами совершим образовательную экскурсию в Древнерусское государство IX-XII веков. Цель данного путешествия во времени – познакомиться с особенностями Древнерусской культуры. Мы узнаем откуда на Руси появился алфавит, почитаем древнерусские литературные произведения, пройдёмся по стольному Киев – граду и, вернувшись в наше время, проанализируем увиденное. (Одновременно учитель показывает на план урока, который записан так, чтобы в течении урока можно было вписать туда выводы на каждом этапе экскурсии .)
Сегодня мы будем путешествовать тремя группами, которые по ходу экскурсии будут записывать свои самые яркие наблюдения, впечатления в свои “Маршрутные листы”, выданные заранее.
Эпиграфом нашего путешествия станут слова русского летописца, автора “Слова о погибели Русской земли после смерти князя Ярослава”:
О, светло светлая и украсно украшенная, земля Русская !
Но прежде чем отправиться в наше путешествие, нужно купить билеты, то есть ответить на вопросы, написанные в билетах:
(Вызывается по 1 представителю от групп, которые и отвечают на вопросы)
- Когда и на какой территории расселились восточные славяне? Когда у них появилось государство?
- Какие князья, на ваш взгляд, оставили наиболее яркий след в истории Руси?
- Что сделали русские князья для развития культуры?
Учитель: Ну что ж, билеты куплены, отправляться в путь. Не лишне напомнить правила поведения участников экскурсии. Правило первое – экспонаты руками не трогать. Правило второе – экскурсовода слушать внимательно. Правило третье – заполнять маршрутные листы.
Перед вами, на доске, представлен образец маршрутного листа нашей экскурсии. Во время путешествия вы, как истинные любители прекрасного, впишите характерные черты древнерусской культуры в маршрутных листах. Чтобы не забывать названий шедевров искусства, их тоже рекомендуется записывать.
Ну а в конце нашего путешествия мы ответим на вопросы (Проблемный вопрос):
- Каковы особенности древнерусской культуры?
- Каково место древнерусской культуры в мировой художественной культуре?
Сегодняшнюю экскурсию проведу я– Веселова Инна Владимировна, а помогать мне будут экскурсоводы – любители .
Ну что ж, в добрый путь! В Древнюю Русь!
Звучит музыка из оперы “Слово о полку Игоря”.
III. Изучение нового материала.А) Объяснение учителя
1. Грамота и письменность.
Учитель: Начинаем знакомство с грамотностью и письмом русичей. Ещё до принятия на Руси христианства в 988 году, существовала письменность и азбука, состоявшая из 38 букв. Назывались азбуки – кириллица и глаголица. Но кто об этом сможет рассказать лучше современника?
Б)Костюмированная инсценировка
(Приложение 2)
В)Закрепление:
– Где, когда и как появилась русская азбука?
– Кто принес азбуку на Русь?
Г) Объяснение учителя:
Учитель: Мы с вами узнали, как появилась на Руси кириллица, или как её ласково звали русичи – абевегою, буквицей, ещё в IX веке. И принесли её, согласно сказителю, Кирилл и Мефодий.
(Учитель указывает на стенд с изображением братьем и образец азбуки.)
До наших дней дошли примеры дохристианской письменности:
(Учитель указывает на стенд №1)
- 943 год – надпись на горшке “ Гороухша”
- надписи на стенах – граффити (надпись Владимира Мономаха на Софийском соборе и подписано его религиозным именем: “ Ох, тяжко мне... Василий...”
- новгородские грамоты (уже найдено более 900 штук): “ От Микиты Улианиции. Пойди за меня...”; грамота – тетрадь мальчика Онфима
- письменные договора с Византией в 911, 945, 971 годах.
Учитель: Христианизация Руси дала мощный толчок развитию грамотности. На Русь стали приезжать греческие грамотеи, переводчики – славяне (болгары, сербы). Появилось множество переводных церковных и светских книг, пользовавшихся большой популярностью. Например, (Учитель указывает на стенд № 1) “Александрия”, сочинение об Александре Македонском, “Девгениево деяние”, эпическая поэма о воине Дигенисе.
