Цель урока: ознакомить детей с литературными сказками классической русской литературы 19-20 веков.
Задачи:
- образовательные: учить находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных;
- развивающие: развивать мышление, речь детей, обогащать их словарный запас;
- воспитательные: воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.
Оборудование и материалы: портрет А. С. Пушкина, книги С. Аксакова “Аленький цветочек”, В. И. Даля “Девочка Снегурочка”, Л. Н. Толстого “Три медведя”, П. Ершова “Конек-Горбунок”, толковый словарь В. И. Даля, карточки для парной и индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Ребята, урок у нас сегодня необычный, к нам пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и покажем всё, что мы знаем и умеем.
2. Постановка целей и задач урока.
– Посмотрите на доску и попробуйте определить тему нашего
сегодняшнего урока. (Сказки русских писателей.)
– Вспомните, с какими сказками вы уже познакомились на прошлом уроке
внеклассного чтения? (Русскими народными.)
– Есть ли у русских народных сказок автор? (Нет.)
– Кто же их сочинил? (Народ.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками русских писателей, авторскими
сказками, т. е сказками, которые сочинил конкретный человек, автор.
3. Изучение нового материала.
– Одним из первых очарование сказочного вымысла в русских народных сказках ощутил А. С. Пушкин. (Портрет А. С. Пушкина)
Он вывел сказку из разряда гостьи в русской литературе в роль полноправной хозяйки. Какие сказки Пушкина вы знаете? (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”.)
– Со сказками А. С. Пушкина мы познакомимся немного позже, а сегодня поговорим о сказках, которые написали современники Пушкина, т. е. люди, жившие с ним примерно в одно время.
(Коллективное чтение сказки Л. Н. Толстого “Липунюшка.) Приложение 4
– У каждого на столе лежит листок, на котором напечатана сказка. Прочитайте,
кто написал эту сказку? (Л. Н. Толстой.)
– Как называется сказка? (Липунюшка.)
– Говорит ли вам о чем-нибудь это имя?
– Как вы думаете, что можно сказать о мальчике по его имени?
– Давайте вместе прочитаем сказку. Но перед этим попробуйте объяснить слова,
которые встретятся вам при чтении.
(На доске написаны слова: хлопок, столбочек, отпряла, узелок, соха, барин. Дети объясняют значение знакомых им слов. Незнакомые слова объясняет учитель.)
Первичное чтение учителем. Затем дети читают сказку по цепочке.
– Что вы можете сказать о Липунюшке теперь? (Он ласковый, вежливый,
уважает старших, трудолюбивый, заботливый, находчивый.)
– Какие признаки народной сказки вы увидели? (Зачин, старинные слова.)
– Прочитайте сказочный зачин.
– Какие старинные слова вы запомнили?
– В сказках часто используются слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Найдите их в тексте сказки. (Липунюшка, сыночек, матушка, хлопочек, столбочек,
батюшка, платочек.)
– Какая пословица, на ваш взгляд, выражает главную мысль этой сказки? (Мал,
да удал.) Приложение 3
– А сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, которые вы читали дома, а вы
отгадайте, что это за сказка и кто её автор:
Что ж он видит? Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. (П. Ершов “Конек – горбунок”)
– П. Ершов написал эту сказку почти мальчиком, студентом. Кто принёс её в
класс? (Выставляю на выставку.)
– Назовите признаки народной сказки в сказке Ершова. (Троекратный повтор
– три брата три раза ходили в дозор, царь капризный, вздорный, смешной.)
– Найдите пословицу, выражающую главную мысль сказки. (Жадность – всякому
горю начало.)
– Угадайте следующую сказку. “Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём
саду мой заповедный, любимый цветок? Знай же свою участь горькую. Умереть тебе
за свою вину смертью безвременною!” (С. Т. Аксаков “Аленький цветочек”)
– Маленький Серёжа Аксаков любил слушать сказки, которые ему рассказывала
ключница Пелагея, жившая в их семье. Ключница – это слуга в богатом доме, в
данном случае, женщина, которая отвечала за продовольствие и имела ключи от
помещений, где оно хранилось. Как и сказкам ключницы, сказкам Аксакова присущи
напевность, особый язык.
