Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Изменения, происходящие с веществами”.
- Способствовать формированию у школьников заинтересованности в результатах собственного труда при осуществлении самоконтроля и самооценки.
- Развивать самостоятельность и познавательный интерес к предмету.
- Способствовать воспитанию сознательного отношения к учению.
Оборудование урока: схема маршрута путешествия (Приложение 1), плакат с кроссвордом, плакат к химическому диктанту, листы ответов к химическому диктанту, рисунки – ребусы, листы бумаги – “судовые журналы”, таблички с формулами химических элементов и веществ, карточки для игры “Лото”, жетоны.
План урока
I. Организационный момент
II. Обобщающее повторение и систематизация знаний в форме путешествия по следующим этапам:
- Бухта Основных Понятий (химический диктант)
- Море Химических Формул (дидактические игры: “Лото”, “Третий лишний”)
- Рифы Химических Уравнений (упражнения в написании уравнений химических реакций)
- Поток Экологически Чистой Воды (ребусы)
- Канал Расчетных Задач (самостоятельная работа по решению задач)
III. Подведение итогов урока
Эпиграф урока:
“Хорошими людьми
становятся больше от
упражнений, чем от
природы”
Демокрит
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и систематизировать знания химических элементов, основных понятий, неорганических соединений, распределение веществ по классам, умения определять тип химических реакций и расставлять коэффициенты, производить расчеты. В течение всего урока вам придется осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на современном атомоходе.
Вы будете членами экипажа, а все остальные – пассажирами. Каждый член экипажа будет вести сегодня “судовой журнал”. Все записи должны быть четкими, аккуратными, без исправлений. “Судовые журналы” – у вас на столах. В третьей графе журнала будете записывать выполнение письменных заданий, а в четвертой отмечать количество полученных жетонов.
Пора отправляться в путь. И, наверное, каждому из вас хочется знать, как же называется наш атомоход? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим кроссворд, ключевым словом которого и будет соответствующее название.
(Кроссворд записан на ватмане и размещен на доске.)
К доске вызываются по желанию один за другим 9 человек, каждый из которых записывает название элемента в соответствующую графу.
Задание: заполнить пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: 1С, 2О, 3Al, 4N, 5Zn, 6I, 7P, 8H, 9Pb.
Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе “Ломоносов”. В наших “судовых журналах” мы будем записывать весь маршрут следования.
Образец судового журнала
№ | Этапы маршрута | Прохождение маршрута | Количество жетонов |
1. | Бухта Основных понятий | Заполняется в том случае, когда имеется письменное задание | Ученик, получивший жетон, ставит “1” |
2. | Море Химических Формул | ||
3. | Рифы Химических Уравнений | ||
4. | Поток Экологически Чистой Воды | ||
5. | Канал Расчетных Задач |
II. Обобщающее повторение и систематизация знаний
Мы находимся в Бухте Основных Понятий, и чтобы выйти из нее, нам нужно правильно выполнить задание.
Химический диктант.
Зачитываются определения, а учащиеся должны выбрать нужное понятие и записать код – соответствующую букву, в итоге получается слово.
- Наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения. (Химия.)
- Реакции, в результате которых из нескольких реагирующих веществ образуется одно новое вещество. (Реакции соединения.)
- Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие. (Химические явления.)
- Представление химического процесса с помощью математических знаков, химических формул и коэффициентов перед ними. (Уравнения химических реакций.)
- Реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько новых веществ. (Реакция разложения.)
- Явления, в результате которых не происходит образование новых веществ. (Физические явления.)
- Реакции, происходящие между простым и сложным веществами, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества. (Реакция замещения.)
- Определите тип химической реакции: FеО +Н2SO4 =FeS04+H2O (Реакция обмена.)
- Реакции, протекающие с выделением теплоты. (Экзотермическая реакция.)
- Определенный вид атомов. (Химический элемент.)
В – 1 Аллотропия
В – 2 Калифорний
В – 3 Поглощение
Ученики, правильно составившие слово, получают жетоны.
Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. И наш атомоход попадает в Море Химических Формул, Теперь можно немного отдохнуть и поиграть.
Игра “Лото”.
Каждому ученику выдается игровое поле и карточки разного цвета. Учитель называет оксиды, ученики должны закрыть карточками красного цвета соответствующие формулы на игровом поле, после называются кислоты, ученики используют карточки желтого цвета. Затем проводится самопроверка по образцу, данному учителем. Ученики, правильно закрывшие клетки игрового поля, получают жетоны.
В конце игры незакрытыми остаются формулы солей. Ученики должны записать их формулы в “судовые журналы” и дать названия веществ. При правильном выполнении этого задания ученики получают жетоны.