Грамоту русичи получали в школах, которые были открыты при церквях со времён Владимира Святого и Ярослава Мудрого, а позже появились школы и при монастырях. Ярослав Мудрый начал даже собирать библиотеку.
Грамотны были даже женщины. Сестра Владимира Мономаха – Янка – основала женский монастырь, а при нем – школу для девочек. Нередко встречаются и новгородские грамоты, написанные “слабым полом”.
Д) Закрепление. Работа по группам
(Приложение 3.)
Е) Объяснение учителя:
Продолжая наше путешествие, поговорим о
2. Литература Древней Руси.
(Приложение 4.)
Учитель:Думаю, что мы с вами не согласимся с В. Маяковским. И былины, и эпопеи, благодаря трепетному отношению наших предков к своей истории, дошли до наших дней. Современные учёные даже классифицировали их. Нам остаётся только вспомнить то, что знакомо с колыбели.
Литература Древней Руси делится на письменную и устное народное творчество (фольклор).
Ж) Вводная беседа: Вопросы группам:
- Какие жанры фольклорных произведений вы знаете? Приведите пример. (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовые действия, т. е. хороводы, гадания)
- Какие фольклорные жанры сейчас пользуются наибольшей популярностью? (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовые действия)
Давайте послушаем экскурсовода, который опишет нам стенд № 2.
З) Описание ученика-экскурсовода №1
(Ученик-экскурсовод описывает стенд №2).(Смотри Приложение 5).
И) Работа в группе с таблицей и обсуждение результатов работы.
Учитель: Но кроме фольклора существовала ещё и письменная литература. Обратимся к таблице, которая есть у вас на столах. Ответьте на вопросы (вопросы группам).
(Приложение 6).
Й) Описание ученика-экскурсовода №2
(Ученик-экскурсовод описывает стенд №1).( Приложение 7).
Давайте послушаем экскурсовода о “Повести временных лет”. (У стенда № 1).
К)Работа с таблицей и документом:
(Приложение 8)
Л) Описание ученика-экскурсовода №3. “Живая картина” – “Летописец за работой”.
(Ученик-экскурсовод описывает “Живую картину”). ( Приложение 9).
Учитель:Книга. Для нас с вами – это привычное слово. Что же это слово означало для человека IX–XII веков?
М) Закрепление:
Учитель (вопросы группам, они отвечают после минутного размышления, возможна дискуссия):
Вопросы группам:
- Почему древнерусскую литературу мы не называем художественной, а только письменной?
- Вам хорошо знакомо “Слово о полку Игореве”. Был ли прототип у главного героя “Слова...” и чем он прославился? Какова главная идея “Слова...”?
- Можно ли на основе былин написать достоверную историческую работу? Почему?
Н) Выводы:
Так что же мы запишем в маршрутном листе?
- Литература: устная (фольклор) и письменная
- Пословицы, загадки, сказки, былины, хороводы, гадания
- Нестор, Сильвестр и “Повесть временных лет”.
- Литература – выразитель духовных и политических потребностей русского общества.
Н)Объяснение учителя и описание ученика –экскурсовода № 4,5.
Учитель: А теперь мы отправляемся в
3. Стольный Киев-град.
Перед нашим дальнейшим путешествием нам необходимо вспомнить об особенностях христианского искусства на Руси. Слово экскурсоводу.
(Приложение 10)
Учитель: Как же появился Киев – мать городов русских, как он выглядел до X века.? Слово экскурсоводу.
(Приложение 10)
Учитель: А теперь закройте глаза и перенеситесь на X веков назад. По пыльной дороге, пройдя несколько сот вёрст, мы с вами подходим к огромному городу. Окружает его земляной вал с бревенчатыми стенами, укреплён он земляными бастионами. В город ведут ворота, их несколько: Львовские, Лядские, но главные, встречающие дорогих гостей – Золотые.
