В последнее время в учебный процесс все активнее внедряются инновационные технологии. Вместе с тем идет дифференциация образовательных учреждений в плане разделения математических, гуманитарных, технических направлений в обучении. Инновации и дифференцированное обучение, несомненно, влияют на развитие учащихся. Согласно работам Панова В.И., Рубцова В.В., Ясвина В.А., Слободчикова В.И. и других психологов, изменения самосознания, личности учащихся обусловлены особенностями той образовательной среды, в которой они находятся. Самосознание – психический процесс, результат социального взаимодействия индивида и его окружения. Человеческое “Я” меняется вместе с изменением условий его жизни, поэтому является необходимым изучение особенностей самосознания юношей и девушек в связи с условиями образовательной среды.
Понятие “среда” произошло благодаря идеям экологической психологии в 70-е годы XX века. Педагоги и психологи, используя понятие “образовательная среда”, хотят подчеркнуть, что обучение, воспитание, развитие и социализация ребенка происходят под воздействием обучающих и воспитательных действий и в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. Образование же является итогом действия широкого спектра факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.). Уже само понятие “образовательная среда” подчеркивает наличие широкого спектра факторов, определяющих направление обучения, воспитания и развития личности. Существуют различные модели образовательной среды:
Эколого-личностная (В.А. Ясвин) представляет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Следующая модель, коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), представляет образовательную среду как форму сотрудничества, которая создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися.
В отличие от предыдущих, в антрополого-психологической модели (В.И. Слободчиков) образовательная среда – это динамическое образование, являющихся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.
Психодидактическая модель, по мнению Панова В.И. является близкой к вышеперечисленным подходам. Приверженцами этого подхода являются В.В. Давыдов, В.А. Орлов, ими образовательная среда понимается как система влияний и условий, которые создают возможность как для раскрытия не проявившихся способностей учащихся и педагогов, так для развития уже проявившихся у них способностей, в соответсвии с их природными задатками, интересами и склонностями с одной стороны, образовательными целями данного учреждения – с другой.
Экопсихологический подход (В.И. Панов) под образовательной средой понимает систему педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже имеющихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.
Несмотря на различия в понимании образовательной среды, авторы имеют точки соприкосновения взглядов:
- понимают образовательную среду как совокупность факторов влияний и условий;
- в качестве компонентов среды выступают пространственно-предметные условия, характер взаимоотношения субъектов образовательного процесса, формы и методы обучения;
- авторы едины во мнении о необходимости постоянного мониторинга состояния образовательной среды и в зависимости от его результатов, внесения изменения в учебный процесс.
В 2009 году нами был получен социальный заказ от психологических служб одного из лицеев г. Ижевска Удмуртской республики и сельской средней общеобразовательной школы на исследование особенностей самосознания старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.
Работа была выполнена под научным руководством кандидата психологических наук, профессора Удмуртского государственного университета Казанцевой Галины Николаевны.
В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов общеобразовательных учреждений: сельской средней общеобразовательной школы”, школы-интерната среднего общего образования и один из лицеев г. Ижевска (всего 87 человек из 4 классов). Мы предположили, что психологические условия образовательной среды образовательных учреждений разного типа различны; выраженность компонентов самосознания юношей выше и самосознание более структурировано в таких образовательных учреждениях, как лицей и школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов, а сами эти компоненты связаны с выраженностью психологических условий образовательной среды. Для достижения целей исследования старшеклассники были разделены на 4 группы (1, 2, 3 и 3А). В первые две группы вошли учащиеся средней школы и школы – интерната. Учащиеся последних двух групп обучаются в одном лицее, но разное количество лет: в группе 3 оказались старшеклассники, обучающиеся в лицее с первого класса, в группе 3А – школьники, обучающиеся в лицее второй год.
Для достижения поставленных нами задач мы использовали следующие методики:
- Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
- “Тест смысложизненных ориентаций” Д.А. Леонтьева.
- “Методика исследования самоотношения” С.Р. Пантилеева.
- Методика диагностики психологических условий образовательной среды Н.П. Бадьиной, которая была представлена на Фестивале “Открытый урок” в 2005 году.
Последняя методика интересна тем, что позволяет оценить выраженность в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:
- интенсивность образовательной среды;
- эмоционально-психологический климат;
- удовлетворенность образовательной средой;
- демократичность образовательной среды;
- содействие формированию познавательной мотивации;
- удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
В результате исследования нами были получены следующие данные.
Психологические условия образовательной среды образовательных учреждений разного типа действительно различны: “удовлетворенность образовательной средой”, “демократичность”, “содействие формированию познавательной мотивации” и “качество обучения” учениками Республиканской школы-интерната оцениваются учащимися выше. Показатели свидетельствуют, что в одном образовательном учреждении у отдельно взятого класса складывается своя особая образовательная среда, несмотря на неизменный педагогический состав и систему учебно-воспитательной работы. Основную причину различий мы видим в длительности обучения учащихся в лицее и, соответственно, в длительности и интенсивности воздействий на них психологических условий образовательной среды.
Наибольшее количество различий в компонентах самосознания получено при сравнении групп 2 и 3, 2 и 3А (воспитанники школы-интерната и учащиеся лицея). Значимые различия выявлены по таким показателям, как самооценка успешности, общительности, активности, ответственности, уверенности в себе; показателям теста смысложизненных ориентаций “цели в жизни”, “удовлетворенность самореализацией”, “локус контроля – Я”; по показателям методики исследования самоотношения “закрытость”, “самоуверенность”, “саморуководство”, “самоценность”, “самопривязанность”, “внутренняя конфликтность”, “самообвинение”. В группах учащихся Лицея значения по указанным показателям выше, чем в группе учащихся республиканской школы-интернат, за исключением показателей “внутренняя конфликтность” и “самообвинение” (в группах 3 и 3А они ниже).
Теснота связей между изучаемыми компонентами самосознания свидетельствует о целостности и большей структурированности самосознания старшеклассников, обучающихся в лицее, в наименьшей степени структурировано самосознание учащихся Республиканской школы-интерната.
Наибольшее количество связей психологические условия образовательной среды имеют с показателями СЖО. Это означает, что рассматриваемые нами условия образовательной среды связаны прежде всего со смысложизненными ориентациями школьников. Практически во всех изучаемых группах психологические условия образовательной среды имеют связи с самооценкой успешности и активности старшеклассников (за исключением группы 3А).
В целом, связи психологических условий среды и компонентов самосознания сложны и неоднозначны.
Результаты исследования были обсуждены на педагогических советах и использованы в лицее и средней общеобразовательной школе с целью коррекции учебно-воспитательного процесса в связи с условиями образовательной среды и развитием самосознания школьников.