Учителем зачитываются следующие названия веществ:
1. Оксид натрия, оксид калия, оксид углерода (IV) оксид фосфора, оксид кальция, оксид железа (Ш), оксид бария, оксид водорода, оксид серы(IV),оксид хлора (VII)
2. Фосфорная кислота, сероводородная кислота, азотная кислота, серная кислота, соляная кислота, бромоводородная кислота.
Остались незакрытыми следующие формулы:
Вариант – 1 МgS, АIРО4, Са(NО3)2, Na2SO4
Вариант – 2 АIСI3, Ва(NО3)2, FeSO4,К2SO4, СаСО3
Образцы игровых полей
Вариант 1
HNO3 | MgS | Fe2O3 | H2O | |||
AlPO4 | H2SO4 | HBr | ||||
SO3 | K2O | Ca(NO3)2 | CO2 | |||
H2S | BaCl2 | Na2SO4 |
Вариант 2
АIСI3 | CaO | Ва(NО3)2 | BaO | |||
H3PO4 | HNO3 | FeSO4 | ||||
P2O5 | К2SO4 | Na2O | H2SO4 | |||
Cl2O7 | HCl | СаСО3 |
Игра “Третий лишний”
Учащимся предлагается выбрать формулу вещества, которая не относится к одному классу веществ
- NaCL H2CO3 H3PO4
- Fе(ОН)3 СО Сu(ОН)2
- СаСО3 НСI МgI2
NаС1, СО, НСI – лишние в строках
Информация учителя о свойствах данных веществ (Приложение 2)
Внимание! Впереди Рифы Химических Уравнении. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.
Преодолевать Рифы будем таким образом: В своих судовых журналах вы записываете уравнения реакций, расставляете коэффициенты и указываете типы химических реакций.
Учащиеся работают самостоятельно в своих “судовых журналах”, затем для проверки к доске вызываются два ученика из разных вариантов. Все выполнившие правильно задание получают жетоны.
Задания:
1. Определить тип химических реакций, расставить коэффициенты:
Вариант 1
Cu + O2 = CuO
Mg + HCl = MgCl2 + H2
H2O = H2 + O2
Вариант 2
CH4 = C + H2
Na + S = Na2S
NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
Море разволновалось и несет нас к Потоку Экологически Чистой Воды.
Сообразительность – качество нужное всегда и везде, в том числе и во время путешествия.
Для выполнения следующего задания вам пригодятся и смекалка, и сообразительность. Ответы к ребусам запишите в “судовых журналах” О каком химическом элементе идет речь? (Ребусы)
• Тот, о котором этот сказ,
Горючий, самый легкий газ.
Пристли его открыл,
Кавендиш свойства изучил,
Лавуазье дал ему названье,
Получившее признанье,
“Рождаю воду” – означает.
Скажите: “Что это за газ?
Кто знает?”
(Н2)
• Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель – медь.)
• Бесцветный газ без запаха и вкуса
Людьми широко применяем.
для разных дел, различных целей
В войне и мире нужен им.
Он не поддерживает жизнь –
Так говорит о нем наука.
А без него любая жизнь
Ведь невозможна – вот так штука!
(Азот.)
За правильные ответы ко всем ребусам учащиеся получают жетоны.
Итак, возьмем курс к последнему пункту нашего маршрута. Отметьте, пожалуйста, его в своих “судовых журналах”. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал Расчетных Задач.
Решив задачи, вы получите право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как “Летучему Голландцу”.
Проводится самостоятельная работа по решению расчетных задач. Учащиеся выполняют эти задачи по вариантам. Два ученика работают у доски. Решения проверяются, и если задачи решены верно, ученики получают жетоны.
Тексты задач.
Вариант 1.
1. В 45 г воды растворили 5 г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Вариант 2.
1. Определите массы воды и сахара, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей сахара 0,2.
Ш. Подведение итогов урока.
Уважаемые пассажиры и экипаж атомохода “Ломоносов” наше путешествие завершается. Спасибо вам, что вы помогли мне осуществить это плавание.
Подсчитайте, пожалуйста, сколько жетонов вы набрали в ходе путешествия.
У кого 5–б жетонов? Поднимите руки! Количество набранных жетонов говорит о том, что вы, ребята, достойно прошли все этапы маршрута, успешно усвоили изученный материал, и перед вами открыт путь к познанию увлекательной науки химии. Вы заработали за урок отличную оценку.
А у кого 4 жетона? Поднимите руки! Оказывается, не весь материал усвоен хорошо, имеются небольшие пробелы. Поэтому рекомендую дополнительно позаниматься. А по каким вопросам, видно из записей в “судовом журнале”.
За урок сегодня вы получаете оценку “4”.
Ребята, а есть такие, у кого три жетона и меньше? Дела у вас обстоят неважно. Чтобы дальнейшее изучение материала не стало для вас мучением, необходимо серьезнее относиться к изучению нового предмета – химии, наверстывать упущенное. Оценок на сегодняшнем уроке я вам не выставляю, подумайте о причинах сложившегося положения.