(С помощью компьютера на экране показываем и объясняем архитектурные черты Золотых ворот)
Золотые ворота имели 3 пролёта, средний – выше и шире 2-х остальных. Венчает их надвратная церковь. Внизу же – помещение для стражи и княжеской казны. Ворота имели 2 функции: Оборонительная и представительская.
О)Актуализация имеющихся знаний, межпредметные связи. Беседа.
Вопросы группам:
- Где ещё в средние века были выстроены Золотые ворота? С какой целью? (в Константинополе – символ силы Византии)
- С какой целью в 1037 году Ярослав Мудрый построил Золотые ворота? (победа над печенегами, идея мощного и политически сильного государства)
(На экране – Золотые ворота Владимирские и надвратная церковь Троицы Киево – Печёрского монастыря)
- Сравните Золотые ворота в Киеве и Золотые ворота Владимирские (1164), надвратную церковь Троицы Киево-Печёрского монастыря (1108). Какую роль они играли?
Учитель: Почти напротив других ворот – Западных или Лядских (Польских) – был построен Ярославом Мудрым главный собор Киева – Софийский.
(Репродукция на стенде №3)
Не даром первый русский митрополит сказал о нем: “Яко церкви дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется ко всем полунощим зеленем, от встока до запада.”
Вопросы группам:
- Какие события предшествовали постройке собора? Когда он был построен и чему посвящён?
- Какой собор послужил прототипом для строительства Киевской Софии?
- Когда русичи впервые узнали о Константинопольской Софии, как она выглядела?
П) Объяснение учителя.
Учитель: Обратите внимание на особенности Киевского собора. (На экране – план собора.). Уважаемые экскурсанта, обратите внимание на план собора. Он – крестово-купольный, т. е. в основе собора – крест, вершина которого – алтарь, всегда обращённый на восток и отделённый от основной части церкви иконостасом, а основная часть церкви – неф и притвор (нартекс), место размещения прихожан.
Как и Византийский собор, в Киеве материалом для строительства был камень, а не дерево. Но и тут русские проявили смекалку! Храм построен из плинфы. Это кирпич, который ложился своеобразно: каждый 2 – ой ряд был утоплен и замазан розовой штукатуркой. Именно поэтому храм имел нежно розовый цвет.
Ещё одно русское нововведение – 13 куполов, что было символично – Иисус и 12 апостолов. Купола располагались ступенчато, по возрастанию, а главный купол – в центре – самый мощный.
Стены собора толстые, оконца – маленькие, декора на стенах нет. Все говорит о силе и красоте, о величии и строгости.
Р) Закрепление:
Задание группам:
- Посмотрите на репродукцию в учебнике на с. 272.Вы видите репродукции Софийского собора в Новгороде, Дмитровского собора во Владимире и Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском. Выделите общие и различные черты. Не менее трех.
- Какие особенности древнерусской архитектуры вы можете выделить?
С) Объяснение учителя:
Учитель: Но были на Руси и однокупольные храмы, которые специально вписывались в окружающий пейзаж и украшались декором.
(Ученик-экскурсовод описывает стенд №3).( Приложение 11).
Учитель: А теперь давайте войдем в Софийский собор в Киеве.
(Звучит музыка церковных песнопений, на экране – внутреннее убранство собора).
В соборе – низкие потолки, т. к. построены хоры для князя и его семьи, поэтому возникает ощущение духоты и тесноты, давящей на человека. Несколько проходов – нефов. Пол выложен литыми плиточками – мозаикой. Под исполнение религиозной музыки ы проходим по центральному нефу и оказываемся под куполом. Это место залито светом из 12 купольных окон и под куполом парит Оранта.
Оранта – мозаика. В переводе с греческого “Оранта” – молящаяся. Она – заступница все бедных и сирот, которые приходят к ней с мольбою. Её поза восходит ещё к библейскому Моисею, который так молится Богу за израильтян. Эту мозаику киевляне называют “нерушимая стена”, т. к. она якобы защищала Киев от врагов.
Кроме мозаики в храме мы можем увидеть и фрески.