– Сейчас я вам раздам карточки. Приложение 1
Задание: пронумеруйте, в каком порядке происходили события в сказке Аксакова “Аленький цветочек”. Сначала эту работу выполняет каждый самостоятельно, затем в паре, а затем мы обсудим это вместе.
– Младшая дочь просит привезти аленький цветочек.
– Купец срывает аленький цветочек в таинственном лесу.
– Купец отправляется по торговым делам.
– Чудище приказывает отдать вместо купца одну из дочерей.
– Младшая дочь привыкает к чудищу.
– Сёстры делают своё недоброе дело.
– Чудище превращается в принца.
– Какая же пословица подходит к этой сказке? (Не ищи красоту, ищи доброту.)
Проверка.
– Мудрость русских народных сказок, богатство и красоту живой народной речи
оценил и показал В. И. Даль. Отгадайте, из какой сказки Даля этот отрывок:
“…Старик принёс комочек снега в избу, положил в горшочек и поставил на окошко…
Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке, под ветошкой. Они к окну –
глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок…”. (“Девочка
Снегурочка”)
– Что вы уже знаете о В. И. Дале из русского языка? (Он составитель
“Толкового словаря живого великорусского языка”.)
– Совершенно верно. Вот этот словарь. Давайте сейчас попробуем найти незнакомое
нам слово, которое встретилось сегодня на уроке – “ключница”. (Поиск слова в
словаре)
– Назовите в сказке “Девочка-Снегурочка” признаки народной сказки.
– Какая пословица подходит к этой сказке? (Друг познается в беде.)
Физкультминутка.
Игра “Два Мороза”.
– Сейчас мы поиграем в игру “Два Мороза”. Но перед игрой ответьте на вопрос: в какой сказке Одоевского главный герой Мороз? (“Мороз Иванович”.)
Дети встают в 2 круга перед доской. Два ученика, ведущие, говорят слова:
Мы два братца удалые,
Два Мороза молодые.
Я Мороз – Синий нос,
Я Мороз – Красный нос.
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
Как только эти слова произнесены, дети вытягивают ладони вперед к центру круга. Морозы, каждый в своем круге, бегают, стараясь их “заморозить”. “Замороженные” встают на место ведущих, и игра продолжается.
– Знатоком русского языка и жизни простого народа был великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал сказки для детей, сказочные притчи и басни для взрослых. В своих сказках Л. Н. Толстой предстаёт перед нами и как педагог, учитель, защитник простого народа. Одну из его сказок вы любили, когда были еще малышами, её читали вам мама и папа, рассказывали в детском саду. Угадайте эту сказку: “Девочка легла в большую кровать – ей было слишком просторно, легла в среднюю – слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.” (“Три медведя”)
– Кто сможет кратко пересказать эту сказку?
– Какие сказочные приметы из народных сказок вы заметили? (Троекратный
повтор, три медведя, три чашки, три кровати.)
– Какие еще сказки Л. Н. Толстого вы знаете? (“Липунюшка”, “Два брата”)
– Молодцы! Много сказок русских писателей вы прочитали к сегодняшнему уроку.
4. Подведение итогов.
Работа с карточками. Приложение 2
Соотнесите названия сказок с их авторами.
“Конёк – горбунок”. П. И. Ершов
“Девочка Снегурочка”. В. И. Даль
“Аленький цветочек”. С. Аксаков
“Сказка о рыбаке и рыбке”. А. С. Пушкин
“Три медведя”. Л. Н. Толстой
Один ученик делает эту работу на доске.
– Какой писатель первым использовал сюжеты русских народных сказок в своих
сказках? (А. С. Пушкин)
– Какие приёмы из русских народных сказок использовали писатели? (Сказочный
зачин и концовку, троекратные повторы, присказки, старинные слова, сказочных
персонажей, волшебные предметы, добро побеждает зло.)
5. Домашнее задание.
– Когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, они изучали окружающий мир не только по сказкам. У них были и свои учебные книги. Первые учебные книги для детей написали русские писатели Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский. Прочитайте к следующему уроку рассказы, были или басни Л. Н. Толстого.
Список используемой литературы:
- Яценко И. Ф. “Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007.