(На экране – фреска “Скоморохи” и “Семья Ярослава”).
Развита и иконопись. Сложилось 2 школы иконописцев: новгородская и ярославская. Новгородцев отличала ясность идеи, реальность изображения, доступность. До нас дошли иконы:
(На стенде №3 и экране компьютера)
“Ангел Златые власа”, “Успение Богородицы”. Ярославская школа опиралась на традиционные христианские сюжеты, писали лики более мягкими, человечными. Например, “Ярославская Оранта”.
Т) Закрепление:
Вопрос группам:
- Так что же мы с вами запишем в маршрутных листах, не выходя из Софийского собора?
- Золотые ворота Киева и Новгорода.
- Софийской собор в Киеве и Новгороде.
- Крестово-купольный храм.
- Мозаики (Оранта).
- Фрески, иконы.
- Певческое искусство.
У)Объяснение учителя. Репродукции на экране:
Учитель: Мы выходим из собора на ласковое Киевское солнышко. Обратите внимание на вершину киевской горы, где располагается “княжий городок” – резиденция князя. Чтобы добраться до него нам приходится пройти по улочкам среди зелёных, покрытых дёрном крыш низких и темных полуземлянок, в которых ютится простой люд. Мимо стройных силуэтов церквей. Мимо бревенчатых построек – причудливых хором и теремов знати.
И вот все постройки расступаются и мы выходим на “бабий торжок” – площадь, на которой стояли вывезенные Владимиром из Корсуни античные статуи: бронзовая квадрига – колесница, влекомая четвёркой лошадей, и мраморные статуи богинь, давшие, вероятно, название площади.
Ф) Оживление исторической ситуации (древнерусский рынок):
Приложение 12.
Х) Объяснение и беседа.
Учитель: Кроме глашатаев на рынке всегда были скоморохи и ряженные.
Вопрос группам: На каких народных инструментах играли скоморохи?
Учитель: Не обходились рынки без народных забав и игрищ, таких как борьба с медведем, кулачные бои, петушиные бои. Обязательны на рынках были и сказители фольклора.
Покупатели были не менее различны и по характеру (можно услышать и смех, и плач, и ругань), и по сословной принадлежности (мог пройти по рынку и князь со свитой, и ремесленник с семьёй, и нищий холоп), и по одежде (вспомните фрески из Софийского собора).
(На стенде №3 и экране украшения и монеты Руси)
Ц) Закрепление:
Так что же мы запишем в маршрутных листах?
(Развитая торговля, искусные украшения)
IV. Закрепление и применение полученных знаний.1.Задания всем группам одинаковые.
- Какие особенности Древнерусской культуры вы можете выделить?
- полиэтничный характер культуры
- синтетичность культуры, сильное влияние Византии
- язычество трансформируется в культуру, но не исчезает
- христианство – главный фактор развития культуры
- Каково место Древнерусской культуры в мировой культуре?
Русская культура впитала западный образец, поэтому является равноправным членом мирового культурного сообщества.
2.Выполнение теста.
Приложение 13.
V. Заключение.
Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с гостеприимным Киевом и возвращаемся в XXI век, в Дальнегорск.
Вопросы группам:
- Какие впечатления у вас возникли в ходе нашего путешествия?
- Есть ли у вас потребность разобрать что-то из увиденного сегодня чуть-чуть внимательнее?
- С какими чувствами вы уходите с экскурсии?
Учитель: Пращуры – герои скачут на богатырских конях по степи, бьются в сечах, пашет и бросают в землю семена, пируют, любят, спорят ... И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без былин и сказок, без летописей и белокаменных храмов. Всё это сопровождает нас едва ли не с колыбели. И всю жизнь !
Не уходящая Русь! Огромный мир, который следует рассматривать пристально, являет собой то зеркало, о котором старые философы говорили, что в него надо постоянно смотреться, дабы познать себя до конца.
Наше путешествие закончилось! Благодарю всех за участие в нем!
VI. Подведение итогов.Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: § 17-18, эссе “Роль христианства в развитии Древнерусской культуры”.